Консультация для родителей
методическая разработка (старшая группа)

Бородина Наталья Николаевна

Консультация для родителей "Воспитание познавательных интересов у детей через ознакомление с природой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Банновский детский сад»

Консультация для родителей

Тема: «Воспитание познавательных интересов у детей через ознакомление с природой».

Воспитатель: Бородина

Наталья Николаевна

Цель: Дать методику познания детьми окружающего мира для формирования у них культуры отношения к природе

В мир чудес открыта дверь,

Но разучились мы теперь

Закату радоваться, солнцу

И, с удивлением в оконце,

Насквозь промёрзшее смотреть.

Кто виноват, что нам подчас

Нет времени пройти по лугу,

И оглядеть с детьми округу,

Послушать жаворонка пенье

Вобрать все запахи цветения,

От аромата захмелеть.

Как жаль нам всех!

Ведь год от года

От наших действий, вся природа

Приобретает жалкий вид:

И лес горит, и зверь бежит,

Не выдержав такого года.

Давайте дружно скажем: «Стоп!»

Подумаем о детях, внуках.

И об естественных науках.

Чему учили долго нас,

Когда мы посещали классы,

И группы разные детсада.

Твердим с пелёнок мы ребёнку:

«Дразнить не надо собачёнку:

И тут же ей пинка даём

Иль палку в пасть её суём.

«Котёнок! - радостно малыш кричит, протягивает руки,

Но ты, на страже уж стоишь,

«Не трогай, брось, «там бяки — буки!»

Цветы охапками срываем,

Порою даже и не знаем

Зачем так много, для чего.

Нам, видно, просто всё равно.

Остыли души, очерствели:

Не замечаем звон капели,

Не слышим что, природа плачет.

Очнитесь люди ото сна!

Вас, верно, бес иль сатана попутал.

Сил найди и стар, и млад:

Прекрасный сад воздвигни!

Птичку пожалей!

И станет на душе теплей.

Природе низко поклонись,

Морозу, солнцу улыбнись,

За равнодушие извинись,

Проснись же, человек, проснись!

Ведь ты частица той природы

И все несчастья и невзгоды

За то, что разорвали нить,

Желая всё с комфортом жить.

Не на словах, а на делах

Подайте вы пример ребёнку;

Пригрейте жалкого котёнка

Скворечник сделайте, кормушку

И не ругайте, вы, кукушку,

За то, что бросила детей.

Уж многие сровнялись с ней.

Такая грустная картина

Сложилась в голове моей,

Но много горькой правды в ней.

Давайте - ж веры не терять:

Водите в лес детей гулять,

Но только чур, цветов не рвать!

И птичьих гнёзд не разорять!

Пускай побегают по лугу,

И оглядят с горы округу,

Подышат ароматом трав.

И, может, взрослыми уж став,

Запомнят эти чудеса -

И луг, и поле, и леса.

Картины эти не забудут

Беречь природу верно будут!

Природа даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить долго и сделать свой уголок ещё краше.

Почему я взяла эту тему для родительского собрания? Идеализировать постановку экологического воспитания в нашем детском саду. У нас немало проблем, которые требуют разрешения. Это и  необходимость в дидактических пособиях, тематических играх. Это и трудности с приобретением растений, кормов, самих животных в живой уголок, чтобы дети могли заботится, ухаживать за ними. Но, тем не менее мы хотим создать условия для жизнедеятельности живого существа, как ухаживать за растениями, животными, формировать в детях положительное отношение к окружающему миру, заложить в детях начало осознанно правильно выбирать форму поведения по отношению к живым существам, среде обитания. Развить у детей такие качества, как сострадание, ответственность, уверенность в правоте своего поступка, ведь природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём  неизгладимое впечатление. Хочу научить детей любить и уважать всё живое: цветок, птицу, щенка, лягушку. Защищать их.

Как же передать всё это детям младшего возраста? А ведь это всё можно передать детям в игре, наблюдениях, где прослеживаются особенности взаимодействия организма со средой. «А куда делись кузнечики, которые стрекотали в траве, божьи коровки, жучки, - а они все попрятались в трещины стволов деревьев и заснули. Календарь наблюдения, где фиксируем изменения в природе. Познавательные занятия в игровой форме в сопровождении показа настольного кукольного театра, игрушек. Ведь ребёнок младшего возраста постоянно находится в мире игры: и все эти знания он получает из игры.

Для сельских детей домашние животные часть их естественного окружения. А как же познакомить детей с жителями леса. Делаем это через картинки, сказки, театрализованные представления, дидактические игры.

Игра - это деятельность ребёнка, в которой он выражает своё отношение к окружающей действительности. В младшем возрасте ход игры определяет воспитатель. Я за раннее  продумываю игру, подготавливаю, организую и направляю игру в нужное русло. Почти все занятия  организую как игру — путешествии. Дети на каком либо транспорте отправляются в лес.

Лес, лес — до небес

Полон сказочных чудес.

Будь светлым, радостным

Любимый добрый лес.

Доехав до станции «Лесная» дети отправляются на прогулку, на полянке рассматривают цветы, бабочек, грибочки. Используем сенсорную игру «Полянка» - развиваем мелкую моторику рук, закреплению цветов.

Главное звено игры — занятие (воображаемая ситуация) веду детей по лесу (групповой комнате), как правильно вести себя в лесу; быть осторожными, не наступать на муравьёв, послушать и спеть песенку пчёлки, комарика. Для знакомства с обитателями леса используем картинки, игрушки.

У нас за каждой веточкой

Друзья найдутся тут -

И зайчики и белочки

На встречу к нам бегут.

Игрушечные игрушки используем, как раздаточный  материал, с помощью которых дети практически знакомятся с дикими животными. Игрушка «зайчик» очень часто приходит к детям и просит рассказать о погоде на улице, рассказать потешку, что нарисовано на картине, что дети охотно делают.

К трём годам наши дети овладевают азами сюжетной игры, ребёнок уже понимает, что и он сам может быть в игре кем — то.

Первоначально игру развёртываем так, чтобы выделить для ребёнка роль и реализующие её действия: «Я доктор. Полечу мишку, поставлю ему градусник и т. д., затем предлагаю ребёнку, полечить лисичку или подключаюсь к игре ребёнка выбрав себе подходящую роль».

Основные средства формирования мотивационных основ экологического сознания — непосредственное общение с живой природой.  Внешний вид животного, его строение, образ жизни, повадки, связь с окружающей средой, деятельностью человека. Как и когда включать эти знания в деятельность ребёнка? Всегда; в игре, потешках, стихах, загадках, сказках. Зная это, ребёнок учится сопереживать, понимать эмоциональное состояние животного, относится к нему как к субъекту, имеющему  такое же право на жизнь, как и он.

Полезны имитации движений, звуков издаваемые животными, с включением в сюжетно — ролевую игру, в музыкальные, физкультурные занятия, занятия по ИЗО. Дети нашего возраста должны видеть связь действий воспитателя с потребностями животного — кормление, пойка, ласка. Видя это они сами начинают заботиться, кормить ухаживать за ними (игрушками).

В игре используем полученные знания о животных, изготавливаем для игр детали костюмов. Такая методика помогает мальчикам легче входить в знакомый образ, учит сопереживанию. Помимо перечисленных способов идентификации с состоянием животного полезны занятия рисованием, лепкой, где дети передают то, что чувствуют сами.

Для обогащения сенсорного опыта проводим наблюдения за облаками, небом, деревьями, а затем предлагаем детям нарисовать (дождик, солнышко), но один из наиболее эффективных способов научить детей создавать выразительный образ - «дорисуй». Игры включаем в любое занятие, сопровождая их загадками, потешками, стихами — это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, способствует развитию образного мышления, воображения.

По завалам, по оврагам

Ходит зверь хозяйским шагом.

Любит он душистый мёд

Да малину с веток рвёт.

Знает лисонька — лиса:

В шубе вся её краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

зверя нет в лесу хитрей.

Зайчишка — трусишка,

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Капусту нашёл,

Сидит грызёт.

Время зря я не теряю,

Грибы и шишки запасаю          (белка)

За проделки и уловки,

Зовут меня плутовкой               (лиса)

Детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность  к образному мышлению, наблюдательность, внимание.

Большая роль принадлежит здесь семье. Обращаюсь  к родителям водить в выходные дни своих детей в лес, чтобы он воочую увидел  всю эту красоту, увидел живой лес, смастерить вместе с ребёнком скворечник, кормушку для птиц, чтобы ребёнок сам убедился, как мы, взрослые, защищаем, помогаем, проявляем заботу нашим друзьям. И ни когда воспитатель один не научит ребёнка доброте, красоте, заботе, если не будет поддержки и понимания со стороны родителей.

Каждая ромашка хороша по своему, каждый колокольчик звенит своим звоном, каждая роза благоухает своим ароматом. А ребёнок? Он тоже цветок — цветок жизни, необыкновенный и не неповторимый.

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю, Летать в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу

Кувшинку на реке и клюкву на болоте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...