Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»
консультация

Сазонова Виктория Анатольевна

работа с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Разработала: воспитатель Сазонова В.А.

Радость встречи с книгой

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.
Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.
Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух».

Подготовьте, пожалуйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:

«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Подготовила: Сазонова В.А.

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

Задачи:

1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;

2. учить, правильно подбирать текст для обучения детей пересказу;

3. познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.

Добрый вечер, уважаемые родители!

- Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.

- Как вы считаете, нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?

- В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.

- Зачем нужно учить детей пересказу?

- В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:

Обогащается и расширяется словарь;

Формируются навыки словоупотребления;

Усиливается языковое чутье;

Внимание и интерес к образному слову.

Развиваются все психические процессы:

Внимание (умение внимать);

Память (запоминание текста);

Мышление (логика изложения).

Возрастает роль произвольно- волевых процессов:

Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.

- Как вы считаете, можно ли для пересказа брать любое произведение? Почему?

Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».

Для пересказов с детьми предлагаю перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.

Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.

В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:

- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;

- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.

- Теперь послушайте два текста и определите, какое из этих произведений можно взять для пересказа? (Сказка «Лиса и рак», «рассказ. К. Д. Ушинского Петушок».)

- Почему выбрали первый текст, а не второй?

- Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?

- Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.

- Что нужно делать после чтения текста?

- Конечно, побеседовать о прочитанном.

- Какие будите задавать вопросы?

- Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.

- Побеседовали надо сразу пересказывать текст с ребенком? Ваше мнение!

- Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.

- При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.

- Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.

- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.

Теперь давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.

- Ребята послушайте интересную сказку. Сели удобно.

Читаю сказку.

- Как называлась сказка?

- Что при встрече сказала Лиса Раку?

- Как Рак ответил Лисе?

- Каким голосом говорила Лиса? Рак?

- Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?

- Когда Рак отцепился от Лисы?

- Что услышала Лиса от Рака?

Молодцы ребята отвечали на вопросы хорошо.

Физминутка.

- Ребята послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.

Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.

(Кому-то одному и по ролям.)

Молодцы ребята рассказали хорошо.

- Что узнали нового?

Спасибо за встречу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Убедить родителей в том, что сказка играет большую роль в формировании мировозрения ребенка. Воспитывает любовь к животным, природе, родной земле и  своим ближним....

Консультация для родителей "Воспитание сказкой - радость встречи с книгой"

Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить...