Презентация опыта работы «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Елена Низова

Трудовое воспитание дошкольников способствует всестороннему развитию личности   и развивает   такие качества, как: трудолюбие, терпение, целеустремлённость, организованность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_roditelskaya_trud_tezisy.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайд.

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.

3 слайд. На сегодняшний день проблема трудового воспитания дошкольников актуальна и сложна, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремление к труду. Трудовое воспитание дошкольников способствует всестороннему развитию личности и развивает такие качества, как: трудолюбие, терпение, целеустремленность, организованность, старательность, инициативность, аккуратность, опрятность, самостоятельность. Потребность в трудовом воспитании возрастает именно в младшем дошкольном возрасте, так как в возрасте с 3-4 лет воспитывается бережное отношение к результатам своего и чужого труда. И именно данный возраст является основным в развитии навыков самообслуживания, так как самостоятельность – важнейшее психологическое новообразование, возникающее в возрасте 3 лет. Кризис трех лет – это кризис «Я сам!», обусловленный самостоятельностью и требующий самовыражения в деятельности исключая излишнюю опеку со стороны взрослых. Дети в этом возрасте стремятся выполнять трудовые действия в пределах своих небольших возможностей.

4 слайд. В младшем дошкольном возрасте задачи в сфере трудового воспитания представлены в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Мы, педагоги, вместе с вами, родителями, должны формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде: умение соблюдать порядок (аккуратное складывание одежды при раздевании на дневной сон); способствовать воспитанию ценностного отношения к предметному миру: бережно обращаясь с вещами и игрушками, беречь каждую вещь, созданную трудом человека; приучать ребенка к уборке рабочего места после продуктивных видов деятельности (лепке, аппликации, рисовании); к уборке игрушек после игр. Уже даже малыши 3 лет могут поднять оброненный мусор, помочь раздать наглядный материал для занятий, разложить книги и т. д. И здесь очень важен пример взрослых, иногда на улице можно наблюдать такую картину: идут родитель с ребенком, едят конфеты и бросают бумажки на землю. Кого же здесь нужно воспитывать в первую очередь? Слова о том, что нужно соблюдать чистоту, для малыша останутся пустым звуком, потому что он видит перед собой пример значимого для него взрослого. И он, к сожалению, не самый лучший.

5 слайд. Самообслуживание это основной вид трудовой деятельности в младшем дошкольном возрасте. Воспитатель в детском саду, а родители дома должны эмоционально поддерживать стремление ребенка к проявлению самостоятельности при выполнении отдельных действий самообслуживания: одевание на прогулку, умывание после сна или перед приемом пищи (намылить мыло, смыть мыло и грязь, вытереть руки и лицо полотенцем); поведение за столом во время приема пищи, элементарный уход за собой (расчесывание волос, поддержание опрятности одежды, пользование носовым платком, салфеткой после еды).

6 слайд. Если эти операции вызывают трудности, необходимо побуждать детей обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова. И, конечно, здесь опять очень важен пример взрослого: как правильно намылить руки, свернуть одежду, а также поощрение, одобрение при самостоятельном и правильном выполнении действий по самообслуживанию.

7 слайд. Так как труд ребенка тесно связан с игрой, то выполняя трудовую задачу дети часто переключаются на игру (например, с водой во время умывания). Можно включать и специальные дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук детей с целью повышения качества выполнения навыков самообслуживания (тренажеры: шнуровка, застегивание и расстегивание различных предметов одежды: кнопки, ремешки, крючки, пуговицы...). Малышам это очень интересно, так как маленьких детей привлекает яркость, красочность, что позволяет педагогу на основе эмоционально-чувственного опыта малышей привлекать к активному экспериментированию с предметами и материалами.

8 слайд. Уже в младшем дошкольном возрасте можно привлекать детей и к хозяйственно-бытовому труду: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить салфетницы, хлебницы); поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр. , а после собрать их и сложить в определенное место. Дети помогают педагогу в подклеивании книг, коробок для игр. Но мы должны знать , что младший дошкольник по своим возрастным возможностям еще не созрел в достаточной мере для трудовых усилий. Мышечный аппарат у него слабый, движения не скоординированы, внимание неустойчивое, рассеянно , воля находится в зачаточном состоянии, малыш еще не может долго удерживать в памяти какое то событие долго, поэтому взрослым необходимо с особой тщательностью отбирать приемы мотивации к трудовой деятельности дошкольников.

9 слайд. Еще одни вид труда – это труд в природе. Дети под контролем воспитателя поливают растения, протирают крупные листья влажной губкой, рыхлят землю в горшочках, убирают снег на дорожках.

10 слайд. Ручной труд планируется со старшей группы, но привлекать детей можно уже с младшего возраста, например, к изготовлению поделок. Малыши с удовольствием помогут сделать украшения для елочки, раздевалки, группового помещения в детском саду.

11 слайд. Какие же методы и приемы мы используем для приобщения ребенка к труду:

- Это поручения (индивидуальные, подгрупповые) – принеси книгу, поставь хлебницу на стол и т.д.

-Эффективными приемами является наблюдение. Наблюдая за взрослым, ребенок использует разнообразные предметы и повторяет за ним, тем самым учится новому навыку. Часто мы организуем наблюдения за работой младшего воспитателя и дворника. Таким образом, дети знакомятся с трудом взрослых в детском саду.

  • С наблюдением тесно связан показ. Этот прием педагог использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши еще не могут выполнять действия по памяти. Перед мытьем рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом предлагает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было это видно хорошо и понятно, что следует делать. Кроме показа, необходимо пояснение детям в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чем его польза, каков будет результат: если вы повесите одежду каждый на стульчик, то она не помнется и после сна ее будет легче найти». Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение – отличная мотивация к действию. Сравните два предложения. «Сейчас мы с вами ,помоем руки и вытрем полотенцем». «Сейчас мы с вами, помоем руки этим душистым мылом и они будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым, пушистым полотенцем!» Разумеется во втором случае ребенок гораздо охотнее выполняет процедуру умывания.
  • Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают детей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их - удачный прием к режимному моменту ( одевание, раздевание, умывание и т. д.)
  • Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходят любимые игрушки (мишка, кукла), просят помочь научить мыть руки, аккуратно складывать вещи). Вдруг появляется новая игрушка, которая пришла расчесать всех кукол в группе. Дети причесывают, поправляют наряды для кукол, красиво рассаживают в игровом уголке.
  • Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает проблему (зайчик не умеет ставить игрушки на место). Ребята вызываются помочь , научить.
  • Дидактическая игра. Дети учат персонажа выполнять трудовые действия в играх «Игрушки по местам», «Что за чем?»
  • Рассказывание поучительных историй, составленных педагогом. Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что ее забыли высушить на батарее, а затем убрать в шкаф. Я высушила ее и затем пообещала, что наши дети не будут оставлять ее сырой и бросать вещи на пол.
  • Поощрение – самый действенный и необходимый в младшем дошкольном возрасте прием. Необходимо хвалить детей за каждое достижение. Уже в случае неудачи, нужно найти положительное. «Сегодня ,ты, старался застегивать пуговицы и у тебя почти получилось. Мы с тобой потренируемся и скоро, ты, сможешь застегнуть их все». Поощряя ребенка, педагог закрепляет в памяти то, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

12 слайд. Трудовое воспитание в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Вы – наши помощники, а где-то и советчики в воспитании ребенка, в том числе и трудовом.

Отказывая малышу в стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонек трудолюбия, что является серьезной педагогической ошибкой. Напротив же, получив в младшем дошкольном возрасте такую жизненную установку как формирование понятия: «Труд важен и необходим, а трудиться полезно и увлекательно!», ребенок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды , с легкостью будет учиться в школе и найдет свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"

Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"...

Обобщение опыта работы "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе. ...

Из опыта работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Из опыта работы«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»....