Параметры готовности ребенка к обучению в школе
материал (подготовительная группа)

Подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parametry_gotovnosti_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.docx48.98 КБ

Предварительный просмотр:

Параметры готовности ребенка к обучению в школе

Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Потребность в оказании психологической помощи семьям в подготовке детей к школе, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. От их решений зависит успешность обучения в школе значительной части детей. Школьная успеваемость - одна из острых и до сих пор не решенных педагогических задач, несмотря на многократные попытки реформирования системы образования, разработку развивающих образовательных программ, внедрение в педагогическую практику инновационных технологий, появление разных типов образовательных учреждений. Данный вопрос обсуждается уже на протяжении многих лет, но до сих пор перед психологами и педагогами стоит задача выявления причин школьной неуспеваемости и оказание своевременной помощи ребенку, который испытывает трудности в процессе обучения.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

Актуальность темы: «Особенности психологической помощи семье при подготовке детей к школе» обусловлена тем, что современная семья на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребёнка. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.

#1055;онятие готовности к школьному обучению.

В первую очередь надо разобраться, что обозначает термин «готовность ребенка к школьному обучению».

Таблица 1

Психологическая готовность ребенка к школе

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Аналитическое мышление.

Логическое запоминание.

Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Развитие фонематического слуха.

Личностная готовность

Принятие новой социальной позиции.

Развитие познавательных критериев, любознательности.

Развитие желания ходить в школу.

Произвольное управление своим поведением.

Объективность самооценки.

Коммуникативная готовность

Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Развитие потребности в общении.

Умение подчиняться правилам и нормам.

Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально- волевая готовность

Эмоциональная устойчивость.

Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Умение систематически выполнять задания

На сегодняшний

Фактич

Общепризнанно, что готовность к школьному обучению– многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

#1060;изиологическая готовность:

-абсолютные размеры тела

- пропорции тела

- смена зубов

- работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течении 15 минут)

Психологическая готовность к школе

#1048;нтеллектуальная готовность.

Для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и др., вовсе не обязательно покупать специальные учебные пособия и просиживать часами за выполнением заданий. По дороге в детский сад, во время приготовления ужина, в автомобиле или в автобусе – всюду можно найти массу занимательных задач, полезных для подготовки ребенка к обучению в школе.

Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект. Управление своим вниманием – шаг к улучшению памяти. Вот, к примеру, какие задания можно предложить для родителей:

  1. Тренировка внимания.

Вечером , перед сном, попросите ребенка припомнить события дня в той последовательности, в которой они проходили. Пусть малыш сначала вспоминает несколько событий, произошедших утром, но с максимальным количеством подробностей, Затем восстанавливает в памяти события всего дня.

  1. Увеличение объема внимания.

Ребенок и взрослый в течение короткого периода времени смотрят на предмет, после чего каждый по очереди рассказывает о нем, стремясь перечислить как можно больше деталей.

  1. Развитие концентрации внимания.

Проходя с ребенком мимо витрины магазина, постарайтесь заметить как можно больше предметов, а затем посоревнуйтесь, описывая их.

  1. Развитие переключаемости внимания, увеличение объема внимания.

Расставьте на столе несколько небольших игрушек или любых предметов. Пусть ребенок посмотрит на них и «сфотографирует» увиденное, а затем закроет глаза. Открыв их по вашему сигналу, ребенок должен определить какого предмета не хватает.

Память - это способность человека запоминать то, что он видит, слышит, говорит, делает, хранить эту информацию и воспроизводить ее в нужный момент. В памяти людей наблюдаются индивидуальные различия – в скорости запоминания, прочности сохранения и легкости воспроизведения информации. Чтобы ребенок был успешным в школе, прежде всего надо определить индивидуальные особенности его памяти- выяснить какую информацию ему легче запомнить. Обратите внимание на то, как он лучше запоминает движения ( слушая объяснения, делая сам, смотря на преподавателя), какой материал усваивает легче ( факты, цифры или общие суждения). Как же помочь ребенку улучшить память?

#1054;дним из главных условий запоминания информации является понимание того, что необходимо усвоить. Надо постараться выяснить, насколько понятен ребенку материал.

#1053;адо включать в работу как можно больше видов памяти: образную, эмоциональную, двигательную, словесную и др.

#1045;сли запоминаемый материал носит положительную эмоциональную окраску, он лучше усваивается. Однако надо помнить и о том, что очень сильные эмоции препятствуют запоминанию, особенно если ребенок гиперактивный.

4. Заученный материал повторяйте с ребенком время от времени, чтобы он не забывался. Однако не следует повторять «до потери пульса». Во всем нужна мера.

5. Укреплять память надо не от случая к случаю , а с помощью систематических упражнений.

Упражнения для зрительной памяти:

  • Сложите из счетных палочек какую- либо фигуру . Покажите ее ребенку. Накройте ее листом бумаги. Попросите рядом построить точно такую же. Начинать надо с 5- 7 палочек, постепенно увеличивая их количество.
  • Расставьте на столе в определенном порядке предметы. Поговорите с ребенком о том, что стоит перед ним. Сосчитайте количество предметов. Уберите все со стола. Попросите ребенка расставить предметы в таком же порядке.
  • Развитие кратковременной слуховой памяти.

Расскажите ребенку четверостишие. Повторите его еще раз. Повторите его вместе с ребенком. Попросите ребенка самого рассказать стихотворение, подсказывая ему только первые слова каждой строки.

  • Развитие слуховой памяти.

Запишите 7-10 слов. Назовите их ребенку. Попросите повторить, что он запомнил. Попробуйте вспомнить недостающие слова вместе с ним.

  • Развитие зрительно- моторной памяти.

Нарисуйте на листе бумаги узор, состоящий из 5-7 геометрических фигур. Попросите ребенка запомнить их последовательность, обвести пальцем по образцу, а затем нарисовать без образца. Более сложное задание: то же самое, но в цвете.

Мышление.

Развивать мышление- значит давать пищу для ума. Это вовсе не означает, что ребенок должен часами решать логические задачи. Надо рассказывать ребенку больше об окружающем мире: о людях, о профессиях, о растениях, о животных, об автомобилях, об архитектурных памятниках. Так как мышление начинается с вопроса, никогда не надо отмахиваться от ребенка, когда он в тысячный раз задает родителям один и тот же вопрос, Лучше постараться вместе найти на него ответ в энциклопедиях, в журналах и учебниках. Все, что вам сказал ребенок- это его мысли вслух, поэтому, прислушиваясь к нему, можно узнать много нового о ребенке.

  1. Развитие логического мышления.

Предложите ребенку составить узор, диктуя ему последовательность фигур. Пусть ребенок продолжит узор самостоятельно.

  1. Развитие логического мышления.

Положите перед ребенком коробку старых карандашей. Попросите выложить их по росту от самого маленького до самого большого.

  1. Развитие речи и логического мышления.

Назовите четыре слова, например: зеленый, красный, пять, синий. Попросите ребенка назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

  1. Назовите слово и попросите ребенка назвать слово, противоположное по смыслу, например: толстый- тонкий.
  2. Предложить ребенку разложить геометрические фигуры в группы по цвету, по форме, по размеру.

Эмоционально-волевая готовность.

Эмоциональный мир каждого из нас уникален, и порой предсказать, какая эмоция возникнет у ребенка в ответ на наш взрослый поступок, бывает невозможно. Родители стараются изо всех сил, готовят ребенка к поступлению в престижную школу, ожидают, что отношение к школе у ребенка будет положительное. Однако практика показывает все наоборот, дошкольник испытывает лишь негативные эмоции по отношению к грядущему обучению. В чем причина?

Во-первых, родители, занимаясь с ребенком, не всегда могут правильно выбрать темп, объем работы, и тогда малыш, переутомившись, боится предстоящей нагрузки и, как следствие, отказывается заниматься.

Во- вторых, во многих семьях разговоры о предстоящем обучении ведутся чуть ли не ежедневно в течении всего предшкольного года, что вызывает у ребенка тревогу и неуверенность в своих силах.

В-третьих, зачастую родители, отчаявшись сделать из своего непоседы прилежного и послушного школьника, сами провоцируют негативное отношение не только к школе, но и к учителю. Некоторые из них заявляют: «Ничего скоро в школу пойдешь – там тебе покажут. Быстро двойку получишь!»

В- четвертых, некоторые родители, увлекаясь и идя на поводу у маленького ученика, формируют у него неправильное отношение к школьной оценке. Взрослые, чтобы стимулировать дошкольников ставят за выполненные задания «пятерки» и «четверки». В школе дети сталкиваются с другой ситуацией- оценки могут быть и плохими- и разочаровываются в учебе.

В- пятых, многие родители игнорируют тот факт, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и резко меняют игровую деятельность на учебную. Ребенок, не готовый к такой перемене, часто бунтует, демонстрирует равнодушие к занятиям.

Чтобы избежать подобных ошибок, взрослые должны заботиться о его эмоциональном состоянии дошкольника. Надо научить малыша понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения. Постараться чаще говорить малышу о своих переживаниях в связи с семейными и профессиональными заботами, не стесняться показаться ранимыми, рассказать как вы справляетесь с трудностями. Откровенное отношение послужит для ребенка хорошим примером того , как, поделившись своими радостями и неприятностями с близким человеком, можно обрести покой и справиться со стрессовой ситуацией.

  1. Попросите ребенка рассказать о том, что он чувствовал, когда вы пришли за ним в детский сад раньше (позже), чем вы обещали.
  2. Рассматривая вместе с ребенком журнал, газету, обратите его внимание на изображения людей и спросите, какое настроение у человека на фотографии. Пусть ребенок подумает, какие события вызвали у него те или иные эмоции.
  3. Читая ребенку книги, прервите чтение, спросите, что могли чувствовать герои рассказа, сказки в конкретный момент.
  4. Потренируйтесь по очереди с ребенком в способах проявления различных эмоций ( удивление, страх, гнев и т.д.). Пусть ребенок попробует объяснить, чем сопровождается каждая эмоция – жесты, мимика, поза, интонация голоса.

Волевые качества, необходимые школьнику,- целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др.- являются предпосылкой формирования дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ребенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке, не выкрикивать с места ответ на вопрос учителя, выполнять домашнее задание. Вот почему, готовя ребенка к школе, так необходимо уделять внимание не только и не столько формированию навыков чтения, письма и счета, сколько формированию волевых качеств.

  1. Для того, чтобы ребенок привык самостоятельно выполнять поручения родителей, желательно ежедневно утром ( или с вечера) готовить вместе с ним список дел на весь день. Если ребенок пока еще не умеет читать, список может быть составлен с помощью рисунков.
  2. Надо добиваться от ребенка точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни.
  3. Эффективна игра с ребенком в молчанку: в течение 2-3 минут предложить ему не разговаривать.
  4. Отличный способ развития волевых качеств – игра «Да и нет не говорите.»

Личностная готовность

Л. И. Божович считает, что личностная готовность ребенка к школе является стержнем всей системы психологической готовности. По ее мнению, личностная готовность ребенка к систематическому школьному обучению выражается в отношении ребенка к школе и учению, к учителю и к себе как к ученику.

Показатели личностной готовности:

  1. Ребенок имеет определенные представления о школе, учении.
    Представления отличаются полнотой и точностью, знанием всех существенных сторон. Ребенок выделяет главное, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает верные выводы и обобщения.
  2. У ребенка проявляется определенное отношение к школе, учению:
  • Желание стать учеником, учиться.
  • Осознание учения в школе, как способа достижения взрослости.

3. Ребенок показывает интерес к самостоятельной деятельности, близкой учебной (рассматривание книг, использование дидактических игр и т.д.)

4. У ребенка сформирован определенный уровень познавательной активности:

  • Ребенок проявляет любознательность и виде углубленного интереса к предметам (их строению, назначению, способу использования).
  • У ребенка проявляется потребность узнать о неизвестном, разобраться в сложном, приобрести новые умения.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Выяснить сформированность мотивационной готовности можно следующими вопросами:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Что в школе интересного?
  • Что в школе самое важное?
  • Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое. Проанализируйте причины тех или иных отношений к школе. Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности. Что в ней привлекательно для него и, напротив, непривлекательно.

Желание пойти в школу и желание учиться отличаются друг от друга. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что учиться в школе гораздо важнее и почетнее, чем ходить в детский сад или сидеть дома с мамой, бабушкой.
Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью – учением. Например, желанием писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Они вызывают особую тревогу, «Нет, не хочу и школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связан, не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу таких детей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы! А чего будут стоить первые шаги в школе самому ребенку!

Что делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует?

Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то, делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить ребенка, а о том как заинтересовать:

#1055;редоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, оказывать необходимость каждого знания, приводите примеры.

2. Связывайте новые знания с уже усвоенными, уже понятными.

3. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным.

4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

5. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

6. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только – с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил задание, не то, что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего ребенка на собственное совершенствование.

В работе с детьми, по формированию положительного отношения к обучению в школе, можно использовать следующие приёмы:

  • Расскажите своему ребенку о первом дне обучения в школе, любимых предметах, любимых учителях.
  • Покажите свои школьные фотографии, грамоты.
  • Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
  • Совместно с ребенком читайте художественную литературу и смотрите фильмы о школе с обязательным последующим обсуждением. (Все разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.)
  • Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница.

Коммуникативная готовность

Социально-психологическая, или коммуникативная, готовность ребенка к школе включает три компонента: так называемые коммуникативную, социальную и языковую компетентность. Важно умение ребенка вступать в контакт и взаимодействовать с окружающими, знать общепринятые нормы поведения и уметь считаться с ними на практике.

Дети, пользующиеся социальным успехом, как правило, лучше умеют начинать и поддерживать беседу, чем их сверстники. Такие дети более открыто и охотно говорят о своих чувствах, проявляют больше интереса к словам и мнению других и лучше умеют вести разговор, построенный на взаимных уступках.

Советы родителям:

  1. Научите ребенка выражать свои чувства, потребности и желания. Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах и о причинах, по которым они возникают.
  2. Объясните ребенку, как важно определить собственные интересы, систему ценностей, чувства и мысли и не стесняться говорить о них окружающим. Лучший способ приучить ребенка делиться самым важным – почаще с ним разговаривать. Как только подобные разговоры войдут у вас в привычку, ребенок научиться говорить о том, что для него важно, и со сверстниками.
  3. Научите ребенка вести диалог на равных. Укажите ребенку на множество способов, которыми люди сигнализируют друг другу о готовности слушать собеседника или желания говорить самому.
  4. Научите ребенка задавать вопросы собеседнику о нем самом и объясните, как хорошо таким образом завязывать и поддерживать беседу.
  5. Научите ребенка выражать одобрение окружающим. Дети любят получать похвалу и другие положительные отзывы от взрослых, но еще важнее для них заслужить одобрение сверстников.
  6. Научите ребенка вести продолжительные разговоры.
  7. Научите ребенка проявлять и выражать участие к чувствам собеседника. Научите его, например, говорить: « Похоже, ты расстроен», « Ты, наверное, здорово напугался».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

Доклад "Готовность ребенка к обучению в школе"

Доклад о работе учителя - логопеда по обучению детей грамоте "Готовность ребенка к обучению в школе"...

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье говорится о том, что готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установ...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе и что должен знать ребенок перед школой»

Консультация для родителей«Готовность ребенка к обучению в школеи что должен знать ребенок перед школой»Воспитатель: Коробченко Г.Г.   Цель: познакомить родителей с основными асп...