Консультация "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"
консультация

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствую- щие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способ- ностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошколь- ного возраста.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствую- щие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способ- ностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классифи- кация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они созда- ются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактиче- ских целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игро- вая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: ди- дактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполне- ние.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружаю- щим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события обществен- ной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связа- ны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять сво- им поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и

играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чув- ство, т. е. подчиняться правилам игры.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на за- нятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению зна- ниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: вни- мания, памяти, наблюдательности, сообразительности.

Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активи- зируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость де- тям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справед- ливым, уступать в случае необходимости, помогать в

беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенство- ванию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, про- никновенной передаче образа.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение кук- лы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положи- тельные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, жела- ние видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут приви- вать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно пере- носиться на взаимоотношения самих детей.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению раз- личных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного воз- раста.

Подготовила воспитатель: А.А. Кириллова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для ...

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для ...