Как научить ребенка помогать взрослым
консультация

Шевцова Ольга Алексеевна

информация полезна для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_3.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Как научить детей помогать взрослым и друг другу»

Родители часто жалуются воспитателям, что дети не помогают им по дому, раскидывают и не убирают за собой вещи и игрушки.

Чтобы дети сами захотели помогать взрослым, сверстникам, начали заботиться о малышах, домашних питомцах, воспитатели и родители должны создавать для этого необходимые условия в детском саду и дома. Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте научился не только сотрудничать и взаимодействовать на равных, но и получил опыт помощи и заботы. Как сформировать у дошкольников умение помогать, какие приемы для этого использовать, читайте в статье. оказывайте личный пример, поддерживайте и хвалите детей

Помощь и забота – неотъемлемые формы взаимодействия людей на всех уровнях: семьи, государства, мира. Родители заботятся о детях, а дети о пожилых родителях. Государство помогает людям в кризисных ситуациях и при наличии у них различных ограниченных возможностей.

Когда человек действует на благо других, приносит людям пользу без видимых выгод для себя и при возможности другого поведения, он демонстрирует помогающее поведение. Такое определение можно сформулировать на основе информации психологической энциклопедии о помогающем поведении.

Чтобы сформировать у ребенка помогающее поведение, его нужно стимулировать. Для помогающего поведения есть три главных стимула (таблица).

Три стимула помогающего поведения

Первое – пример (образец, модель) помогающего поведения. Дети должны наблюдать его в ближайшем окружении (в семье, детском саду), в детских книгах и мультфильмах. Об этом свидетельствуют многие психологические теории. Например, согласно теории социального научения Н. А. Бандуры ребенок присваивает формы поведения, которые наблюдает в социальной среде, в собственное поведение, особенно если они воспринимаются как социально одобряемые, «правильные». Поэтому чем больше ребенок знакомится со сказками, рассказами и мультфильмами, в которых помогающее поведение одобряется, а «непомогающее» – порицается, тем скорее он захочет и будет помогать, и заботиться о других. Такие художественные произведения и снятые по ним мультфильмы – классика и золотой фонд детской литературы и мультипликации. Например, «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Пропал Петя -петушок» В. Г. Сутеева, «Айболит» К. И. Чуковского, «Помощник» М. С. Пляцковского, сказки «Лиса, Заяц и Петух», «Петушок и бобовое зернышко», мультфильм «Антошка» по известной детской песне В. Шаинского и Ю. Энтина.

Второе – эмпатия, способность эмоционально откликаться на переживания другого человека, которые важно формировать с раннего детства. Уже на втором году жизни малыш «заражается» эмоциями других людей: может заплакать или засмеяться, если рядом другой ребенок плачет или смеется.

В 3–4 года ребенок уже выделяет себя из мира, и у него начинает формироваться готовность видеть и откликаться на эмоции других. В 4–6 лет ребенок начинает активно взаимодействовать со сверстниками, у него формируется сочувствие и отзывчивость к другим. Он учится видеть, учитывать и реагировать на желания и переживания других людей. Такое сочувствие и переживание формируются не только как непосредственно эмоциональный отклик, но как понимание (осмысление) ситуации, в которую попал другой человек. Поэтому роль взрослого в развитии эмпатии дошкольника состоит в вербализации (словесном указании, обращении внимания, описании) эмоционального состояния другого человека или героя сказки.

Третье – поддержка, одобрение поведения детей. На этапе формирования помогающего поведения дошкольники в этом особенно нуждаются. Когда воспитатели, родители или другие дети одобряют помогающую форму поведения ребенка, то они внешне эмоционально подкрепляют ее, способствуют ее повторению. Если ребенок услышит «спасибо» от малыша или сверстника, если взрослый похвалит или просто улыбнется доброму поведению ребенка, то вызванные приятные эмоциональные переживания будут стимулировать у ребенка желание проявлять заботу и помощь в дальнейшем.

Не нужно постоянно и за каждое доброе дело хвалить, однако нельзя и забывать это делать. Если взрослый не реагирует на позитивные проявления ребенка, он начинает привлекать к себе внимание негативными поступками. Поэтому воспитатели и родители должны быть внимательны к поведению детей, вовремя подмечать и поддерживать их инициативу помочь.

Родители часто сталкиваются с тем, что их ребенок, видя, как плачет его сверстник, спрашивает: «Почему он плачет?» Более того, ребенок может предложить отдать ему свою игрушку или обнять, чтобы утешить.

Дети от природы сострадательны и склонны помогать окружающим. Но, если вы хотите, чтобы ваш ребенок остался заботливым, сострадательным и доброжелательным и во взрослом возрасте, вам следует научить ребенка помогать другим. В первую очередь нужно научить ребенка, что забота об окружающих – это хорошо и что необходимо помогать тем, кто нуждается в помощи.

Мир, в котором есть голод и неизлечимые болезни, где многие люди не имеют крыши над головой, сильно нуждается в людях, готовых прийти на помощь и проявить заботу. Недавнее исследование американских психологов показало, что помощь окружающим делает человека счастливым, целеустремленным и в целом положительно влияет на удовлетворенность человека жизнью. Поэтому научить ребенка помогать окружающим – полезное дело как для него самого, так и для всего мира.

Как показало еще одно исследование, 77 % детей и подростков не знают, помогают ли их родители окружающим и как они это делают. Поэтому, чтобы научить ребенка состраданию и помощи окружающим, важен пример родителей.

Когда дети впервые понимают важность заботы об окружающих.

Ребенок может проявить желание позаботиться о другом человеке уже в двухлетнем возрасте. Например, он может спросить, почему девочка, которую он увидел, печальна. Узнав, что она голодна, ребенок может предложить: «Давай поделимся с ней нашей едой. Когда она покушает, то станет радостной». Это один из примеров того, что ребенок начинает понимать чувства других людей в новых жизненных ситуациях, а также в ситуациях, увиденных по телевизору или прочитанных в книгах. Дети выражают свои чувства в зависимости от своего уровня развития. Называя эмоции, которые, по его мнению, испытывает другой человек в тех или иных ситуациях, ребенок мысленно представляет истории о том, как живут другие люди, что они чувствуют и как можно помочь им чувствовать себя лучше.

Эти разговоры, истории и опыт других людей помогают ребенку научиться помогать другим людям. Он видит, когда вы заинтересованы, взволнованы или эмоционально тронуты происходящим. Вы должны показать ребенку пример того, как делиться с окружающими – это очень важно для детей любого возраста. Даже самый маленький ребенок будет воспринимать чувства своих родителей, братьев или сестер, когда они обсуждают сценарии жизни других людей и предполагают, что может чувствовать другой человек.

Как научить ребенка заботе об окружающих

Когда вы поощряете ребенка помогать окружающим, перед этим обязательно обсудите это с ним. Читайте ему книги и новостные статьи на данную тему, позвольте ребенку задавать вопросы и обсуждать новую информацию, с которой он сталкивается. Основывайтесь на том, что ребенок уже понимает, и разговаривайте в удобном для него темпе.

Наконец, чтобы помочь ребенку понять важность заботы об окружающих, позаботьтесь, чтобы помощь окружающим была для вашей семьи регулярным, а не единоразовым событием. Периодическая помощь другим людям создает привычку заботиться об окружающих и показывает ваше небезразличие к людям. Помощь людям только по праздникам дает ребенку понять, что люди нуждаются в нашей помощи только по праздникам. И, хотя это лучше, чем ничего, ребенок не учится сочувствию и состраданию. Небольшая регулярная помощь не только утверждает правильные семейные ценности, но и сама по себе более полезна для других людей: обычно они сильнее нуждаются в помощи не в праздники, а в будни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка делиться и помогать???

Возраст с двух до четырех лет — самый актуальный для ма­лышей, у которых «всё мое» и «никому не отдам». Именно в это время родителям важно соблюдать ряд правил, чтобы ребенок научился делиться и с бла...

Методическая разработка (консультация для родителей). Тема: "Как научить ребенка помогать вам по дому"

Вам знакома ситуация, когда ребенок находит тысячу отговорок, чтобы не помогать вам по дому? Скорее всего, у него найдется множество причин, которые мешают выполнять ему домашние дела: болит живот, по...

20.05.2020 г Консультация для родителей «Как научить ребенка помогать»

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка помогать в семье. Добиваясь от ребенка помощи по домашним делам, родители в первую очередь не преследуют цель: снять с себя часть заботы по дому....

Консультация для родителей: «Как, играя, научить детей помогать взрослым?»

Представлены игры, которые помогут родителям научить детей поддерживать порядок в доме....