Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как один из способов развития детей»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Куликова Наталия Артуровна

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

(дошкольное отделение)

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры,

как один из способов развития детей»

                                       Подготовила воспитатель

                                                          МОУ СОШ дошкольное отделение:

                                                 Куликова Наталия Артуровна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.

Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

В. А. Сухомлинский.

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. 

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что в дальнейшем помогает ребенку выполнять мелкие движения, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Когда начинать заниматься?

         В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движение пальцев ребенка становятся похожи на движение пальцев рук взрослого человека.

        Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3-х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний.        

Начиная с полутора лет можно использовать пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играть в различные шнуровки; учить расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой или раскручивать, или закручивать капроновую ленточку; играть в кубики (строить башни, поезда, домики); собирать крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх – вниз. Или положить между распрямленными ладонями ребенка шарик для игры в настольный теннис (крупный грецкий орех) и помочь ему делать круговые движения ладонями. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С трех до шести лет совершенствовать технику уже освоенных пальчиковых игр. Уже можно начинать работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого, продолжать играть в игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки и накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп, пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. В четыре с половиной года, ребенок должен уметь завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя из контура.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьировать силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным и ловким».

С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых зверюшек и пальчиковых предметов. Устраивайте «Театр пальчиков» и «Кукольный театр» - в этих домашних театрализациях активно развивается мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Активно работает память, обогащается речь и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.

Как играть в пальчиковые игры?

Игры с пальчиками детям подбираются с учетом возрастных особенностей и постепенно игры усложняются.

Для начала нужно разогреть пальчики: несколько раз согнуть и разогнуть их. Можно поиграть ладошками в жмурки, попищать резиновыми игрушками. А затем уже приступать к пальчиковым играм.

При разучивании новой игры нужно прочесть потешку вслух. Текст нужно произносить выразительно: то повышая, то понижая голос. Делать паузы, чтобы подчеркнуть отдельные слова или выражения. Если слово или выражение непонятны ребенку, надо объяснить их значение в доступной форме.

Вместе с ребенком разучить потешку, строчку за строчкой. А затем проговарить строчку, сопровождая ее движениями. Так постепенно ребенок разучит и синхронизирует текст и движения.

Проговаривая потешки и одновременно двигая пальчиками, ребенок невольно ритмизирует свою речь движениями: она становится более четкой и выразительной, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет и на его слуховое восприятие.

Сначало все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить движения, возьмите его руку в свою и выполните движения вместе с ним. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначало работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.

Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.

Пальчиковые игры нужно обязательно чередовать играми – переменками. К примеру, показывать, как ходят, прыгают, ползают те или иные персонажи потешек, в которых вы только что играли, или попрыгать, побегать, понаклоняться в стороны, при этом ребенок может издавать звук резиновой игрушкой – пищалкой.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика, можно использовать дополнительные занятия каждый день.

Например, ребенок моет руки. Вовремя мытья приучить его мыть каждый пальчик, при этом тщательно массируя. Вытирать полотенцем каждый пальчик, массируя каждую фалангу. Учить детей самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

                Список использованной литературы.

  1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Корона – Век - 2007
  6. 30 уроков развития мелкой моторики. – Современная школа, Кузьма 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры как один из способов развития сенсорики детей "

                   Консультация для родителей  «Пальчиковые игры, как один из способов развития...

Консультация для родителей Тема «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей».

Пальчиковые игры,одни из самых любимых игр детей.Чтобы научить ребёнка говорить необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат,но и развивать мелкую моторику.Игры с пальчиками развивают не т...

Консультация для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей».

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мо...

Консультация "Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей"

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мо...