РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ "РАСТЁМ ВМЕСТЕ" Площадка "Применение дидактических пособий по методике Е.А. Стребелевой в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью" + видеопрезентация
презентация

Дорогова Марина Владимировна

Применение дидактических пособий по методике

Е.А. Стребелевой в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Добрый день уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию дидактические материалы для развития детей дошкольного возраста  с интеллектуальными нарушениями по методике Елены Анатольевны Стребелевой. Так как дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую находятся на уровне познавательного развития ниже возрастной нормы, то данные пособия можно использовать в работе с нормотипочными детьми раннего возраста.

 Рассматриваемые пособия предназначены для развития моторики, восприятия и мышления на основе сотрудничества взрослого и ребёнка в предметной деятельности в процессе игры. Формирование деятельности строится по принципу от совместных действий ребёнка и взрослого к действиям ребёнка по подражанию действиям взрослого, до самостоятельной деятельности ребёнка с предметами. Задание впервые предлагается выполнить самостоятельно по словестной инструкции, если ребёнок не может справиться сам, педагог показывает, как выполнять действия, если ребёнок не может воспроизвести, то педагог обучает, действуя совместно с ребенком, по необходимости действуя руками ребёнка.

Применяемые дидактические материалы не трудно приобрести, многие из них широко используются в детском саду, некоторые можно изготовить самостоятельно. Все они состоят из экологически чистых материалов, преимущественно из натурального дерева.

Одно из первых пособий – это невысокая горка с бортиками и небольшой площадкой сверху и цветные шарики разных размеров. Игра называется «Поймай шарик» и предназначена для установления контакта взрослого с ребёнком, а так же для развития моторики и усвоения цвета, формы и величины предметов. Так как игра привлекает ребёнка простотой действия и динамичностью, то её хорошо использовать на этапе установления контакта с ребёнком,

Взрослый кладёт шарик на площадку горки и просит «Лови», затем поворачивает горку к себе и предлагает ребёнку «Кати». Если ребёнок не может производить действия по подражанию, взрослый действует вместе с ребёнком. По мере обучения происходит переход к самостоятельной деятельности ребёнка на основании речевой инструкции. Если возможности речи ребёнка позволяют, то в дальнейшем он сам, играя, произносит  «лови», «кати», давая инструкции педагогу. После усвоения необходимо предложить усложнённый вариант игры, предоставить выбор шарика по цвету, величине. Далее предлагаем ребёнку скатить с горки кубик и обращаем внимание на свойства соответствующих форм (шарик - катиться с горки, кубик - нет). Так же можно давать задание катить или ловить только правой или левой рукой.

Следующее пособие предназначено для развития практической ориентировки на величину и умения соотносить действия. Для этого нам потребуется три коробочки с крышками разной величины и шарики одинаковые по цвету соответствующих размеров. Коробочки располагаются перед ребёнком, крышки на некотором расстоянии. Педагог предлагает спрятать в коробочки все шарики. Если ребёнок не действует самостоятельно, то необходимо показать, положить шарик в коробку и закрыть его крышкой. Если ребёнок не способен соотнести шарик и крышку с размером коробки, производим действия вместе с ребёнком методом примеривания. Если ребёнок сначала прячет шарики меньшего размера в коробки большего размера, напоминаем, что надо спрятать все шарики. По мере обучения вводим понятия «большой», «маленький», «средний». Выстраиваем коробочки в ряд в соответствии с размером. Расширяем задания упражнением «включения в ряд». Для этого выстраиваем ряд в соответствии с размером, закрываем ширмой и убираем одну из коробочек, открываем ширму и предлагаем ребёнку определить, где должна стоять исключенная из ряда коробочка.

Практическая ориентировка на величину отрабатывается с помощью дидактического пособия «Матрёшка».  Для начала можно взять двух или трёх составную матрёшку не раскрашенную, чтобы ребёнок не отвлекался на пёструю раскраску кукол. Разбираем матрёшку, собираем отдельные куклы, находя соответствующие половинки, определяем большую, маленькую и среднюю, как с коробочками выстраиваем в ряд, слева направо относительно ребёнка, отрабатываем «включение в ряд». Затем используем раскрашенные трёхсоставные матрёшки, постепенно увеличиваем их количество. Параллельно отрабатывается складывание матрёшек в одну.

Для развития согласованности действий обеих рук и практической ориентировки на величину используется дидактическое пособие «Пирамидка». Для начала выбираем одноцветную пирамидку, для того, чтобы ребёнок не отвлекался на цвет, а ориентировался при её собирании только на величину. Если ребёнку сложно с помощью зрительного соотнесения выделить большую величину колечка, педагог обучает при помощи метода наложения, установить какое колечко большего размера. 

Дидактическое пособие «Цветные парные кубики» используются для изучения цвета, развивает умение строить по подражанию, по образцу и по памяти. На первом этапе работы с кубиками, отрабатывается умение ребёнка находить пары, устанавливая соответствия цвета. Педагог спрашивает: «дай такой», или «покажи такой», или  «где такой»? Ребёнок показывает на соответствующий цвет. Затем предлагая ребёнку построить башню, педагог называет только один цвет, а остальные, снова просит положить «такой», указывая на кубик, другого цвета. После закрепления одного цвета, присоединяем следующий цвет, и так далее. Строим башню и просим ребёнка построить такую же. Сравниваем постройки и заостряем внимание, получилось или нет «одинаково», а соответственно правильно или не правильно. Когда ребёнок научился строить башню, такую же по цвету, как у педагога, предлагаем упражнение усложнить. Закрываем свои кубики ширмой, строим башню, открываем ширму, ребёнок запоминает, закрываем и он строит по памяти. В дальнейшем время открывания ширмы сокращается. Упражнение можно в дальнейшем усложнить добавлением кубиков или других деталей. Более сложный вариант – ещё и зарисовка постройки.

Обучение конструированию на плоскости по подражанию поможет дидактическое пособие «Палочки». Сначала лучше использовать крупные одинаковые плоские не окрашенные палочки. Это поможет ребёнку производить постройку, не отвлекаясь на цвет. Крупные палочки легче брать в руки, накладывать друг на друга. На первом этапе постройки должны быть простые, например молоточек, домик. Педагог предлагает ребёнку сделать постройку по образцу, если ребёнок не справляется, то педагог помогает. Постройку можно обыграть, что вызывает эмоции и повышает мотивацию. (Домик для собачки, песочница для куклы и др.). По мере усвоения можно включить цвет, усложнить постройку, предложить сделать по схеме.

Пособие «Дом животного» направлено на развитие внимания, восприятия цвета, умение ориентироваться на образец, соблюдать инструкцию, доводить деятельность до конца. Пособие представляет собой деревянную доску, в верхней части которой имеется четыре углубления, где последовательно изображены животные (собака, курица, рыба, кошка). На остальной поверхности углубления в четыре ряда по пять в каждом ряду, они так же имеют изображения животных, нарисованных в разброс. Ещё есть фишки-домики четырех  основных цветов. Каждому животному присваивается домик определённого цвета, ребёнку необходимо следуя образцу расставить домики для каждого животного, соблюдая очерёдность. Если ребёнок не справляется, педагог проводит обучение, расставляя домики в первом ряду, комментируя каждый ход. По мере обучения можно усложнить вариант, расставляя домики на время.

Чтобы посмотреть видео урок по применению пособия перейдите по ссылке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение дидактических пособий по методике

Е.А. Стребелевой в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Добрый день уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию дидактические материалы для развития детей дошкольного возраста  с интеллектуальными нарушениями по методике Елены Анатольевны Стребелевой. Так как дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую находятся на уровне познавательного развития ниже возрастной нормы, то данные пособия можно использовать в работе с нормотипочными детьми раннего возраста.

 Рассматриваемые пособия предназначены для развития моторики, восприятия и мышления на основе сотрудничества взрослого и ребёнка в предметной деятельности в процессе игры. Формирование деятельности строится по принципу от совместных действий ребёнка и взрослого к действиям ребёнка по подражанию действиям взрослого, до самостоятельной деятельности ребёнка с предметами. Задание впервые предлагается выполнить самостоятельно по словестной инструкции, если ребёнок не может справиться сам, педагог показывает, как выполнять действия, если ребёнок не может воспроизвести, то педагог обучает, действуя совместно с ребенком, по необходимости действуя руками ребёнка.

Применяемые дидактические материалы не трудно приобрести, многие из них широко используются в детском саду, некоторые можно изготовить самостоятельно. Все они состоят из экологически чистых материалов, преимущественно из натурального дерева.

Одно из первых пособий – это невысокая горка с бортиками и небольшой площадкой сверху и цветные шарики разных размеров. Игра называется «Поймай шарик» и предназначена для установления контакта взрослого с ребёнком, а так же для развития моторики и усвоения цвета, формы и величины предметов. Так как игра привлекает ребёнка простотой действия и динамичностью, то её хорошо использовать на этапе установления контакта с ребёнком,

Взрослый кладёт шарик на площадку горки и просит «Лови», затем поворачивает горку к себе и предлагает ребёнку «Кати». Если ребёнок не может производить действия по подражанию, взрослый действует вместе с ребёнком. По мере обучения происходит переход к самостоятельной деятельности ребёнка на основании речевой инструкции. Если возможности речи ребёнка позволяют, то в дальнейшем он сам, играя, произносит  «лови», «кати», давая инструкции педагогу. После усвоения необходимо предложить усложнённый вариант игры, предоставить выбор шарика по цвету, величине. Далее предлагаем ребёнку скатить с горки кубик и обращаем внимание на свойства соответствующих форм (шарик - катиться с горки, кубик - нет). Так же можно давать задание катить или ловить только правой или левой рукой.

Следующее пособие предназначено для развития практической ориентировки на величину и умения соотносить действия. Для этого нам потребуется три коробочки с крышками разной величины и шарики одинаковые по цвету соответствующих размеров. Коробочки располагаются перед ребёнком, крышки на некотором расстоянии. Педагог предлагает спрятать в коробочки все шарики. Если ребёнок не действует самостоятельно, то необходимо показать, положить шарик в коробку и закрыть его крышкой. Если ребёнок не способен соотнести шарик и крышку с размером коробки, производим действия вместе с ребёнком методом примеривания. Если ребёнок сначала прячет шарики меньшего размера в коробки большего размера, напоминаем, что надо спрятать все шарики. По мере обучения вводим понятия «большой», «маленький», «средний». Выстраиваем коробочки в ряд в соответствии с размером. Расширяем задания упражнением «включения в ряд». Для этого выстраиваем ряд в соответствии с размером, закрываем ширмой и убираем одну из коробочек, открываем ширму и предлагаем ребёнку определить, где должна стоять исключенная из ряда коробочка.

Практическая ориентировка на величину отрабатывается с помощью дидактического пособия «Матрёшка».  Для начала можно взять двух или трёх составную матрёшку не раскрашенную, чтобы ребёнок не отвлекался на пёструю раскраску кукол. Разбираем матрёшку, собираем отдельные куклы, находя соответствующие половинки, определяем большую, маленькую и среднюю, как с коробочками выстраиваем в ряд, слева направо относительно ребёнка, отрабатываем «включение в ряд». Затем используем раскрашенные трёхсоставные матрёшки, постепенно увеличиваем их количество. Параллельно отрабатывается складывание матрёшек в одну.

Для развития согласованности действий обеих рук и практической ориентировки на величину используется дидактическое пособие «Пирамидка». Для начала выбираем одноцветную пирамидку, для того, чтобы ребёнок не отвлекался на цвет, а ориентировался при её собирании только на величину. Если ребёнку сложно с помощью зрительного соотнесения выделить большую величину колечка, педагог обучает при помощи метода наложения, установить какое колечко большего размера.  

Дидактическое пособие «Цветные парные кубики» используются для изучения цвета, развивает умение строить по подражанию, по образцу и по памяти. На первом этапе работы с кубиками, отрабатывается умение ребёнка находить пары, устанавливая соответствия цвета. Педагог спрашивает: «дай такой», или «покажи такой», или  «где такой»? Ребёнок показывает на соответствующий цвет. Затем предлагая ребёнку построить башню, педагог называет только один цвет, а остальные, снова просит положить «такой», указывая на кубик, другого цвета. После закрепления одного цвета, присоединяем следующий цвет, и так далее. Строим башню и просим ребёнка построить такую же. Сравниваем постройки и заостряем внимание, получилось или нет «одинаково», а соответственно правильно или не правильно. Когда ребёнок научился строить башню, такую же по цвету, как у педагога, предлагаем упражнение усложнить. Закрываем свои кубики ширмой, строим башню, открываем ширму, ребёнок запоминает, закрываем и он строит по памяти. В дальнейшем время открывания ширмы сокращается. Упражнение можно в дальнейшем усложнить добавлением кубиков или других деталей. Более сложный вариант – ещё и зарисовка постройки.

Обучение конструированию на плоскости по подражанию поможет дидактическое пособие «Палочки». Сначала лучше использовать крупные одинаковые плоские не окрашенные палочки. Это поможет ребёнку производить постройку, не отвлекаясь на цвет. Крупные палочки легче брать в руки, накладывать друг на друга. На первом этапе постройки должны быть простые, например молоточек, домик. Педагог предлагает ребёнку сделать постройку по образцу, если ребёнок не справляется, то педагог помогает. Постройку можно обыграть, что вызывает эмоции и повышает мотивацию. (Домик для собачки, песочница для куклы и др.). По мере усвоения можно включить цвет, усложнить постройку, предложить сделать по схеме.

Пособие «Дом животного» направлено на развитие внимания, восприятия цвета, умение ориентироваться на образец, соблюдать инструкцию, доводить деятельность до конца. Пособие представляет собой деревянную доску, в верхней части которой имеется четыре углубления, где последовательно изображены животные (собака, курица, рыба, кошка). На остальной поверхности углубления в четыре ряда по пять в каждом ряду, они так же имеют изображения животных, нарисованных в разброс. Ещё есть фишки-домики четырех  основных цветов. Каждому животному присваивается домик определённого цвета, ребёнку необходимо следуя образцу расставить домики для каждого животного, соблюдая очерёдность. Если ребёнок не справляется, педагог проводит обучение, расставляя домики в первом ряду, комментируя каждый ход. По мере обучения можно усложнить вариант, расставляя домики на время.

Чтобы посмотреть видео урок по применению пособия перейдите по ссылке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....

Проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей".

Педагогический проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей"  - представляет собой опыт работы в группе "Особый ребёнок"....

"Развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность".

Театрализация- это импровизация, оживление предметов и звуков. В ней ребёнок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь.Именно театрализованная де...

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множ...

Применение дидактических пособий по методике Е.А. Стребелевой в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Применение дидактических пособий по методике Е.А. Стребелевой в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюДобрый день уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию дидактичес...