Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"
консультация

Мышковец Елена Владимировна

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисован.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika_konsultatsiya_dlya_roditeley.doc933.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

" Что такое мнемотехника

и зачем она нужна"


«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.

К. Д. Ушинский

Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых

зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). 

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы - образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Какая польза от мнемотаблиц  для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

  • Развивает память
  • Воображение
  • Интеллект
  • Развивает образное мышление
  • Внимательность
  • Фантазию
  • Учится выстраивать логические цепочки
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Для чего мы используем мнемотехнические приемы:

  • Чтобы развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей  понимать и рассказывать знакомые произведения, разучивать стихи и сказки;
  • Чтобы знакомить детей с характерными особенностями времён года, жизнью животных, птиц и растений с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.
  • Чтобы развивать основные психические процессы (память, мышление, воображение).
  • Чтобы развивать умственную активность, сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 344 города Челябинска”

МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ

https://i.ytimg.com/vi/k1bYWrs6zms/maxresdefault.jpg

 


Что такое «МНЕМОТЕХНИКА»

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемоника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоквадрат – элементарная единица, с которой начинается работа в данной методики..

Мнемодорожка несёт обучающую информацию в небольшом количестве.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Работа с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:   развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Как работать с таблицей

•        учить детей заменять  ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

•        самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

•        закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

Что является опорным в таблице

Опорным является изображение главных героев, понимание произведения, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев.

Что изображается в таблице

Схематически возможно изображение персонажей сказок, явлений природы, некоторых действий, то есть всё то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям


Этапы работы над стихотворением: 

1. Мама или папа выразительно читает стихотворение. 

2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 

3.Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 

4.Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. 

5.Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 

6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 

Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. 

Можно поиграть в игру «Угадай». Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А ребенок попробуем его отгадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: «Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»

Исследовательская работа на тему "Что такое СОЛЬ и зачем она нужна"...

Что такое мнемотехника и зачем она нужна детям?

МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов....

Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"

Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"...

2023 Что такое мнемотехника и зачем она нужна - консультация родителям

Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее)....

Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна?"

Консультация для родителей   « Что такое мнемотехникаи зачем она нужна»...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника и зачем она нужна»

Консультация для родителей«Что такое мнемотехника и зачем она нужна»Мнемотехника — это совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи. Они помога...