Выступление на РПМО
консультация (старшая группа)

Богун Ольга Владимировна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл описание опыта15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологий современного образования в развитии креативного, дивергентного, диалектического мышления дошкольников

   В последнее время современная система образования стала уделять должное внимание развитию творческого мышления дошкольников. Интерес ребенка к различным видам искусства меняет его сознание, увлекает в новый мир знаний. Творческая деятельность всегда подразумевает креативность.

   Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

   Креативное мышление – это процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Именно такое мышление помогает ребенку находить необычные решения проблем; ум дошкольника становится «гибким», «подвижным», развивается воображение, усидчивость и фантазия.

   Исследования подтверждают, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для выявления и развития креативного мышления (Выготский Л.С., Торренс Э.)

   Для развития креативного мышления нужен метод проблемного обучения. Очень важно дать ребенку самостоятельность в принятии решений. Идеальной формой образовательной деятельности для дошкольников является игра. Она позволяет сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому, также способствует развитию креативного мышления. Большинство образовательных программ направлены на развитие левого полушария ребенка  (развитие логического мышления, умение анализировать и делать выводы), а правое полушарие, отвечающее за воображение, мечты, цветоощущение и креатив, не получает должной нагрузки. Поэтому педагогам стоит обратить внимание на ряд инновационных технологий, которые помогут ребенку раскрыть в себе творческие способности, креативность. К таким программам относится «Ментальная арифметика», которая позволяет не только задействовать в работе оба полушария, но и улучшить взаимодействие между ними. Ребенок начинает не только мгновенно выполнять арифметические действия в уме, но и улучшает работу мозга в целом.

   В «STEM – образовании» научные программы дополняются естественно -научным компонентом и инновационными технологиями. Эти технологии используются в изучении творческих, художественных дисциплин. Ребенок не просто знакомится с новыми направлениями развития точных наук и инженерии, но и учится реализовывать изученное на практике. В «STIM – образовании» активно развивается креативное направление, включающее творческие и художественные дисциплины (промышленный дизайн, архитектура и индустриальная эстетика и т.д.).  

  Педагогическая система воспитания М. Монтессори также направлена на развитие креативности и творческого начала ребенка. Главный принцип этой системы – это предоставление детям возможности самостоятельно выбирать направление своего обучения. Ребенок, выбирая интересующий его материал, проявляет свою активность и взаимодействует с этим материалом по велению своего внутреннего творческого духа. Это способствует формированию уверенности в себе, призывает детей быть изобретательными в собственном выборе.

   Комбинирование зрительных, слуховых, тактильных и кинетических материалов в этой образовательной среде не только расширяет знания и понимание мира, но и позволяет хранить эту информацию посредством мультисенсорного опыта. Это порождает любопытство к изучению окружающего мира и формирует интерес к исследовательской деятельности. А любопытство и творчество являются «топливом» друг для друга. Многофункциональность материалов развивает дивергентность мышления: ребенок может открывать для себя различные варианты использования одного и того же материала.

   Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмом и шаблонов. Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.

   Дошкольник с таким мышлением удивляет оригинальностью образов, которые он видит в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Такие дети предпочитают сюжетно – ролевые игры, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.

   Опыт обучения Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) говорит, что основные законы диалектики с легкостью могут быть понятны даже детям дошкольного возраста. Диалектическое мышление – это умение использовать глубокие законы природы, мироздания в жизни. Нужно объяснить детям, что в жизни нет статистики, все вокруг постоянно развивается и изменяется; противоречия – естественное состояние всего сущего; в любой ситуации, в любом предмете есть «хорошее» и «плохое»; существует закон причины и следствия и т.д.

   Мир живет по законам диалектики. И первым является закон «Единства и борьбы противоположностей». Каждый предмет и явление обязательно несет в себе положительные и отрицательные проявления. С этими противоречиями сталкивается ребенок каждый день. Умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их позволяют ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции. Очень хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в самом раннем возрасте в интересной и доступной форме. Начнем с серии игр «Хорошо – плохо».

   Игра не требует дополнительного материала, можно играть в любом месте. Цель игры: показать ребенку, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть хорошие и плохие стороны, хорошие и плохие свойства. Такая игра учит ребенка размышлять, анализировать, находить причинно – следственные связи, развивает речь, фантазию.

   Игра «Сумей в плохом найти хорошее»: детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им произведения и отрицательные черты положительных героев этого же произведения.

   Игра «А что будет, если…?» дает возможность ребенку придумать сюжет, рассказать последовательность действий, превращений, различных процессов, развивает речь и логическое мышление, формирует законы, по которым идет сюжет игры.

   Будущее, основанное исключительно на науке, вряд ли кого – то порадует, а будущее, которое воплощает синтез науки и искусства, волнует нас уже сейчас. Именно поэтому уже сегодня нужно думать, как воспитать лучших представителей будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выписка из протокола № 5 заседания РПМО

Цель: 1. Стимулирование педагогического сообщества на личностно- профессиональное  развитие в направлении формирования функциональной грамотности2. Развитие оценочно-деятельностной рефлексии...

Выписка из протокола РПМО

Выписка из протокола РПМО...

РПМО

для чтения...

Выступления на РПМО

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский Надымского района"Блок «Эффективные практики применения здоровье сбрегающих ...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...