Консультация для родителей
консультация

Александра Легконогих

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._mnemotehnika.docx364.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема:

«Метод мнемотехники в экологическом воспитании дошкольников»

Воспитатель:

Легконогих А.В.

г. Железногорск2022г.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе:

- позитивное отношение к природе, окружающему миру;

- ребенок начинает выделять себя из окружающей среды;

- развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему;

- формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Мы часто сталкиваемся с такой проблемой, что дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами, не могут начать описание природных явлений и т. д. Дело в том, что у дошкольников преобладает зрительно – образная память, поэтому мы используем метод мнемотехники для обогащения словаря, при обучении рассказыванию, при отгадывании и заучивании загадок, заучивании стихов.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Для успешного решения задач экологического воспитания я в своей работе использую метод мнемотехники.

Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций, организации учебного процесса в виде игры.

Актуальность:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

Задачи:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного);

- кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы);

- перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).

Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др. (раньше их называли «схема – алгоритм). Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, чем покрыто тело, чем питается, какие издает звуки.

Заниматься мнемотехникой мы начинаем с младшего дошкольного возраста. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Изображаем так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего возраста используем цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка).

Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуем в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей.

Работу с мнемотаблицами ведем по следующим этапам:

1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).

3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по заданной теме.

В своей работе с детьми я использую мнемотаблицы - загадки на экологическую тематику, а также описание и сравнение.

«Времена года», «Овощи и фрукты», «Животные», «Птицы».

Таким образом, использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание, умение сравнивать и делать умозаключения.

В старшем дошкольном возрасте дети могут не только самостоятельно рассказать по мнемотаблице, но и составить ее. Что вам я и предлагаю. (видео)

C:\Users\Professional\Desktop\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...