Мастер – класс для родителей «Синквейн» в речевом развитии дошкольников. Ознакомление с лэпбуком и методическим пособием».
методическая разработка

Гусак Светлана Михайловна

Познакомить родителей с приемами и способами составления «синквейнов», научить использовать знания и умения в работе с методическим пособием, а так же с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18

607060, Нижегородская область, город Выкса, ул. Ленинградская, здание №55

Тел. 8(83177)35698; e-mail:detskiysad-18@mail.ru

Мастер – класс для родителей

«Синквейн» в речевом развитии дошкольников.

Ознакомление с лэпбуком и методическим пособием».

Разработала:

 воспитатель: Гусак С.М.

1 квалификационной категории

Городской округ город Выкса

2021г.

Цель: познакомить родителей с приемами и способами составления «синквейнов», научить использовать знания и умения в работе с методическим пособием, а так же с детьми в домашних условиях.
Задачи:
- объяснить значение использования «синквейнов» в работе над развитием речи детей;
- вызвать интерес к составлению «синквейнов»;
- научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.
Участники «Мастер – класса»: родители воспитанников  старшей группы, воспитатель.
Предварительная работа:  организация пространства для проведения «мастер – класса», подготовка листов бумаги и карандашей, изготовление алгоритма составления «синквейнов», подготовка образцов «синквейнов», составление конспекта, нахождение необходимого методического материала, подготовка памяток и буклетов для родителей; изготовление лэпбука по составлению «синквейнов», организация родителей на практическое занятие «мастер – класс».
План проведения «Мастер – класса»:
1. Теоретическая часть: рассказ воспитателя о необходимости составления «синквейнов».
2. Демонстрация составления «синквейнов».
3. Советы по составлению «синквейнов».
4. Знакомство с разными видами работы над «синквейнами».
5. Ознакомление с лэпбуком и его использованием.
6. Раздача буклетов - памяток для родителей.
7. Обмен мнениями, впечатлениями.

Ход «Мастер – класса»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Как вы знаете, одним из важных условий развития ребенка является его умение общаться с окружающими людьми. Общение, умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психологическое развитие и способствует формированию личности.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. У детей бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказы по картинкам, пересказать прочитанное, им трудно выучить стихотворение. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - «синквейна». «Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Приведу пример: 

                                         (Кто?) Дети
                        (Какие?) Любимые, ласковые.
            (Что делают?) Играют, радуют, умиляют.
                (Предложение).  Дети – цветы жизни.
                                     (Что?) Счастье.
Чтобы составить «синквейн», нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала мы знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».
Затем учим детей, графически, обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.

«Синквейн» – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. «Синквейн» могут составить все.

Во-вторых, в составлении «синквейна» каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
«Синквейн» является игровым приемом.
Составление «синквейна» используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление «синквейна» используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
      Правила составления синквейна.
«Синквейн» состоит из пяти строк:

1. Первая строка «синквейна» - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? Что?

2. Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающие тему «синквейна».

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий (иногда это могут быть словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?

4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора «синквейна» к тому, о чем говорится в тексте. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

5. Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в «синквейне», то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в данном «синквейне». Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

   Составление «синквейна» с родителями, используя алгоритм            составления «синквейна».
                     1.(Что?)  Кукла.
         2. (Какая?) Красивая, любимая.
   3. (Что делает?) Стоит, сидит, улыбается.
         4.     Моя кукла самая красивая.
                   5. (Что?) Игрушка.
         Советы по составлению «синквейнов».
1. Начинать учить детей составлять «синквейны» надо с хорошо знакомых им тем, например: «Семья», «Детский сад», «Овощи»...

2.Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.
Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по - другому (папа, мужчина);

тетя (мама, женщина); девочка (дочка, внучка); бабушка  (старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…
3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце, горит, светит, яркий, жаркое и т.д.).
5. Составление «синквейнов» в конце изученной лексической темы.
6. Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовывают карандашом вместе с родителями.
7. В конце работы дети должны прочитать свое произведение, сделать выводы и заключения.

           Виды работы над «синквейном».

1. Составление краткого рассказа по готовому «синквейну»

 (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление «синквейна» по прослушанному рассказу.
3. Коррекция и совершенствование готового» синквейна» (анализ неполного «синквейна» для определения отсутствующей части).

Например:  дан «синквейн» без указания темы- первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить.
4. «Синквейн» можно использовать на занятиях для закрепления изученной лексической темы, например:

                             1,Медведь.

                  2. Мохнатый, большой.

                3. Рычит, лакомится, спит.

                  4. Зимой спит в берлоге.

                                5.Зверь.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте, например:
                             1. Звуки речи.
                        2. Гласные, согласные.
            3. Слышим, произносим, выделяем.
                4. Звуки складываются в слова.
                                  5. Речь.
На занятиях по развитию связной речи: используя слова из «синквейна», придумать рассказ, например:
                                  1. Заяц.
                       2. Белый, пушистый.
             3. Прячется, боится, убегает.
                       4. Я жалею зайца.
                      5. Дикое животное.

В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису. Увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой  животным жить трудно. 
Сейчас я вам хочу предложить составить «синквейн» о пчеле, такой «синквейн» недавно составляли ваши дети.
Посмотрим, как у вас получится это сделать.

                                  1.Пчела

                     2.Маленькая, полосатая

       3.Трудится, летает, жужжит.

               4. Она собирает душистый нектар.

                                   5. Мед.

5. При составлении «синквейнов» можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».
6. «Синквейн» – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать «синквейны» и оценивать их).
     Сейчас я бы хотела вас познакомить с информацией в виде лэпбука, который называется: «Развитие связной речи через «синквейн».
В нём представлены картинки по сказкам, которые надо описать словами - предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Так же имеются картинки предметные, с признаками, с действиями.
Надо подбирать к каждому предмету свой признак и действие тоже в виде картинки.
В лэпбуке находятся ещё и «синквейны», составленные о героях сказок и сказочных предметах. В этих «синквейнах» надо добавить какое-то слово, которое обозначает предмет, признак, действие или угадать о каком предмете или герое идёт речь.

Заключение.
При творческом использовании «синквейна», он воспринимается детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования «синквейна» заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...

Мастер-класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника"

Речевое общение  в процессе игры имеет огромное значение. Речь объединяет детей во время их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения....

Мастер - класс для родителей "Синквейн в работе по развитию речи"

Мастер – класс для родителей «Синквейн в работе по развитию речи»...

Мастер-класс для родителей «Синквейн в работе по развитию речи»

Познакомить родителей с приёмами и способами составления синквейн. Научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей «Синквейн в работе по развитию речи»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. У детей бедный словарный запас, дети не умеют составля...

Мастер – класс для родителей «Синквейн в речевом развитии дошкольников. Ознакомление с лэпбуком и методическим пособием»

Цель: Познакомить родителей с приемами , способами составления Синквейнов; научить использовать знания и умения в работе с методическим пособием, а так же с детьми в домашних условиях.Задачи:1. О...

Мастер – класс для родителей «Синквейн в работе по развитию речи»

Мастер – класс для родителей      «Синквейн в работе по развитию речи»...