Консультации для родителей воспитанников
консультация (младшая группа)

Карпенко Мария Сергеевна

- Что воспитывает детский сад?

- Пальчиковые игры (рекомендации для родителей)

- Экологическое воспитание дошкольников

- Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

- Одежда для прогулок

- Речь детей раннего возраста

- Кризис 3х лет

- Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?

- О роли сказок в воспитании детей

- Роль сказки в жизни дошкольника

- Сказки важно и нужно читать детям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической куль- туры, которая выражается в наличии:

  1. устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  2. бережного отношения к природе;
  3. правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  4. моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  5. эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  6. положительных эстетических ощущений от любования природой;
  7. умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в до- школьном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в воз- расте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны по- знание ребенком природы является важным фактором образовательного про- цесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологиче- ского воспитания в двух направлениях:

  • на занятиях;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полу- ченные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей дея-

тельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и жи- вотными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результа- те у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, акти- визируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятель- ности в природе.

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологи- ческие праздники. Также часто практикуется совместная трудовая деятель- ность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию на уроках доброты, экологических мара- фонах и фестивалях.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы явля- ется привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших

групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направлен- ности, участие в природоохранных акциях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. По- ложительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая дея- тельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т. д.

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:

  • консультации;
  • конкурсы;
  • семейные встречи;
  • выставки детских работ;
  • методические бюллетени;
  • праздники.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельно- стью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

Методы экологического воспитания дошкольников

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

Наблюдение

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

  1. объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
  2. время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
  3. нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, что- бы данный процесс был многоступенчатым:

  1. восприятие объектов природы;
  2. исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с други- ми предметами или явлениями;
  3. творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процес- се наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить та- кую деятельность самостоятельно.

Игра

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют при- вычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с

характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельно- сти получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным заняти- ям.

Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предме- тами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повесе- литься и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т. д., но и познать свойства этих природных материалов.

Проектная деятельность

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретиче- ские знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности

Создание экологической среды

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформ- ление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а прини- мать активное участие в уходе за ними.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят во- просы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учрежде- нии решаются важные задачи — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.

Источник:

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-yekologicheskoe- vospitanie-doshkolnikov-1179427.html



Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста

Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

· возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

·состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

· сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

· индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

· условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

· уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

· соответствующая возрасту прибавка в весе.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

· приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!



Предварительный просмотр:

Одежда и обувь для детского сада, для прогулок.

Одежда для прогулок должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог одеться с минимальной помощью воспитателя или самостоятельно.

Обувь должна быть без шнурков — например, на молнии или на липучках.

Куртка должна быть без пуговиц. Оптимальной застежкой являются липучки или молнии.

Шапку лучше покупать без завязок — например, с застежкой на липучке.

Вместо шарфа удобнее использовать «манишку», которую надевают через голову.

Для маленьких детей лучше купить не перчатки, а варежки. Малышам старших групп, напротив, удобнее в перчатках. Весной и осенью ткань, из которых сшиты рукавицы, должна быть непромокаемой. К варежкам нужно пришить тесемку или резинку. Не пришивайте резинку к куртке! Достаточно продеть ее в петельку для вешалки, чтобы можно было снять и посушить на батарее отопления.

Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоев одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать силу ветра. При одинаковой отрицательной температуре воздуха человек мерзнет тем сильнее, чем больше скорость ветра.

Большое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребенок должен быть одет теплее, чем активный. Слишком укутанных малышей можно встретить гораздо чаще, чем недостаточно тепло одетых.
Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь.

Детей нужно одевать не теплее, чем одеваются взрослые, а возможно, даже легче. (Речь не идет о детях, «гуляющих» в колясках, им нужна дополнительная защита.)
Одевая ребенка, помните, что дети мерзнут меньше, чем взрослые и больше двигаются.

"Правильная" обувь

Различают домашнюю, уличную и спортивную обувь. Обувь для детского сада – вариант домашней обуви. Малышам нельзя носить шлепанцы любых видов, мягкие, свободные тряпичные тапочки. Домашние тапочки должны напоминать туфли -облегающие, открытые, с хорошей вентиляцией.

Ходить дома босиком ребенку не рекомендуется. Хождение босиком по ровному твердому полу может задержать формирование свода стоп и способствовать усилению плоскостопия.

Летом, когда достаточно тепло и
нет опасности поранить или занозить ногу, детям нужно и полезно ходить босиком по земле, траве, мокрому песку, камешкам.

Уличная обувь – более закрытая, чем домашняя. В теплое время года удобна текстильная обувь – легкая, воздухопроницаемая и гигроскопичная. Если вы покупаете босоножки, стопа ребенка должна быть плотно зафиксирована ремешками. Носок уличной обуви для профилактики травматизма лучше выбирать закрытый.
Резиновые сапожки с приложенными в них стельками или чехлами из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. Не надевайте ребенку (по крайней мере, до 3-4-летнего возраста) резиновые сапожки слишком часто или надолго – ноги в них очень потеют. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.

Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Внимательно следите за тем, чтобы зимняя обувь не была ребенку мала. Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков.
Спортивная обувь должна поддерживать стопу при активных движениях. Для профилактики травм важны негладкая, амортизирующая подошва и плотная фиксация. «Липучки» позволяют добиться идеального облегания ног с учетом их анатомических особенностей. Чешки детям надевают только на музыкальные занятия, для занятий физкультурой они не подходят. Тонкая кожаная подошва скользит и не амортизирует, фиксацию и поддержку стопы чешки также не обеспечивают.

Ортопеды не рекомендуют надевать чужую обувь, бывшую в употреблении. Разношенные туфли не будут плотно фиксировать ногу в правильном положении, а если у предыдущего владельца была деформация стопы, то возникшие в процессе носки дефекты окажут неблагоприятное влияние. «По наследству» могут передаваться только резиновые сапоги или практически не ношеная обувь.

Не менее важно правильно выбрать носки. Они должны быть подходящего размера –маленькие сжимают ноги, а большие собираются складками и способствуют формированию потертостей. Носки с пяткой гораздо удобнее носков без нее. У качественных носков материал на пятках и мысках толще, чем в других местах, - это делает их более долговечными.

Носки из натуральных волокон (хлопка и шерсти) лучше впитывают влагу и позволяют ногам «дышать»



Предварительный просмотр:

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.

Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.

Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).

Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.

Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).

Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.

Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:

- учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);

- учить составлять простые предложения по картинке;

- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;

- заучивать с детьми простые стихотворения;

- вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.

В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.

Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.

Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.



Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет


Описание: Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать на некоторые выходки изменившегося ребёнка, а главное, как помочь малышу справиться с самим собой.
Малыша-ангелочка, которого вы родили около двух с половиной лет назад, исчез. Появился маленький монстр, деспот, эгоист, он издевается, проверяет нервы на прочность и с интересом любуется на вас, когда вы вне себя. Это кризис трёх лет. Первые два – кризис новорожденности и года – прошли незаметно и благополучно, а вот что делать с этим? Не обращать внимания, жить как раньше – невозможно. Что с ребёнком? Всё в норме. Дитятко прожило достаточно времени, ориентируясь на вас: ваше настроение, поведение, действия, манеры воспринимались ребёнком как его собственные. И вдруг такая находка – «Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но эту находку нельзя потрогать, попробовать на зуб, разобрать, ей можно позабавиться, только проявляя в поведении, чем дитё охотно и занимается: ноет, закатывает истерики, выражает строптивость. 


В простонародье таких детей по-разному называют. Возрастные же психологи говорят, что кризис развития нужен для формирования личности ребёнка. А вот как пройдёт этот кризис и каким после станет ребёнок, зависит от взрослых. Поэтому вот вам руководство к действию. Наберитесь терпения. Упрямство, строптивость, негативизм, своеволие, бунт, деспотизм, обесценивание человеческих норм поведения – характерные черты этого периода. Не думайте, что «вам достался» несносный ребёнок, он просто ещё не научился себя вести. Он не знает как «играть» со своей находкой «я».
- Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе, какая она – хорошая или плохая. Именно в этот период закладывается самооценка, а значит, задача родителей – не скупиться на одобрения, не критиковать без веских причин.
- Ребёнку важно всё делать самому, и это не только есть, одеваться, чистить зубы – так развивается его самостоятельность; сейчас же формируется и независимость, а значит – важно и решения самому принимать. Уступайте ребёнку, выстраивайте общение так, чтобы он имел возможность переубедить вас, хотя бы в мелочах, «мелочь» ведь для вас, а для ребёнка всё существенно.


- Упрямство – своеобразный тренажёр воли, не изводите его на корню, идите на разумные компромиссы.


- Зная об особенностях периода, смените тактику. Нравится ребёнку проявлять упрямство, вредничать, поиграйте с ним так, чтобы он мог реализовать эти свои черты, выпустить пар в игре. Я, например, кормлю дочь, запрещая есть из моей тарелки. Радуюсь, когда Алиса не надевает тапки, и кладу их на верхнюю полку шкафа, обувь сразу становится востребована. Берите ребёнка «на слабо» (тебе это всё не съесть!). Запрещая что-либо понарошку, не будьте слишком серьёзны, развлекитесь вместе, посмейтесь над детским непослушанием. Здесь главное, чтобы малыш точно понимал, где игра, а где реальные требования. 


- Надо заметить ещё и то, что весь негатив кризиса выливается на человека, который ближе всех в общении. Мама часто может слышать в этот период от отца, бабушек, нянь, воспитателей: «С нами он (ребёнок) так себя не ведёт!». И понятно, ведь всё предшествующее время малыш жил именно мамой (или тем, кто её заменяет), поэтому сейчас противопоставляет себя данному человеку с особым усердием.
- Часто в этот период дети становятся невозможными нытиками. Идите снова на хитрость: делайте вид, что не понимаете неразборчивую речь, но очень хотите узнать, в чём её суть. Ноет, что хочет сок, переспросите: «Хочешь кок? Ноет бок? Очу ооок? Чулок!» Скажет как следует – получит своё.
- Хуже нытья только истерики. Соберите волю в кулак и не обращайте внимания, пусть орёт, катается по земле, главное, чтобы без травм, остальное – пусть. От вас не должно быть никаких эмоций: ни положительных, ни отрицательных. Не обсуждайте это происшествие. Симулянт должен знать: вас этим не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ ЗАМЕТИЛИ, что случилось. Если ситуация не позволяет «оставить истерику без внимания», попробуйте отвлечь (только не выдать желаемое); не получилось – пожалейте, обнимите, «переведите стрелки» на сказочный, вымышленный персонаж. (Мне очень жаль, но Баба-Яга запретила тёте продавать нам эту игрушку.) Но жалеть и отвлекать – это крайняя мера, истерика должна быть проигнорирована! И помните – все наладится. Результат прохождения кризиса – становление воли, самостоятельности, гордости за свои достижения. Успехов вам!



Предварительный просмотр:

«Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»

Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью соблюдают правила и подчиняются требованиям. В арсенале взрослых есть несколько способов контроля поведения ребенка:

•        негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;

•        позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.

Какой же из этих способов воспитания эффективней?

Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности.

Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования и запреты? Психолог Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам:

1. Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведет к развитию безволия и нерешительности у ребенка.

2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьет. Лучше создать для него безопасные условия. Исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

3. Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращенные к ребенку, должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное – сядь рядом со мной.

4. Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое требование – положи книжки на полку, сложное – уберись в комнате.

5. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.

6. Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования нейтральным тоном. Не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Требования и запреты, данные в сердитой или властной форме, воспринимается вдвойне тяжелее. Пример: Немедленно встань рядом со мной!!! На вопрос: "Почему нельзя?" - не стоит отвечать: "Потому что я так велю!", "Нельзя, и все!". Нужно коротко пояснить: "Уже поздно", "Это опасно".

7. Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое указание – нарисуй картинку.

8. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы родителями между собой.

Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребенка. Но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло».

К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребенка. Он будет бояться самостоятельно принимать решения и браться за новое дело, так как у него станет преобладать мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха». Все это может значительно усложнить его жизнь в будущем.

Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания:

1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от помощи ребенку в ситуации непослушания. Например, когда ребенок, сидя за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно. Постепенно ребенок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами.

2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае самооценка ребенка не пострадает, а наказание принесет реальную пользу. Например, если он разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, – это повод не для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.

3. Соблюдайте последовательность. Наказание принесет пользу и не причинит вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Ребенок должен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что - нельзя. А вот наказывать ребенка за то, что он нарушил неизвестное ему правило, бессмысленно и несправедливо. Необходимо объяснить ему, что он поступил неверно, и предупредить, что в следующий раз он будет за это наказан.

4. Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя какое-то время после него. Ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.

5. Подход к наказанию должен быть разумным. Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком. Например, нет смысла в качестве наказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет разбрасывать игрушки.

6. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Например, если у вас гиперактивный ребенок, то дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения, а наоборот, ухудшат его. С такими детьми нужно общаться мягко и спокойно.

7. Лучше наказывать ребенка, лишая его чего-то хорошего, чем делая ему плохо.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

•        когда он болеет;

•        перед сном и сразу после сна;

•        во время еды (ребенок буквально "проглатывает" негативные сигналы, это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

•        непосредственно после душевной или физической травмы;

•        когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

•        когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Ни в коем случае нельзя применять физические наказания, поскольку они отрицательно сказываются на личности ребенка, способствуя возникновению нежелательных свойств характера. Систематическое применение физических наказаний может надломить волю ребенка, превратить его в покорного и неспособного принимать самостоятельные решения человека.

В процессе воспитания ребенка необходимо использовать похвалу и поощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение, а похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. В качестве положительного подкрепления для ребенка может выступать: внимание и ласка со стороны воспитателя, похвала, положительные эмоции, которые малыш получает, когда достигает поставленной цели.

Похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений и достижений для того, чтобы ребенок мог сделать из них реалистический вывод о себе и своих способностях.

Однако не всякая похвала приносит пользу. Как правильно хвалить ребенка?

1) Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко (за то, что дано ему природой). Похвала не за усилие и достижение, а за наличие способности, не дает никакого стимула к развитию.

2) Вредно, захваливать ребенка безо всякой необходимости и неискренне. Это обесценивает похвалу. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Это может привести к развитию эгоизма и чувства превосходства над другими.

3) Похвала и поощрение должны производиться вовремя. Они не должны как запаздывать, так и даваться слишком быстро. Похвала, данная вовремя, приведет к концентрации усилий, а запоздалое подкрепление не будет иметь должного эффекта.

4) Важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди не столь высоко ценят его, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

Например: Правильная похвала: «Спасибо за то, что ты убрал все игрушки». Неправильная похвала: «Ты просто молодец!». Правильная похвала: «Ты нарисовал такой красивый рисунок». Неправильная похвала: «Ты настоящий художник».

5) Нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Ругая одного и хваля другого, вы тем самым навязываете его пример первому, противопоставляете их друг другу. Это отнюдь не вызывает желания «брать пример» с того, кого (несправедливо) хвалят. Противопоставление детей друг другу, может вызвать у них негативизм, нездоровое соперничество, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

Наиболее эффективным способом воспитания дошкольников является техника модификации поведения. Ее суть в том, что за хорошее поведение ребенок получает поощрение, а за плохое - наказание или лишение привилегий.



Предварительный просмотр:

О роли сказок в воспитании детей


Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой) 

Сказка всегда присутствует в нашей жизни: мы её слышали в детстве, рассказываем своим детям, внукам. Сколько себя помним, рядом с нами «Колобок», «Репка», «Лиса и волк»… Русские народные, сказки народов мира, авторские: бытовые, волшебные, о животных. Ребёнок любого возраста обязательно скажет, что сказки - это Пушкин. Нет сомнения, первым делом Александра Сергеевича вспоминают, как автора самых известных и любимых сказок: «Сказка о Попе и его работнике Балде», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Жених». Любовь к сказкам привила маленькому Саше его няня, Арина Родионовна, любовь и привязанность к которой поэт нёс всю свою жизнь. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Замирая от восторга, жадно впитывал каждое слово чудесных сказок маленький Пушкин. Няня скрашивала его одиночество в ссылке в Михайловском, в долгие зимние вечера, продолжая пленять поэта сказками, поговорками, пословицами, песнями.
"Слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..." – писал Пушкин брату из Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.

Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня,
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы.

Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времён живёт среди людей. Из истории известно, что у наших предков было принято не наказывать повинившихся, а наставлять на путь истинный посредством сказки, рассказа, поучительной истории. Чтение сказка считается самым древним методом познания и воспитания. Общаясь с нашими детьми через сказку, мы передаём им знания о духовном мире, о предназначении человека в обществе, воспитываем их, развиваем внутренний мир, излечиваем от страхов, переживаний. Сказка даёт знания о жизни, законах бытия, пробуждает творчество, фантазию, воспитывает любовь к Родине, труду, учит уважать старших, защищать слабых, помогать больным и немощным. Однозначно, народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Девочек нацеливает на «красну девицу», которая обязательно рукодельница, и умом, и лицом красавица, для мальчиков - добрый молодец (обязательно отважный, смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, готовый в любую минуту защищать свою Родину). Такое совершенство для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Высшая цель, поставленная в юном возрасте, во многом определит его как личность. Взрослым необходимо знать мечту малыша, чтобы вовремя корректировать и устранять негативные моменты.
Считается хорошим тоном в воспитании читать ребёнку сказку на ночь. При приглушённом свете ночника, мягком звуке родного голоса волшебная история убаюкает малыша, подарит ему добрые здоровые сны. Кроме того, ощущение того, что рядом с ним присутствует близкий человек, положительно влияет на формирование детской психики. Это помогает ему успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Ребёнок чувствует, что его любят, о нём заботятся. Очевидно, что польза сказок перед сном действительно неоспорима.
Учёные уже давно ведут разговор о терапевтической роли сказок, применяя их на психологических тренингах, в виде лечения душевного состояния маленького пациента. К сожалению, современное телевидение загружено в большей степени иностранными мультфильмами, зачастую агрессивными, с жестокими драками, с малопонятными героями, а ведь дети подражают любимым персонажам, перенимают способы их поведения, манеру говорить. Вот почему родителям и педагогам нужно очень строго подходить к выбору сказок, к просмотру мультфильмов.
И научно, и жизнью доказано, что дети разного возраста очень любят слушать сказки и необыкновенные истории, которые расширяют диапазон их знаний и кругозора, помогают получить необходимые знания о человеке, о жизненных проблемах, пути их решения. Дают понятие о том, что кроме реального мира, существует ещё и волшебный, наполненный чудесами и приключениями, что добро всегда торжествует над злом.
Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные» черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке», «Морозко», «Али-баба и сорок разбойников», робким и пугливым, - «О трусливом зайчике», «Трусливый Ваня», непослушным и доверчивым подойдёт «Приключения Буратино», «Снежная Королева».
У каждого из нас была любимая сказка, которую мы слушали, читали невероятное количество раз. В чём секрет этого литературного жанра? Почему наши дети, да и мы, взрослые, так любим сказки, какова их роль, в чём польза?
Вспомним, что в старые, древние времена наши предки не спешили наказывать детей, а рассказывали поучительную историю, чтобы провинившийся смог осмыслить своё поведение, сделать выводы и не повторять ошибок. Сказка - очень хороший метод воспитания и обучения детей. Рассказывая сказки, мы передаем опыт наших предков, дополняя его своим, не менее богатым. Посредством сказки ребенок обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов, получает знания о жизни и ее законах, развивает фантазию и творческое начало, учится сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Житейские истории очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере поведения.
В каждой сказке есть главный герой. Чаще это активный, храбрый, умеющий выживать в трудных ситуациях персонаж. Даже, если вначале он выглядел негативно, то завершается история его исправлением, осмыслением отрицательных сторон характера. Каждая сказка учит тому, что добро побеждает зло, что немаловажно при становлении характера.
Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки начинают знакомство ребёнка с литературой, прививают ему любовь к чтению. Сказка – это игра, необходимая для развития личности.
Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний прежних поколений. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование мышления ребёнка, впитывая информацию через народное творчество. Посредством сказки легче объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказка - это мощный инструмент обучения малышей и дошколят. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами моделирующими правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка». В них очень ярко показываются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость, успех коллективизма и трудность одиночества. На примере сказочных персонажей дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними трудности и преграды. Уверовав в простую истину, что добро побеждает зло, ребёнок более стойко научится преодолевать жизненные невзгоды. Можно смело сказать с первых минут знакомства со сказкой начинает закаляться характер малыша.
Известный факт, что многие в детстве испытывают чувство страха: врачей, темноты, оставаться одни в комнате. Опять же сказки могут помочь в этой ситуации. Ребёнок со стороны наблюдает, казалось бы, безвыходную ситуацию, и вот находится способ благополучного её решения. Герои счастливы, здоровы, зло побеждено. Зная о положительном исходе дела, малыш постепенно побеждает и свои страхи.
Многие опытные педагоги отмечают, что для детей ХХI века характерны снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная истощённость, неустойчивое настроение. Присутствует заторможенность, или наоборот, - раздражительность, агрессивность. Дети зачастую остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками, замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них свалился шквал информации, причём зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, чрезвычайно актуальна и важна. И главный помощник - это сказка. Ещё К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Помните, армянскую сказку в стихах «Жадный Вартан», которому скорняк пошил из овечьей шкуры целых семь шапок, но ни одну из них нельзя надеть? Мораль: жадность и зависть до добра не доведут. А «Каша из топора»? О находчивости и смекалке русского солдата? Эти поучительные истории - яркий пример народной педагогики.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т. д. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.
Несколько советов молодым родителям и начинающим педагогам: читать сказку,
1. концентрируя на ней внимание ребёнка;
2. с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;
3. чётко проговаривая слова;
4. только одну, для более глубокого осмысления;
5. выбранную ребёнком (даже пусть в сотый раз!);
6. анализируя;
7. попросите пересказать;
8. желательно перед сном.
"Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь".
( Ганс Христиан Андерсен)



Предварительный просмотр:

«Роль сказки в жизни ребенка»

       «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»                                                                                                      В.А.Сухомлинский

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки?  Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

     Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.              

Прочитайте с детьми дома такие сказки:

«Петушок и бобовое зернышко»

«Кот и петух»

«Ворона»

«Гуси – лебеди»

«Лиса и журавль»

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите,

о чем прочитали

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/12/s_5a0845230f0ce/740348_1.jpeg



Предварительный просмотр:

Сказки важно и нужно читать детям

Детская художественная литература воспитывает в ребёнке культуру речи. Она учит грамматически правильно, логично и точно передавать свои мысли, а также соблюдать нормы литературного языка. Если ребёнок с раннего детства погружён в культуру чтения, его речь будет образной, яркой и выразительной.

Давайте вместе попробуем ответим на следующие вопросы:

• Что мы читаем нашим малышам? Сказки.

• Что рассказывают бабушки внукам? Сказки.

• Какие события и сюжеты нравятся детям больше всего? Сказочные.

• Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок.

Почему именно сказки так важны и нужны?

1. Это самый понятный способ для ребёнка узнать, что же такое жизнь и как в ней ориентироваться.

2. В сказке в доступной и понятной форме отражены отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть.

3. Сказочные образы сразу понятны детям — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый.

4. В сказке всегда побеждает добро. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идёшь вперед!

5. Из сказки ребёнку легче понять, каким нужно быть, чтобы всё получалось – трудолюбивым, умным, смелым, храбрым, добрым, справедливым, щедрым.

6. Ребёнок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру.

7. В сказках заключена мудрость веков, которой так не хватает в современном меркантильном мире.

Что важного девочка узнает из сказок?

• Необходимо быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

• Надо быть благодарной, как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку — за пирожки. Ничто не даётся просто так и нужно уметь говорить «спасибо».

• Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания?

Что важного мальчик узнает из сказок?

• Необходимо быть благородным, храбрым. Помогать слабым, заботиться о них. Тот герой, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасёт кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

• Не нужно бояться трудностей. Во всех сказках герои без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Герой не боится, он готов преодолевать трудности, рисковать. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

• Сказка учит мальчиков не ошибиться в выборе невест. Сможет ли она испечь каравай или прибраться в доме, или сшить платье?

В чём же польза сказок?

1. Читая или рассказывая сказки, мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания, расширяем представления об окружающей действительности.

2. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а грамотно и умело выражать свои мысли. Чтение сказок расширяет словарный запас ребёнка и помогает развитию речи.

3. Сказка формирует у ребёнка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

4. Формируется понимание, что просто так в жизни ничего не даётся, а достигается всё только усилием и трудолюбием.

5. Сказка является прекрасным вариантом совместного досуга, она помогает взрослому и малышу найти общий язык и быть ближе друг к другу.

6. Слушая сказку, ребёнок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Любишь кататься – люби и саночки возить», «Когда семья вместе, то и душа на месте», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги»).

7. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребёнка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребёнок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – всё хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его всё дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает.

8. Педагоги и логопеды не случайно применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребёнок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Луну в ракете из сдвинутых стульев. Психологи утверждают, что фантазия помогает ребёнку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребёнку очень полезно.

Несколько советов родителям

• Читайте сказку вместе с ребёнком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не только перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

• Нужно подбирать сказки в зависимости от того, что вы хотите донести ребёнку в тот или иной момент его жизни. После их прочтения можно обсудить поведение героев или что-то ещё. Пусть ребёнок выскажется, ведь у него тоже есть своё собственное мнение.

• Предложите ребёнку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает творческую фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...

Конспект Консультации для родителей воспитанников по Правилам Дорожного движения "Родители, будьте осмотрительнее!"

Данный материал поможет педагогам  в формировании навыков безопасного поведения детей на дорогах и информировании родителей о важности данного вопроса....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДА» НА ТЕМУ: «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

  Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей воспитанников младшей группы «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивает...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Смешарики» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным голосом, то и речь малыша будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взр...