Сценарий родительского собрания "Речевое развитие младших дошкольников"
материал (средняя группа)

Сценарий родительского собрания "Речевое развитие младших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_sobraniya.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Речевое развитие младших дошкольников

Дата проведения: 28 – е февраля 2023г.

Воспитатели: Мартышкова Лариса Вячеславовна

                        Барыкина Мария Евгеньевна

Приглашенные: логопед Машихина Надежда Ивановна

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах

           речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

 

Задачи:  Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома.  Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

 

Ожидаемый результат: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Оборудование:  фонограмма движения автобуса, буклеты

Предварительная работа:

1.Согласование темы собрания с логопедом

2. Подготовка памятки «Речевые игры дома»

Форма проведения: родительское собрание-путешествие.

Участники: логопед, воспитатели группы, родители.

 

План собрания:

1. Вступительная часть (Родители рассаживаются (звучит спокойная музыка); игра вопрос-ответ)

2. Основная часть (выступление логопеда, игра-путешествие с родителями).

3. Заключительная часть (представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики, буклет  для родителей)

Ход мероприятия

1. Вступительный этап

 Воспитатель:

Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. И предлагаю вам немножко окунуться в мир детства и поиграть в игру «Здравствуйте». Давайте встанем и поздороваемся со своим соседом несколькими способами, принятыми в различных странах. Я называю страну и форму приветствия, а вы выполняете действия:

В России принято пожимать друг другу руки.

В Италии – горячо обниматься.

В Бразилии – хлопать друг друга по плечу.

 В Зимбабве – трутся спинами.

В Македонии – здороваются локтями.

В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.

Большое спасибо присаживайтесь. Я вижу на ваших лицах появились улыбки и вы готовы к дальнейшему общению.

Воспитатель. Тема нашей встречи «Роль речевого развития в младшем дошкольном возрасте».

Игра «Вопрос – ответ»

 Предлагаю вам ответить на мои вопросы.

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно. Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно. Посмотрите, как мало рук.

Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

 - Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна. Очень многих родителей волнует развитие речи малышей.

Приглашаю вас в путешествие по стране развитие речи   (звучит звук отправления, движения автобуса). Первая наша остановка «Информационная» (знание – сила)

2. Основная часть

Выступление логопеда (Машихина Н.И.)

Воспитатель.

Задачами развития активной речи младшего дошкольного возраста являются:

- формировать активный словарь у детей;

- развивать понимание речи взрослых.

Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путем общественного опыта. У каждого ребёнка этот процесс протекает индивидуально. Младший дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребенка.

Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени.

Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребенка. Нужно побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Как это делать?

На что обратить внимание?

Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:

- много говорить самому;

- следить за темпом речи;

- выслушивая ребенка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;

- не использовать в общении с ребенком жаргонную лексику;

- не переходите на детский язык, «не сисюкайте» и объясните другим членам семьи;

- игра основной вид деятельности ребенка, поэтому больше играйте в интересные игры;

- каждый день читайте стихи, сказки и обсуждайте картинки.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа

имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Сегодня мы с вами побудем детьми и пройдем все те основные виды деятельности для развития речи, которыми мы обычно занимаемся с детьми в детском саду и которые можно использовать дома.

Едем дальше по нашей стране развития речи, звучит движение автобуса.

На каждой остановке воспитатель проигрывает материал с родителями.

Остановка «Узнавай-ка»

В нашей речи, как устной, так и письменной, важны эпитеты. Что это такое? Именно то, что помогает сделать используемые слова и словосочетания более красочными, точнее передать их существенные особенности и выразить наше отношение к ним.

Подберите эпитеты к словам:

- ОБЛАКО (белое, белоснежное, быстрое, ватное, весёлое, высокое, грозное, лёгкое, летучее, нежное, неподвижное, плывущее, приветливое, причудливое, светлое, холодное)

- ЦВЕТОК (волшебный, душистый, милый, нежный, ароматный, прекрасный, пышный, свежий, увядший, удивительный, чудесный, яркий).

- РУЧЕЙ (быстрый, весёлый, журчащий, звонкий, игривый, неторопливый, прозрачный, стеклянный, холодный, хрустальный, чистый, шумный.

- МЕДВЕДЬ (большой, косматый, косолапый, ленивый, лохматый, могучий, неловкий, неповоротливый, неуклюжий, свирепый).

Родители имитируют движение автобуса

Остановка «Сказочники»

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Сериалы по телевизору и мультфильмы заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем

нет домашнего чтения,  в некоторых семьях, к сожалению, не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и осваивать речь, развивать детское воображение, воспитывать взаимоотношение между детьми и взрослыми через чтение сказок. В связи с этим и возникает проблема, как правильно сформировать интерес ребенка к книге, к сказкам. Ведь именно через сказку формируются первые представления о добре и зле, о хорошем и плохом,

о любви к животным и красотам природы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким.

Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Родителям предлагается проиграть сказку о колобке с новым сюжетом «Зимнее приключение колобка»

В нашей группе, мы с детьми драматизируем любимые сказки при помощи масок, настольного театра, которые вы можете использовать в домашних условиях.

- Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.

(Сказка записывается и в конце зачитывается.)

Родители имитируют движение автобуса

Следующая остановка «Наши пальчики»

Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и конечно же - речь.

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.

Недаром В. Сухомлинский писал: «Речь ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.  У него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

В группе ежедневно дети играют в игры, которые способствуют развитию мелкой моторики:

- всевозможные шнуровки

- нанизывание колец, бус на нить

- игры с мозаикой

- игры с конструктором

- пазлы

Наши пальцы связаны с внутренними органами и мозгом, а массаж пальцев и

ладоней развивает мелкую моторику: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры с дыханием. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Давайте попробуем поиграть вместе.

Игра «Сдуй снежинку»

Положить на ладонь ребенка снежинку из бумаги (можно сдувать бумагу, салфетку, перышко, пластиковый шарик) и попросит его сдуть с ладони. Сдувать без надувания щек.

Игра «Трубач»

Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая на воображаемые клавиши, на выходе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд)

Игра «Воздушный футбол»

Из куска ваты скатать шарик – «мяч». Ворота два кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Очень полезно с детьми дома надувать воздушные шары, мыльные пузыри, задувать свечки, дуть на вертушки.

Остановка «Чистоговорки»

Еще для развития речи хорошо использовать чистоговорки.

РА – РА – РА - для волчат нора

СА – СА – СА - рыжая лиса

ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у лисы

СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису

СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи

СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу

ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло

ЖИ – ЖИ – ЖИ - в траве бегают ежи

ЖИ – ЖИ - ЖИ - колючие ежи

ЖУ – ЖУ – ЖУ - молока дадим ежу

ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось

… и так далее.  

Родители имитируют движение автобуса

А сейчас мы возвращаемся из путешествия обратно в детский сад. Остановка «Детский сад».

3. Заключительный этап

Предлагаю закрепить наши знания. Выполнение упражнение «Назови ласково» Родители по кругу передают яблоко (или любой другой предмет) при этом называют ласково своего ребенка (солнышко, зайчик, куколка и т.д.)

Итоги собрания:

1. Дома читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать небольшие поэтические тексты. Обращать внимание на постоянно обновляющийся материал по разучиванию детьми стихотворений в детском саду. Закреплять тексты дома с детьми.

2. Наряду с другими играми играть с детьми в пальчиковые игры, инсценировать сказки. Мы постоянно  предлагаем вашему вниманию пальчиковые упражнения , которые используем в группе. Закрепляйте дома.

3. По возможности ограничить просмотр телевизора, планшетов.

4. Мы приготовили для вас памятку «Пальчиковые игры дома»

5. Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики.

Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: « Воспитание самостоятельности у младших дошкольников»

В групповой комнате оформлен стенд с фотографиями детей в процессе различных режимных моментов:»Посмотрите, мама, папа, я уже большой»Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: « Воспит...

Родительское собрание "Речевое развитие младших дошкольников"

Родительское собрание во второй младшей группе...

Сценарий родительского собрания второй младшей группы №4 "Пчелки" Тема "Игра и игрушка в жизни дошкольника"

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей дошкольного возраста.Задачи:·        Обсудить с родителями п...

Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Я хочу  поделиться своим опытом работы с детьми и познакомить  родителей сенсорными  дидактическими  играми, в которые мы играем вдетском саду и в которые мы советуем играть дома....

Сценарий родительского собрания в младшей группе детского сада «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Форма проведения: традиционное собрание.Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.Задачи: актуализиро...

Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: « Воспитание самостоятельности у младших дошкольников»

Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: « Воспитание самостоятельности у младших дошкольников»В групповой комнате оформлен стенд с фотографиями детей в процессе различных...