Мастер класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Мария Андреевна Петровец
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Задачи: • показать значимость развития кистевой моторики у детей; • познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности; • создать условия для педагогического общения. Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

через разные виды деятельности»

Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать значимость развития кистевой моторики у детей;
  • познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
  • создать условия для педагогического общения.

Здравствуйте уважаемые педагоги. Я искренне рада приветствовать Вас на мастер-классе. В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Следствие слабого развития мелкой моторики руки – это общая неготовность большинства современных детей к обучению многим видам деятельности в старшем дошкольном возрасте, но и в дальнейшем в школе.

Письму или проблема с речевым развитием.

Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, счетные палочки, мозаику.

Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей.

Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему.

Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве. И конфеты были слаще, и мороженое вкусней. Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства. Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем в игру «Кто быстрее соберет бусы?»

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь!

(Педагогам предлагается помочь собрать бусы)

Оказывается, нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам…

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Уважаемые педагоги, как вы считаете, почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.

 Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Какие упражнения помогут ребёнку усовершенствовать свои навыки?

  • Пальчиковые игры. Они считаются уникальным способом развития детской речи. Вместе с упражнениями малыши заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.;
  • оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея — следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым;
  • шнуровка — вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем;
  • игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.);
  • лепка из глины, теста, пластилина.

Одним из способов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Уважаемые педагоги, я попрошу вас побыть в роли детей и поиграть в игру с пробками от бутылок. Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Ставим в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах», приговаривая:

«Мы едем на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

Это упражнение можно усложнить: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно. В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно. Давайте все вместе потренируемся.

Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Предлагаю вам поиграть. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.
         На столах у вас есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа, пробки. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов из различных материалов — серьезное занятие. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
       Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха, макаронами, прищепками, бусинками, С этими предметами можно выполнять различные упражнения, которые оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
катать бусинки; придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
          Предлагаю вам поиграть в игру «Кто как бегает?» Суть игры заключается в следующем: «накрутить» ленточку с игрушкой на карандаш, так чтобы оно при движении по столу не перевернулось, а ровно пробежало до веточки (т. е. до карандаша). Следующее упражнение, которое я вам хочу предложить называется «Утюжок». Возьмите толстый карандаш. Положите его на стол. «Прогладьте» карандаш сначала одной ладонью, потом другой.           Покатайте карандаш по столу, приговаривая:

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

Хорошим подспорьем в этом направлении игра «Найди камушек». Уважаемые коллеги, предлагаю Вам разыскать в мешочке на ощупь камушек среди большого количества разнообразных пуговиц: маленькие, большие, с ножкой, с отверстиями, плоские, выпуклые, различной шероховатости.

Еще одним способом развития мелкой моторики детей являются игры с прищепками. Предлагаю поиграть в игру «Дополни предмет». Ваша задача из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнца, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.

Следующая упражнение с губкой для мытья посуды. Сжимаем губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут- будут из печи

Булочки и калачи.»

          Мария Монтессори считала, что развитие мелкой моторики с помощью сыпучих материалов (греча, фасоль, горох, манка) занимает особое значение и способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться. Давайте сегодня мы попробуем рассортировать по разным мисочкам различные виды круп, орехи, фасоль, бусины и небольшие игрушки.

Уважаемые педагоги, а вы знаете, что чем больше дети играют с пластилином, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать. Сегодня предлагаю попробовать нарисовать бабочку. Уважаемые педагоги, хочется отметить, что пластилинография для детей 3-4 лет должна быть простой в исполнении.

Надеемся, что наша встреча была не безрезультатной, вы почерпнули много интересного и полезного. Хочу закончить мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутк...

Мастер-класс по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс по теме:  «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста  через разные виды деятельности»Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности"

Презентация  "Развитие мелкой моторики рук у  детей дошкольного возраста в разных видах деятельности"...