Тактильное восприятие.
статья (младшая группа)

Валентина Александровна Канышева

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Им ещё столько всего предстоит узнать и усвоить. А базовый объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тактильное восприятие.

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Им ещё столько всего предстоит узнать и усвоить. А базовый объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы воспринимают сенсорные сигналы и считывают информацию. Они расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность. Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека. Благодаря такому восприятию ребенок может  формировать образы, делать связанные с ними умозаключения.

Тактильное восприятие, или осязание, – это познание объектов при непосредственном касании. Обследуя поверхность, ребенок получает представления о его особенностях, характеристиках (форме, материале, из которого он изготовлен, величине). Так формируются образы предметов окружающего мира. Как и любой вид восприятия, осязание дает материал, формирует базу для развития мыслительных операций. И чем разнообразнее этот материал, тем больше возможностей у ребенка понять, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В раннем детстве дети обследуют различные предметы, прикасаясь к ним, воспринимают их характеристики и постепенно обращают внимание на то, что они могут отличаться. Так, твердая поверхность оказывается непохожей на мягкую игрушку, а пластиковая пирамидка на ощупь отличается от деревянной. Для развития тактильного восприятия в данном возрасте ребенку предлагают игрушки, а также знакомят с окружающими его предметами, которые различны по форме, размеру, фактуре материала, температуре. Давая ребенку предмет, необходимо обратить его внимание на особенности поверхности или формы, когда он его обследует: назвать свойства и предмет, чтобы ребенок постепенно устанавливал нужные связи, формировал словарный запас. Полезным будет знакомство с различными природными материалами. Для развития тактильного восприятия помогут и пальчиковые игры, игры с водой, крупные пазлы и конструкторы, вкладыши. Используя различные сыпучие материалы (песок, крупы) можно также развивать осязание: ребенок прикасается к ним ладошками, сжимает, пересыпает, погружает руки в такой сыпучий материал, что дает ему различные ощущения. Можно ввести игровой элемент: прятать в песке или крупе различные предметы, которые находит ребенок. При этом, не следует забывать и о развитии тактильного восприятия через поверхность стоп, где также находится большое количество рецепторов. Это может быть ходьба по траве, песку, гальке, специальным сенсорным дорожкам. Также можно использовать горох, фасоль, разные крупы, массажные мячики и многое другое. Взрослым необходимо понимать важность развития тактильного восприятия на этом этапе, поощрять действия детей с различными предметами, конечно не забывая о безопасности. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, накопления представлений об окружающем мире.

На психическое развитие ребенка значительное влияние оказывает развитие мелкой моторики (тонкие движения пальцев). И это влияние трудно переоценить. Речь, мышление, внимание, память – мелкая моторика взаимосвязана со всеми этими психическими функциями, поскольку при использовании мелкой моторики идет совместная работа целого ряда систем. Кроме того в жизни постоянно нужны точные, координированные движения кистей и пальцев, чтобы одеваться, писать, листать книгу и выполнять множество других бытовых и учебных действий. И по мере развития ребенка, к этим навыкам предъявляются все более высокие требования, потому что выполнять все эти действия необходимо более совершенно, точно и уверенно. Особое значение мелкая моторика имеет для развития речи. В головном мозге центры, отвечающие за эти функции, расположены близко, поэтому тонкие движении пальцев рук стимулируют развитие речевых функций.

С какого возраста необходимо заниматься развитием мелкой моторики? Уже с рождения развитию мелкой моторики способствует легкий массаж ладошек и пальчиков ребенка, позже - это обучение его захватывать и удерживать предметы. Далее приходит время пальчиковой гимнастики (инсценировка небольших историй, стишков, потешек сопровождающихся действиями с руками и пальчиками). Со временем ребенку можно предлагать специальные игрушки и пособия, предназначенные для развития мелкой моторики (рамки-вкладыши, шнуровки, перекладывание предметов различными способами). Много возможностей для развития мелкой моторики и координации движений имеется в повседневной жизни и быту: игры с крупами, макаронами, бобовыми; перебирать бусы; завинчивать и развинчивать крышки; застегивать и расстегивать пуговицы; завязывать и развязывать шнурки; участие в приборке и наведении порядка и многое другое. И, конечно же, это различные виды творчества – лепка, рисование, аппликация и т.п..Только не стоит забывать о том, что ребенка нужно учить правильно взаимодействовать со всеми этими предметами и в первое время обязательно следить, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот.

Заниматься развитием мелкой моторики, как и других функций и навыков, необходимо в игровой форме. Кроме того, для достижения результата важно делать это систематически. И, хотя, традиционно о роли мелкой моторики в речевом и мыслительном развитии ребенка мы слышим применительно к этапу раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и в последующие периоды возрастного развития.

Так, развитие мелкой моторики – один из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе: к тому, насколько он подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию внимания, воображение, связную речь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

«Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»

Добрый день Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свою работу по теме «Тактильное восприятие у детей младшего возраста через тактильную книгу».Что такое Развивающая книжка — ...

Развитие тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ОВЗ

Маериал представлен для учителей-дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ТМНР...