Семинар-практикум «Развитие творческого воображения дошкольников в режиссёрской игре» (для родителей)
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Григорьева Ирина Владимировна

Задачи:

  1. Знакомить родителей с особенностями развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
  2. Формировать у родителей умение развивать воображение детей в процессе режиссёрской игры;
  3. Дать родителям образцы игр с ребёнком на развитие воображения; вовлечь в игровую деятельность;
  4. Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Ожидаемые результаты:

1. Повышен уровень знаний родителей об особенностях воображения детей старшего дошкольного возраста.

2. Обогащен опыт родителей в проведении разнообразных игр с детьми на развитие воображения;

3. Сформирован положительный эмоциональный настрой участников

семинара-практикума.

Информационно-техническое обеспечение:

фотовыставка «Сам себе режиссёр», буклет для родителей «Режиссёрская игра

дошкольника».

Материалы и оборудование:

звукозапись для музыкального сопровождения, шляпа, листы бумаги, карандаши.

Организационный момент:

1. Игра «Волшебная шляпа».

Цель: создать положительный настрой, расположить участников не только к

восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.

Пока звучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка

останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит

комплимент любому, стоящему в круге. Тот, кому адресован «комплимент»,

должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе

тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!» По окончании игры обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

2. Беседа с родителями о значении игры для развития воображения дошкольника.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети перестали играть. Игру вытеснили другие видами деятельности. Согласно возрастной переодизации, специфика каждого возрастного периода и условия полноценного психического развития связаны с возрастным новообразованием. Для дошкольников это функция воображения. Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра, то именно в этот период актуально развитие фантазии через различные виды игр.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений или идей на основе уже имеющихся. Данный процесс выражается в построении образа средств и результата деятельности субъекта;

в создании программы поведения при неопределенности проблемной ситуации; в продуцировании образов, не программирующих деятельность, а

заменяющих ее; в создании образов, соответствующих описаниям объектов,

явлений и состояний.

Образы воображения - это образы виртуальной реальности. Это могут

быть мечты (образы желаемого будущего), грезы (образы актуально переживаемого ирреального), фантазии (образы возможного будущего).

Один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.

Психологический анализ различных видов игр показал, что каждый из них имеет разное значение для формирования отдельных компонентов воображения. Так, предметная среда, в основном, складывается в начальных формах режиссерской игры, где ребенок упорядочивает единым сюжетом различные игрушки и предметы. Прошлый опыт ребенка получает наибольшую реализацию сюжетно – ролевой игре, когда проигрываются все его жизненные впечатления. Наконец, особая внутренняя позиция формируется сначала в образно-ролевой игре, а затем получает свое интенсивное развитие в режиссерской.

В режиссерских играх, проигрывая ситуации, связанные с неприятными переживаниями, рассуждая вслух, ребенок учится более адекватно оценивать отображаемые события, приобретает возможность вставать на чужую точку зрения, осмыслять ее, что приводит к смягчению эмоциональной реакции, к большему пониманию ситуации.

Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в

тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать,

каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Режиссерские игры – это игры, в которых «артистами» являются игрушки или их заместители; а ребенок, организует деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой и др.), а также мелких игрушек, макетов игр, и в нашем случае, кубиков Е.М.Гаспаровой.

Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать

разные персонажи, что в результате этого произойдет. Режиссёрская игра способствует развитию важнейшего психического процесса – воображения, что, несомненно, пригодится ребёнку в школьном обучении.

Для того, чтобы у ребёнка было хорошо развито воображение, ему нужно помочь. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома с целью развития воображения.

3. Игра с родителями «Изобретатель»

Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие воображения.

Родители должны перечислить все возможные случаи употребления данного предмета (газета, листок бумаги, кирпич, зеркало, магнит и т.д.).

          4. Игра «Сладкая парочка»

          Цель: познакомить с детской игрой, направленной на развитие воображения.

         Участникам предлагают придумать сказку, в которой встретились бы «Колобок и Красная Шапочка», «Баба-Яга и Карлсон», «Снежная королева и огнедышащий дракон» и т.д.

5. Игра «Что произойдет»

Цель: познакомить с игрой, направленной на развитие воображения.

Родителям предлагается подробно ответить на предложенный вопрос: Что произойдет, если оживут все сказочные герои?; что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?; что произойдет, если дождь будет лить не переставая?

          6. Игра «Какой он – мой ребенок».

          Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого

каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет

по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы,

назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В

центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье. Когда даются положительные характеристики, это позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

7. Подведение итогов. В конце встречи родителям вручается буклет с

советами по организации режиссёрской игры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 99»

Семинар-практикум

«Развитие творческого воображения дошкольников в режиссёрской игре»

(для родителей)

                                                                                Подготовила:

                                                                                 воспитатель Григорьева И.В.

г. Дзержинск

2024 г.

Задачи:

  1. Знакомить родителей с особенностями развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
  2. Формировать у родителей умение развивать воображение детей в процессе режиссёрской игры;
  3. Дать родителям образцы игр с ребёнком на развитие воображения; вовлечь в игровую деятельность;
  4. Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Ожидаемые результаты:

1. Повышен уровень знаний родителей об особенностях воображения детей старшего дошкольного возраста.

2. Обогащен опыт родителей в проведении разнообразных игр с детьми на развитие воображения;

3. Сформирован положительный эмоциональный настрой участников

семинара-практикума.

Информационно-техническое обеспечение:

фотовыставка «Сам себе режиссёр», буклет для родителей «Режиссёрская игра

дошкольника».

Материалы и оборудование:

звукозапись для музыкального сопровождения, шляпа, листы бумаги, карандаши.

Организационный момент:

1. Игра «Волшебная шляпа».

Цель: создать положительный настрой, расположить участников не только к

восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.

Пока звучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка

останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит

комплимент любому, стоящему в круге. Тот, кому адресован «комплимент»,

должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе

тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!» По окончании игры обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

2. Беседа с родителями о значении игры для развития воображения дошкольника.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети перестали играть. Игру вытеснили другие видами деятельности. Согласно возрастной переодизации, специфика каждого возрастного периода и условия полноценного психического развития связаны с возрастным новообразованием. Для дошкольников это функция воображения. Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра, то именно в этот период актуально развитие фантазии через различные виды игр.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений или идей на основе уже имеющихся. Данный процесс выражается в построении образа средств и результата деятельности субъекта;

в создании программы поведения при неопределенности проблемной ситуации; в продуцировании образов, не программирующих деятельность, а

заменяющих ее; в создании образов, соответствующих описаниям объектов,

явлений и состояний.

Образы воображения - это образы виртуальной реальности. Это могут

быть мечты (образы желаемого будущего), грезы (образы актуально переживаемого ирреального), фантазии (образы возможного будущего).

Один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.

Психологический анализ различных видов игр показал, что каждый из них имеет разное значение для формирования отдельных компонентов воображения. Так, предметная среда, в основном, складывается в начальных формах режиссерской игры, где ребенок упорядочивает единым сюжетом различные игрушки и предметы. Прошлый опыт ребенка получает наибольшую реализацию сюжетно – ролевой игре, когда проигрываются все его жизненные впечатления. Наконец, особая внутренняя позиция формируется сначала в образно-ролевой игре, а затем получает свое интенсивное развитие в режиссерской.

В режиссерских играх, проигрывая ситуации, связанные с неприятными переживаниями, рассуждая вслух, ребенок учится более адекватно оценивать отображаемые события, приобретает возможность вставать на чужую точку зрения, осмыслять ее, что приводит к смягчению эмоциональной реакции, к большему пониманию ситуации.

Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в

тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать,

каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Режиссерские игры – это игры, в которых «артистами» являются игрушки или их заместители; а ребенок, организует деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой и др.), а также мелких игрушек, макетов игр, и в нашем случае, кубиков Е.М.Гаспаровой.

Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать

разные персонажи, что в результате этого произойдет. Режиссёрская игра способствует развитию важнейшего психического процесса – воображения, что, несомненно, пригодится ребёнку в школьном обучении.

Для того, чтобы у ребёнка было хорошо развито воображение, ему нужно помочь. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома с целью развития воображения.

3. Игра с родителями «Изобретатель»

Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие воображения.

Родители должны перечислить все возможные случаи употребления данного предмета (газета, листок бумаги, кирпич, зеркало, магнит и т.д.).

          4. Игра «Сладкая парочка»

          Цель: познакомить с детской игрой, направленной на развитие воображения.

         Участникам предлагают придумать сказку, в которой встретились бы «Колобок и Красная Шапочка», «Баба-Яга и Карлсон», «Снежная королева и огнедышащий дракон» и т.д.

5. Игра «Что произойдет» 

Цель: познакомить с игрой, направленной на развитие воображения.

Родителям предлагается подробно ответить на предложенный вопрос: Что произойдет, если оживут все сказочные герои?; что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?; что произойдет, если дождь будет лить не переставая?

          6. Игра «Какой он – мой ребенок».

          Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого

каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет

по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы,

назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В

центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье. Когда даются положительные характеристики, это позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

7. Подведение итогов. В конце встречи родителям вручается буклет с

советами по организации режиссёрской игры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития творческого воображения дошкольников

Методические рекомендации к использованию дидактических игр для дошкольников по развитию воображения...

Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"

Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим  вместе»...

Развитие творческого воображения дошкольников в режиссерских играх

Проблема развития творческого воображения в дошкольном возрасте является актуальной на современном этапе. Творческое воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности р...

Развитие творческого воображения дошкольников средствами лингводидактической игры

      Актуален вопрос о формировании творческого воображения именно для детей детского сада как первой ступени образования. В возрасте 4-5 лет у дошкольника преобладает  тво...

Семинар-практикум на тему: «Музыкальные игры для развития творческого воображения дошкольников» с использованием интерактивных игр со звуками»

Данный семинар для педагогов ДОУ позволяет создать предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия  воспитателей ДОУ в использование музыки как средства активизации творческого воображе...

Семинар-практикум на тему: «Музыкальные игры для развития творческого воображения дошкольников» с использованием интерактивных игр со звуками»

Для углубления теоретических знаний педагогов и закрепления их на практике можно провести данный семинар-практикум, в ходе которого воспитатели могут апробировать некоторые музыкально-дидактическ...