Родительское собрание: «Эмоциональное благополучие детей»
консультация (средняя группа)

Килякова Светлана Александровна

Родительское собрание

Тема: «Эмоциональное благополучие детей»

Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления психологического здоровья.

Повышение психолого – педагогической грамотности родителей.

Форма проведения: заседание родительского клуба

Участники: воспитатели, родители.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Советы для родителей «Минута нежности».

5. Тренинг.

6. Заключительная часть.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_rebyonka.docx27.57 КБ
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Эмоциональное благополучие детей»

Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления психологического здоровья.

Повышение психолого – педагогической грамотности родителей.

Форма проведения: заседание родительского клуба

Участники: воспитатели, родители.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Советы для родителей «Минута нежности».

5. Тренинг.

6. Заключительная часть.

Ход мероприятия

1Сл. Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на нашей встрече, тема которой «Эмоциональное благополучие ребёнка».

2Сл. По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Поэтому мы, сегодня поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья в целом. Родители счастливы тогда, когда счастлив, весел ребёнок!

      К сожалению, с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

2аСл. Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника.

 Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При благоприятных условиях развития без травмирующих факторах ребёнок растет эмоционально благополучным   3Сл. (такой ребёнок улыбчив, доброжелателен….).

При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

- Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей.)

4Сл. Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы.

Все мы понимаем, что эмоциональное благополучия любого ребёнка во многом зависит от семьи, в которой он живёт (методов воспитания, привычек и т.д.). Нередко неправильное поведение родителей может вызвать у детей нервный срыв, стресс. Давайте рассмотрим некоторые причины, вызывающие у детей изменения в эмоциональной сфере.

5Сл. Психологи выделяют одну из причин, это снижение двигательной активности. Казалось бы, но, недаром говорят, движение жизнь. Дети гармонично развиваются в движении, а ограничения приводят  к нежелательным изменениям в эмоциональной сфере.

Чтобы выделить следующую причину вашему вниманию предлагается 2 ситуации:

6Сл. Ситуация 1.

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации? Какое правило воспитания при этом нарушено? 6аСл.

Обобщение:

7Сл. Конечно же, родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи и о необходимости придерживаться режима дня. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразиться на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

8Сл. Ситуация 2.

Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае?

Обобщение.

8аСл. В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные»Мама может сказать:

- Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

Две ситуации с радикально противоположным исходом. Главное, родители находят компромисс, а не самоутверждаются (не удовлетворяют свои амбиции) за счёт эм.благополучия ребенка.

9Сл. Следующая причина, на которой хотелось бы остановиться это избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки). И желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его возрасту.

Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Вроде бы мы хотим как лучше, дать ребенку всё и даже больше, но зачастую нервная система маленького ребёнка не выдерживает, перенасыщается и приводит к срывам, нередко к заиканию, неврозам. Поэтому несколько раз подумайте, стоит ли записывать своего ребёнка во все существующие кружки. Возможно, вашему ребёнку достаточно эмоционально наслаждаться детством.

10Сл. Далее, не маловажная причина, порождающая изменения в эмоциональной сфере у ребёнка это неблагополучное положение в семье, а именно ссоры, ругань, крики.

Вопрос: как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий.

Ответ: часто дети реагируют на такие ситуации плачем, истериками, капризами. Это их защитная реакция.

ОбобщениеРодителям ни в коем случае нельзя допускать таких ситуаций. Психолог И. Плотниекс, написавший книгу для родителей «Психология в семье», считает, что в эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1 % - заболевания, а 99 % - распущенность. Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением взрослых и детей, формирует детей как неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Согласны ли вы с этим мнением?

11Сл. Предлагаю вашему вниманию ситуацию:

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщает:

- У меня было хорошее воскресенье.

- Чем же? – интересуется воспитатель.

- А у папы было очень хорошее настроение!

По этому поводу вопрос: согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяется нашим настроением?(Зачастую) Заметьте, как часто атмосфера в семье зависит от настроения его членов.(напрямую)

Предлагаю вам посмотреть 2 ситуации, когда поведение взрослого зависит от его настроения.

Ситуация 1. У мамы прекрасное настроениеРебенок, играя, разбил вазочку.

- Ой, мама?

- Ладно, сыночек, ничего страшного, давай приберем осколки.

Ситуация 2. Мама в мрачном расположении духа, все ее раздражает. Ребенок, играя, разбил вазочку.

- Ой, мама?

- Что наделал? Вечно ты лезешь, куда не следует! Убирай, сейчас же.

Эти две ситуации наглядно показали, как от настроения зависит наше поведение и как оно отражается на эмоциональном самочувствии ребенка. Душевное равновесие взрослого очень важно для благополучия эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка в семье.

Мы вас призываем жить под девизом «Оптимистический настрой и проявление любви как доминанта жизни семьи».

 12Сл. Ведь родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери, также может привести к изменениям в эмоциональной сфере. Ребенку нужны и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости».

Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждет возможности поцеловать свою маму. Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, это происходит потому, что поцелуй — это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребенка — чтобы быстрее зажила.

Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения.

13Сл. Советы для родителей «Минуты нежности»

Предложите родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».

— Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.

— Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

— Какое у него при этом было настроение?

— Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Многие родители воспринимают наши предложения, как что-то надоедливое…наша цель – поделиться эмоциями, теплом, побыть вместе.

Вопрос: Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка? (напрямую)

14Сл. В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин много. Одна из основных – приверженность традициям – «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет» - а потому и сами переносят методы телесного наказания на своего ребенка.

Другая причинавысокая результативность при минимальных затратах времениребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и, по мнению взрослого – проблема решена.

Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.

Логичный вопрос, наказывать или нет. Безнаказанность ведет к распущенности. Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Леви, который написал «Семь правил для всех – “Наказывая, подумай: Зачем?” 15Сл.

1. Наказание не должно вредить здоровью.

2.Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – Не наказывайте.

3. За один раз – одно.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Наказан – прощен. Без унижения.

5. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует

только в обратную сторону!

6. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

7. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Как вы понимаете последнее утверждение? (демонстративное поведение) 16Сл.

Тренинг. Игра «Страхи в домиках».

Воспитатель. Когда ребёнок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребёнка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится, появляется страх.  Вопрос: Какие детские страхи вы знаете или слышали о них? (перечисляют)

17Сл. В каждом возрасте наблюдаются, так называемые нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат интеллектуальной сферы, воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но есть случаи, когда страхи накапливаются и мешают личностному развитию, создают невротические проблемы. В каждом возрасте есть возрастные нормы страхов и их распределение по полу и годам.

Существует тест «Страхи в домиках», который вы можете провести с ребёнком и выявить, чего он боится.

Как бороться со страхами. Можно предложить ребёнку, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Поделитесь с ребёнком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод – это сочинить вместе с ребёнком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх – это самый распространённый и действенный метод борьбы с ним. А после того, как ребёнок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его, при этом хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

18Сл. Что ж, вот те малые причины, порождающие изменения в эм сфере.

Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка?

Мне кажется, что многие родители задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка.

Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Анализ анкет.

Любите своих детей, больше времени проводите с детьми и наши дети вырастут спокойными, уравновешенными и рассудительными.

Решение:

1. Придерживаться единых требований в семье и детском саду.

2. Соблюдать режим дня.

3.Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка в семье, используя рекомендации, игры на преодоление страхов у детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА»

Слайд 2

Здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника.

Слайд 3

ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЕНОК НЕ ГРУБИТ РОДИТЕЛЯМ НЕ ДРАЧЛИВ ОБЛАДАЕТ ЧУСТВОМ ЮМОРА НЕ КРИКЛИВ УЛЫБЧИВ РАЗГОВОРЧИВ НЕПОСРЕДСТВЕНЕН

Слайд 4

Дети становятся - капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы и т.д.

Слайд 5

Снижение двигательной активности. Основные причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Слайд 6

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Ситуация 1. Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

Слайд 7

Несогласованность требований к ребёнку дома. Нарушение режима дня . Основные причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Слайд 8

Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Ситуация 2. В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные» .

Слайд 9

Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки). Желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его возрасту. Основные причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Слайд 10

Неблагополучное положение в семье. Основные причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Слайд 11

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщает : - У меня было хорошее воскресенье. - Чем же? – интересуется воспитатель. - А у папы было очень хорошее настроение! Ситуация 3. Наше поведение определяется нашим настроением.

Слайд 12

Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери Основные причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Слайд 13

Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его. Обнимите за плечи своего ребенка, нежно погладьте по волосам или по щеке — простые движения так нужны ему, нужны постоянно. Порисуйте у ребенка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что Вы изображаете. Если малышу сложно отгадать предметы, то покажите на его спинке, как пробежала мягкая кошечка, как протопал тяжелый слон или пролетела, лишь касаясь крыльями, легкая бабочка. Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите малышу спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти ее. После отыскивания плюшевого мишки обязательно поцелуйте и его хозяина. Повторите игру. Медвежонку есть куда спрятаться: в штанину пижамы или под подушку. Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чем-нибудь, прижавшись друг к другу. Можно предложить ребенку игру : проявлять ласку определенное время, выпавшее на кубике, можно поиграть в загадочную статую . Ребенок должен принять любую позу и накрыться одеялом или простыней, а Вы — ощупать его. Если у Вас двое или больше детей, попытайтесь отгадать, кто скрывается под одеялом. Тогда уж детям придется сдерживать смех и хихиканье — иначе их быстро разгадают. «Минуты нежности».

Слайд 14

Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так. Основные причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Слайд 15

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – Не наказывайте . За один раз – одно . Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало . (срок давности) Никаких наказаний ради «профилактики». Наказан – прощен . Без унижения Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь. “Наказывая, подумай: Зачем?”

Слайд 17

8 месяцев – боязнь незнакомых людей. 1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов. После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины. 2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов. Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства. Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей. Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления). Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %. Возрастные особенности проявления страхов:

Слайд 18

Снижение двигательной активности. Несогласованность требований к ребёнку дома. Нарушение режима дня. Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки). Желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его возрасту. Неблагополучное положение в семье. Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так. Основные причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания : «Эмоциональное благополучие ребенка»

Цель: создание условий для возникновения партнерских от­ношений между родителями и педагогами.     Задачи: привлечь родителей к активному участию в образова­тельном процессе детей...

Конспект родительского собрания "Эмоциональное благополучие ребенка"

Конспект родительского собрания и презентация на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"...

Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка» в форме «аукциона советов» (старшая группа)

Форма проведения:«Аукцион советов»Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах эмоционального благополучия ребенка. Дать практические советы по созданию в дома комфортной, спокойной псих...

Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребёнка»

Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена...

Планирование родительского собрания «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА»

Создание условий для возникновения партнерских от­ношений между родителями и педагогами, показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качес...

Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте....