Консультация для родителей в группе раннего возраста по «Здоровьсбережению»
консультация (младшая группа)

Беина Елена Павловна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

              Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляет ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человек – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.

           Решение проблемы снижение обшей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведение неотложных мер  по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

           Главной нашей задачей является вырабатывание у детей разумного отношения к своему организму, привитию необходимых санитарно-гигиенических навыков, обучение вести здоровый образ жизни с раннего детства.

           В группе младшего дошкольного возраста, изучив различные формы организации оздоровительных мероприятий мы создали свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую постоянно совершенствуем. Все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей у нас есть: физкультурный зал, дорожки здоровья, спортивное оборудование, атрибуты для игр, фитобар. Физическое здоровье малышей неразрывно связано с их техническим здоровьем эмоциональным благополучием, поэтому в групповой комнате организовали уголок уединения.

           Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для профилактики заболеваний в своей группе мы проводим, хорошо известную всем традиционную оздоровительную гимнастику после дневного сна. С учетом индивидуальных особенностей детей включает щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Сочетаем с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастики, профилактикой и нарушением осанки, плоскостопия,

упражнениями для глаз… комплексы оздоровительной гимнастики после сна составляем на две недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Проводим физкультурные занятия.

             В нашем дошкольном учреждении имеются все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях. В специально оборудованном зале со всеми необходимыми атрибутами и инвентарем.

             Свои занятия организуем в игровой форме, немного фантазии - и достаточно сложная  для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Хороших результатов в усвоении детьми движений, используя разные способы организации на одном занятии (когда они сменяют лил дополняют друг друга). Во время занятий учитываем разную степень их подвижности, дифференцированно подходим к дозировке физических упражнений. Детей любой степени подвижности заинтересовываем путем «обыгрывание» пособия, использования игрового образа. В методике занятий с малышами главное заключается в определении величины необходимой физической нагрузке с учетом индивидуального развития и состояния здоровья каждого ребенка.

            Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья мы считаем дыхательные упражнения. Дыхательная система детей не совершенна, поэтому, чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, воспаляющая, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому, прежде, чем проводить дыхательную гимнастику мы хорошо проветриваем помещение: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания

 

 

 

Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

1. повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

2. развитие дыхательной мускулатуры; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

        Такие занятия мы проводим 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха  не выше 17 градусов, в утренние часы, не ранее чем через час после приема пищи, от 10 до 15 минут. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным или усиленным выдохом. Этого мы достигаем произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш), и сочетаний звуков (ах, ух,ох)

          Такие дыхательные упражнения проводим в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т.д.) В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек. Контролируем, чтобы вдох у детей происходил только через нос.

          Важным фактором здоровьесберегаюших технологий мы считаем работу с родителями. Для подержания «обратной связи» с семьей мы предлагаем воспользоваться такой формой взаимодействия, как система домашних заданий. Живой интерес педагога к успехам каждого ребенка- залог конструктивного диалога с родителями и фактор оценки деятельности воспитателя. Во время формулировки задания на дом мы считаем важным объяснить родителям, почему необходимо выполнять те или иные упражнения. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения тех или иных заданий, прибегаем к примерам, описанным в литературе; не сравниваем конкретного ребенка с другими детьми группы, потому, что мера здоровья и развития ребенка строго индивидуальна: что хорошо и нормально для одного, не всегда целесообразно и полезно для другого.

              Кроме дыхательной гимнастики, в своей группе мы применяем точечный массаж, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, трахеи, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболевании верхних дыхательных путей мы проводим точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.

             Таким образом, используя данный комплекс здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе  укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья в младшей группе

  • Динамические паузы проводятся во время занятий 2-5 мин. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательная, пальчикая гимнастика и других в зависимости от вида деятельности.
  • Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате и подбираются в соответствии с возрастом ребенка.
  • Релаксация. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Выполнение таких упражнений нравится детям, так как в них есть элементы игры.
  • Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, кровообращение. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • Гимнастика для глаз проводится по 3-5 минут ежедневно. Способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращение. Во время ее проведения используется наглядный материал.
  • Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации его работы в целом
  • Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5 минут. В ее комплекс входят упражнения на кроватях для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки. Родителями был изготовлены дорожки с пуговицами. Дорожка массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы, защищает организм в целом.

 

 

Технологии обучения здоровому образу жизни в младшей группе

  • Утренняя гимнастика ежедневно 6-8 минут. У детей формируются ритмические навыки и умения.
  • Физкультурные занятия 2 раза в неделю по 10 минут в соответствии с программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные). Занятия укрепляют организм, повышают иммунитет.
  • Самомассаж выполняется самим ребенком. Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Самомассаж – это профилактика простудных заболеваний, сколиозов, вегетативных дистоний, он тонизирует весь организм. Проводится в игровой форме (веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения).
  • Активный отдых (физкультурный досуг, праздник «День здоровья»). При проведении досугов все дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях с увлечением, выполняют двигательные задания, раскованность позволяет позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Обязательно сопровождение музыки, развивается музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии для детей младшей группы

  • Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.
  • Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот будоражит), вызывает эмоциональные состояния покоя и гармонии. Я использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения. Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя. Когда дети ложатся спать, включаю спокойную мелодичную музыку и прошу закрыть глаза, подпеваю тихонько сама. Обращаю внимание на то, как дети расслабляются, отдыхает каждая часть их тела и засыпают.
  • Сказкотерапия в младшей группе используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку рассказывает взрослый либо это групповое рассказывание.  В своей работе чаще использую авторские сказки, так как в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят олицетворять, обыгрывать сказки. Для этого у нас в группе создан центр «театральной деятельности», используем кукольный театр, в котором дети перевоплощаются в сказочных героев.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.

Система мер здоровьесберегающих технологий, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdat_dokument_microsoft_word_5.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать элементарную познавательно-исследовательскую деятельность и экспериментирование.

Задачи:

1. Стимулирование интереса детей к играм с природным материалом (вода) и к опытам с предметами (тонут, не тонут, плавают);

2. Уточнение и закрепление правил безопасного поведения у водоёма;

3. Расширение у детей знаний о цвете и форме предмета.

Направление: познавательное развитие, социально -  коммуникативное развитие, речевое развитие.

Форма проведения: экспериментирование опыта

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формы организации: группа, подгруппа.

Предварительная работа: беседа об воде, полезные свойствах.

Словарь новых слов: «тонет», «не тонет»,  «легкий», «тяжелый» .

Методы и приемы: беседа, демонстрация, опыт, наблюдение.

Оборудование и материалы: тазик с водой , мячики, камни, кукла Таня.

                        Ход непосредственно  образовательной деятельности.

С плачем появляется кукла Таня.

Воспитатель:

Что случилось Танечка, почему ты плачешь?

       Кукла Таня:

-Я играла у нас на озере, и мой мячик упал в воду, теперь у меня нет такого красивого мячика.

Воспитатель:

-Ребята как вы думаете мячик утонет? (ответы детей).

     Дети:-Нет.

Воспитатель:

-А мы сейчас посмотрим, тонут резиновые мячики или нет.

Посмотрите какие мячики, большие, маленькие, красные, жёлтые, синие, зелёные! А вот у нас маленький бассейн.

 Мы с вами положим мячи в воду и посмотрим, что у нас получится.

Сережа, возьми мячик. Какой мячик ты взял? (ответ)

-Что с ним случилось? (мячик плавает)

-Софья, какой мячик ты взяла? (ответ)

-Положи мячик в воду, что с ним произошло? (плавает)

Аналогично опрашиваются все дети.

- Посмотрите, мячик не утонул, значит, резиновые мячики не тонут и твой мячик не утонул. Надо попросить взрослых и они тебе его достанут. Только сама в воду не заходи. Детям нельзя заходить в воду если нет рядом взрослых. Запомнила? (кукла отвечает)

-Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто про Таню и мячик. (дети вместе с воспитателем  читают стих)

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

 «Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет, в речке мяч».

Кукла Таня:

 «В кармане у меня ещё камушки лежат они тонут или нет?»

Воспитатель:

-Давайте посмотрим ребятки, утонут  камушки или нет?

-Возьмите камушки и бросьте в бассейн с водой. Что же случилось с камнями? (утонули)

-Видите, дети, резиновые мячи не тонут, а тяжёлые камушки тонут.

- Сейчас мы возьмём

 мяч и пойдём с ним  поиграем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей групп раннего возраста "Никому ничего не скажу"

Рекомендации родителям детей 1,5-3 лет по развитию речи....

Консультация для родителей в группе раннего возраста: "Возрастные особенности детей 2 лет"

Консультация для родителей в группе раннего возраста:"Возрастные особенности детей 2 лет" ПриветствиеЗдравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и желание пообщаться, поговорить...

Консультация для родителей детей группы раннего возраста по теме: «Особенности организации среды для развития логико-математических представлений "

Консультация для родителей детей группы раннего возраста по теме: «Особенности организации среды для развития логико-математических представлений "  ...

Консультация для родителей второй группы раннего возраста

Адаптация детей к условиям детского  сада....

Консультация для родителей младшей группы раннего возраста на тему: «Летний отдых и оздоровление детей».

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драг...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»...