Консультация для родителей «Предупредить дисграфию в школе можно уже в детском саду! »
консультация (подготовительная группа)

Хохлова Елена Сергеевна

Консультация для родителей «Предупредить дисграфию в школе можно уже в детском саду! »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlova_es_konsultatsiya.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

         Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф. Грушина   города Новокуйбышевска  городского округа Новокуйбышевска Самарской области  структурное подразделение «Детский сад «Василек»

Консультация для родителей

«Предупредить дисграфию в школе можно уже в детском саду! »

Хохлова Елена Сергеевна,                                                                         воспитатель

СП «Детский сад «Василек»

 ГБОУ ООШ №20

г.о. Новокуйбышевск                                                                                                  2023

Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают, что в основе нарушений чтения и письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма. Авторы указывают на разнообразие нарушений письменной речи.        Анализ научно-методического материала и практический опыт работы показал, что обозначенная проблема давно интересовала как ученых, так и практиков, но, несмотря на массу публикаций, еще недостаточно полно раскрыт вопрос профилактики нарушений письменной речи.

С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку. При дисграфии дети в младшей школе с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы.

На что нужно обратить особое внимание:

·          Если Ваш ребенок левша.

·         Если он - переученный правша.

·         Если Ваш ребенок посещает логопедическую группу.

·         Если в семье говорят на двух или более языках.

·         Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

·         Смешение букв по оптическому сходству:  т-п, б-д, а-о, е-з, д-у.

·         При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

·         Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления и т.д. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

·         Искажения структуры предложенияпричиной которых является несформированность лексико-грамматической стороны речи. 

Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка социальная среда должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности и т. п.  Совершенно незаменимую роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, которое должно начинаться с доречевого периода. В дальнейшем такое общение должно постепенно приобрести «направляющий» характер, стимулирующий правильное развитие психических функций ребенка — его внимания, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, что так необходимо для предстоящего процесса обучения и для овладения письменной речью в частности. Особое же внимание в этот ранний период должно быть уделено полноценному развитию устной речи ребенка, поскольку именно она явится той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь.

Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.

«Угадай, чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс…) и как поет комарик «З»: ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когла поет водичка, а когда комарик. Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т.д.

Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.

«Хлопни в ладоши». Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать соответствующую букву.

« Покажи картинку». Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).

«Закрой картинку». Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.

«Подбери слова». Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.

        У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка.

Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду"

Помочь родителям в адаптации ребенка к детскому саду,где говорится как лучше помочь ребенку освоиться в новом для себя обществе....

Консультация для родителей по теме "Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду"

Цели рекомендаций: повышение психолого-педагогических знаний у родителей будущих воспитанников детского сада; развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и педагогов детского ...

Консультация для родителей " Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду"

У каждой мамы задолго до  момента поступления в  детский сад возникает страх и неуверенность: как, такой домашний, единственный и любимый малыш останется без меня в незнакомой для него обста...

Консультация для родителей: "Как помочь ребенку справляться с трудностями в детском саду и в школе?"

Рекомендации родителям для оптимизации рабочего пространства дошкольника с целью облегчить его адаптацию в период обучения в школе....

Работа с родителями.Консультация для родителей: "Виды росписей декоративно-прикладного искусства,используемые в детском саду."

Консультация для родителей:"Виды росписей декоративно-прикладного искусства,используемые в детском саду."Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в ко...