Консультация для родителей: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек»
консультация (младшая группа)

В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_8.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Особенности развития речи у мальчиков и девочек»

В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий.

 Педагоги и психологи единогласны во мнении о том, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек есть, причем, разница эта весьма существенна. Правда, фактом остается то, что пока не известно, чем это различие обусловлено: особенностями развития организма представителей разных полов или же разными подходами к воспитанию. Скорее всего, истина находится где-то посередине.

Родителям же нужно четко осознавать, что у среднестатистической полуторагодовалой девчушки словарный запас вдвое больше, нежели у ее сверстника-мальчугана. Ну а раз словарный запас богаче, значит, и речевого опыта у малышек к этому возрасту накапливается несравненно больше. Возможно, отсюда прочно закрепившийся стереотип о болтливости всех без исключения представительниц прекрасного пола.

Выходит, из жизненного опыта становится ясно, что девочки раньше учатся говорить и как следствие – произношение их более правильное и четкое, а предложения - распространенные.

Но все это, никоим образом не значит, что мальчики глупее. Они непременно наверстают упущенное и догонят девочек, особенно если помогать им и всячески поощрять словесное выражение ими мыслей. Так, сложно переоценить роль скороговорок в развитии речи детей, всевозможных упражнений и, безусловно, книжек со сказками и стишками.

В процессе воспитания детей различных полов родителям нужно осознавать определенные особенности, которые связаны с различиями речевого развития.

1 отличие: в способе пополнения словарного запаса.

 Девочки расширяют словарный запас, тогда как мальчики больше склонны к его углублению. К примеру, маленькие принцессы постараются охватить тему «Колесо, машина, автобус, водитель, ехать, путешествие…», а вот будущие мужчины станут более точно и подробно описывать каждое из конкретных действий: «Гараж, машина, ездить, приезжать, уезжать, подъезжать» и т.д. Подобного рода попытки углубленно описать действия представляют для малышей определенную сложность, поэтому в речи мальчиков чаще встречаются ошибки.

Следует отметить и тот факт, что представители разных полов по-разному воспринимают речь. Так, мальчики позже учатся распознавать эмоциональные оттенки услышанного, поэтому от их родителей можно услышать жалобы на то, что сыновья практически никак не реагируют на замечания и нравоучения. Причина подобного поведения – эмоциональная природа родительских нотаций, а для мальчиков данная составляющая человеческой речи пока чужда. Они не понимают и не воспринимают смысловой нагрузки замечаний, поэтому им неинтересно на протяжении получаса выслушивать о том, как же некрасиво ковыряться в носу или разбрасывать игрушки по комнате.

Девочки другие, для них ключевую роль играют чувства, эмоции, именно их малышки пытаются уловить в речи окружающих. Значит, ругать детей нужно по-разному, в зависимости от их половой принадлежности. Мальчиков – конкретно и кратко, девочек – дольше, но спокойно и тихо.

1 отличие: восприятие информации мальчиками и девочками.

Мальчики чаще копируют поведение взрослых и черпают информацию именно из него, а девочки лучше усваивают сведения, воспринятые словесно. Поэтому у родителей создается впечатление, что договориться с дочками намного проще, нежели с сыновьями. Пример: девочкам достаточно просто сказать, что переходить улицу нужно на зеленый свет - они поймут и будут это делать, а вот мальчикам необходимо доходчиво объяснить, почему именно следует идти не на красный, а также подтвердить сказанное личным примером.

Кстати, даже в беседу разнополые дети вступают по-разному. Маленьких мужчин чаще всего интересует ответ на какой-либо конкретный вопрос, а вот девчонки просто хотят наладить контакт с собеседником.

 

3 отличие

Речь девочек по грамматическому строю и словарному запасу богаче, они использует в речи большое количество глаголов, местоимений и предлогов. Навыки чтения у девочек формируются раньше. До семи лет девочки в интеллектуальном и речевом развитии опережают мальчиков.

 У девочек лучше развит вербальный интеллект и раньше формируется речь. У мальчиков более развиты особенности, связанные с пониманием пространственных соотношений, а именно математические и зрительно-пространственные способности.

Процесс усвоения речи у девочек начинается раньше в среднем на два месяца. Активно говорить девочки начинают в год и восемь месяцев, мальчики на два-четыре месяца позже, обычно после двух лет. Такие различия объясняются накоплением большого количества глаголов в активном словаре у девочек. Именно с этим связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсловных высказываний девочек по сравнению с мальчиками.

Также большое значение в развитии речи имеет формирование полушарий головного мозга.

Мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает иначе.

 

Мозолистое тело, которое соединяет левое и правое полушарие у мальчиков тоньше. Мальчикам сложнее сопоставить информацию, обрабатываемую левым и правым полушарием в отдельности т.к. левое и правое полушарие избирательно включаются в мыслительные процессы. Мозолистое тело у мальчиков развивается до восьми с половиной лет, у девочек до семи. Лобные области мозга, отвечающие за контроль поведения и за планирование деятельности, развиваются у мальчиков также позднее. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.

Следовательно, девочки в семь лет в большей степени готовы к обучению, чем мальчики, у которых мозг «созревает» для полноценной учебы только к восьми годам.

Основные различия организации мозга мальчиков и девочек заключаются

в следующем:

  1. Отличия проявляются на начальных этапах формирования центральной нервной системы. Уже при рождении девочки более развиты (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики позднее начинают ходить и разговаривать по сравнению с девочками. К подростковому возрасту, эта разница достигает примерно двух лет. Интеллект, как и речь у девочек в детстве развиваются быстрее к двадцати годам уровень интеллекта мужчин и женщин сравнивается.
  2. Скорость созревания мозга различна: у девочек правое полушарие созревает медленнее, у мальчиков медленнее созревает левое. Это объясняет лучшее речевое развитие девочек до 10 лет, а также их способность к более успешному решению логических заданий и запоминанию цифр.
  3. Число нервных волокон, соединяющих два полушария у девочек

больше, чем у мальчиков. Выполнение нескольких дел для мальчиков в одно время затруднительно.

  1. При обработке словесной информации девочки пользуются обоими

полушариями, а мальчики преимущественно левым полушарием.

  1. У мальчиков более активен передний мозг, его лобные структуры, это

объясняет большую избирательность восприятия. Поэтому мальчики

отличаются высокой поисковой активностью, творческим мышлением что, способствует самореализации. При этом требования к качеству, аккуратности и тщательности выполнения работы у них не велики.

  1. Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется

разной стратегией мышления, но результат почти совпадает.

  1. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек

детализированное.

  1. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь

затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике), т.к. у них меньше развита пространственно-зрительная память.

  1. Девочки меньше ориентированы на информацию, а мальчики на

отношения между людьми.

  1. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. В совместных занятиях, когда мальчик достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать.
  2. Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет

на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делают левой рукой.

  1. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их

деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они произвели впечатление.

13.При усвоении родного языка у мальчиков в два раза чаще наблюдаются

характерные расстройства в развитии языка и речи, например, темповые

задержки речевого развития.

14.Различия наблюдаются и в понимании речи у мальчиков и девочек:

девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую,

сдержанную.

Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».

Девочки лучше воспринимают информацию в словесной форме. Именно

поэтому родители считают девочек более сговорчивыми. Мальчики напротив словесную информацию воспринимают плохо, для них важен пример взрослых.

Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.

 Знание гендерных особенностей развития речи позволит родителям правильно распределять нагрузку и развивать слабые стороны ребенка, опираясь на сильные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по развитию речи "Поможем мальчикам и девочкам"

Закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола. Учить детей быть внимательными друг к другу....

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем ...

консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"...

Особенности развития речи у мальчиков и девочек.

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.Нейропс...

Особенности развития речи у мальчиков и девочек (некоторые рекомендации родителям и детям)

Осоьенности развития речи у мальчиков и девочек (некоторые рекомендации родителям и детям)...

Консультация для воспитателей «Особенности развития речи у мальчиков и девочек»

Взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка....