Практические рекомендации для родителей «Как не обидеть маленького художника!»
консультация

Шевцова Ольга Алексеевна

Информация будет полезна как родителям, так и педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации для родителей

«Как не обидеть маленького  художника!»

Часто родители не задумываясь дают оценку детскому рисунку.  Иногда родители захваливают автора, называя его работы гениальными, а его самого — несомненным дарованием и настоящим художником. Конечно же, куда вреднее другая крайность, когда родители играют в «худсовет» и встречают работы маленького художника только критическими замечаниями, стремясь поскорее довести рисунок до правдоподобного. Главное для них — «чтобы было похоже».

Правильная реакция на рисунок — выражение собственного положительного отношения («мне очень нравится») и проявление пристального внимания. Реакция окружающих крайне важна для ребёнка. Он соотносит результаты своего труда с собственным «я», от этого зависит его самооценка и желание созидать. На любом этапе занятий взрослым нужно поощрять детское творчество и относиться к нему тактично и серьёзно.

На самом деле, ребёнок любого возраста, показывая рисунок, ждет одобрения от родителей и других взрослых. Дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств. Иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется. Ведь развитие воображения у них намного опережает способность графически воплотить образ. И если взрослые воспевают любые каракули, ребёнок может совсем перестать рисовать: ему неприятны похвалы того, что он считает неудачей. Либо у него полностью пропадает желание совершенствовать рисунок.

Как вести себя рассматривая очередной «шедевр» вашего ребенка? Можно попросить ребёнка рассказать о рисунке, еще лучше — задавать вопросы во время рисования, интересоваться, какие детали на картинке что изображают, какой цвет использовал автор, какие оттенки смешивал, каким способом рисовал.

Если вы хотите помочь ребенку, то можно показать приемы рисования, техники, различные способы использования материалов, но не диктовать, как именно изображать тот или иной объект, и не советовать, какие детали необходимы в рисунке. В квартире хорошо устроить постоянную выставку работ. Повесьте специальный стенд или прикрепляйте рисунки магнитами на холодильник и металлические двери. Если места очень мало, вывешивайте хотя бы одну картинку. Дети вообще любят видеть результаты своего труда, поэтому, занимая ребёнка, старайтесь подыскивать дела, от которых будет и практическая польза (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, разрисовать ткань для занавесок на кухне).

Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: «не похоже», «криво», «так не бывает» — вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего-то боится, он говорит: «Мне страшно», а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него, ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что-нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос.

Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок, понять насколько он гениален вам поможет информация о этапах становления детского рисунка.

  1. Стадия штрихов и хаотических каракуль

Он может начаться ещё до года (в 9–10 мес.), когда малыш впервые берёт в руки карандаш и понимает, что может оставлять след на бумаге. 

Возраст двух лет – это возраст становления «Я» ребёнка. В этот период малыш начинает чувствовать себя субъектом активности, причиной следствий. Соответственно, для ребёнка в этот период особенно важно осознание того, что он может что-то сделать. И рисование – это возможность такого осознания. Ребёнок наслаждается самим фактом того, что он проводит карандашом по бумаге. Это мало похоже на рисование в нашем взрослом понимании – ребёнок может тыкать в бумагу, не глядя на неё, не соблюдать границы листа. Но это совершенно нормально, так как в этом возрасте ещё не полностью сформировалась зрительно-моторная координация. Самое важное в этот период – предлагать один лист бумаги и один карандаш (фломастер, краску). Такой подход поможет ребёнку сосредоточиться на оставлении следов, а не на изучении инструментов рисования. Бумагу лучше выбрать большую – размашистые хаотичные движения стандартный лист порой не вмещает. Карандаш должен быть мягким, а фломастер ярким, чтобы ребёнку не пришлось прикладывать дополнительных усилий для рисования. Чтобы у ребёнка закрепились положительные эмоции, нужно разговаривать с ним и доброжелательно реагировать на первые опыты рисования. Иногда дети могут переносить свой опыт оставления следов и на другую деятельность. Например, начать так же «рисовать», размазывая еду за столом. На это не следует слишком негативно и эмоционально реагировать, но и не нужно превращать обед в развивающее занятие. Нужно просто помочь ребёнку доесть еду и пойти заниматься другими делами. Период хаотичных каракуль очень короткий и быстро заканчивается. Главное достижение ребёнка в это время – опыт, который подсказывает, что оставлять следы – это очень хорошо.

Что могут делать родители в этот период? Дать возможность ребёнку максимально выразить себя, то есть предоставить ему разнообразные материалы для творчества: бумагу, карандаши, краски, фломастеры и т. д. Это всё на данном этапе, что нужно сделать родителям. Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать какие-то конкретные предметы — в силу неразвитости моторики ребёнок всё равно ещё не сможет воспроизвести ваш рисунок, да и особого удовлетворения от рисунка он не получит. В этом возрасте детям больше всего интересно марать бумагу, оставляя на ней следы от карандаша или краски. Правда, родители нередко недовольны тем, что дети порой рисуют на листе всего несколько штрихов и берут следующий чистый лист. Родители же пытаются бережно относиться к ресурсам и не тратить много бумаги. Стоит ли настаивать, чтобы ребёнок изрисовал лист полностью и только потом взял другой? Учитывая возраст юного художника, это затруднительно. Лучше проведите небольшой эксперимент — купите толстый альбом и дайте его ребёнку. Он за один присест изрисует порядка десятка листов штрихами. А на следующий день вы можете снова дать ему тот же альбом. Малыш изрисует какое-то количество чистых листов и порисует на тех, на которых уже рисовал.

  1. Стадия бесформенных изображений

Начинается на третьем году жизни. Эта стадия близка к предыдущей по результату, но существенно отличается по эмоциональному наполнению и мотивации ребёнка. Это значит, что видимый результат работы примерно идентичный на первой и второй стадиях: взрослому кажется, что ребёнок всё так же рисует переплетающиеся линии. Однако если на первой стадии ребёнок рисует только для того, чтобы получить удовольствие от проведенной линии, то на второй стадии ребёнок уже пытается изобразить что-то вполне конкретное. Правда, его умений пока не хватает на то, чтобы нарисовать желаемое. Детали нередко не смыкаются (например, крыша дома отделена от самого дома) или находятся не в тех местах, где нужно (глаза или рот могут располагаться снаружи лица). Обычно никто, кроме художника, не может понять, что конкретно изображено на рисунке. Вот на этой стадии, когда ребёнок уже пытается нарисовать что-то конкретное, ему будет более актуальна помощь взрослого. Не стоит рисовать за ребёнка, не стоит в процессе работы давать инструкции, что и как рисовать. Но взрослый может показать ребёнку некоторые приемы рисования, которые могут быть ему полезны — лучше всего взять отдельный лист бумаги и показать, например, как рисовать солнце или цветок. В этом случае взрослый помогает ребёнку в осуществлении желания нарисовать то, что он хочет.

  1. Стадия схематичного изображения

Начинается примерно на четвёртом-пятом году жизни. На этой стадии ребёнок рисует только некоторые существенные детали изображаемого им объекта — так, человек состоит из головы на палках (головоног).

Постепенно ребёнок начинает рисовать туловище, руки. Формы могут быть самыми разнообразными — туловище может быть как круглым или овальным, так и квадратным. При этом, ребёнок вообще не учитывает пропорций. Голова обычно непропорционально велика, а пальцы бывают настолько длинными, что могут быть по длине почти такими же, как и руки. На этой стадии ребёнок не учитывает реальность и, например, рисует не пять пальцев, а три-четыре или шесть, а то и семь. Ребёнок порой просто не задумывается о том, сколько пальцев должно быть нарисовано. Не стоит обращать внимание на какие-то ошибки или неточности — наличие неточностей нормально для этого возраста. Но можно сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно заметил их, некоторые искажения реальности могут стать предметом обсуждения. Например, можно попросить ребёнка посчитать пальцы на рисунке и на его руке и сравнить. В этом случае ребёнок начинает больше внимания обращать на детали рисунка и стараться не искажать реальность.

Стадия правдоподобных изображений

Примерно соответствует началу школьного обучения. На этой стадии ребёнок начинает отказывать от схем и воспроизводит относительно реальный вид предметов. На рисунках появляется больше деталей: волосы у человека, крылечко у дома и т. д. Ребёнок начинает рисовать достаточно сложные сюжетные изображения, при этом для рисунка характерна прозрачность. Так, рисуя дом, ребёнок рисует его одновременно изнутри и снаружи, а рисуя сидячую кошку, рисует четыре лапы, хотя в реальности они не видны. Ребёнок, находящийся на этой стадии, ещё не всегда может соблюдать пропорции. То, что расположено далеко, может быть больше того, что расположено близко, а человек может оказаться выше дома. Такое несоблюдение пропорций нормально для стадии правдоподобных изображений. До этой стадии, без каких-либо усилий со стороны взрослого, обязательно дойдет любой ребёнок, в распоряжении которого есть бумага и карандаши. Мало того, на стадии правдоподобных изображений находятся и многие взрослые, которые не учились рисовать специально. Чтобы перейти на следующую стадию правильного изображения, нужно учиться рисовать. Ребёнка, достигшего третьей стадии, целесообразно учить рисовать. Объём, перспектива, тени – это то, что обычно не появляется в рисунке без специального обучения. Какие же выводы мы можем сделать? Не стоит расстраиваться, если ребёнок рисует головоногов или шестипалых инопланетян — через вышеперечисленные стадии развития рисунка должен пройти каждый ребёнок. Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать до того момента, пока он не достиг стадии правдоподобных изображений (автор Марина Озерова, магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков).

Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т.п.

Почему и зачем дети рисуют? Почему на определенном этапе изобразительная деятельность переживает бурный расцвет, а затем интерес к рисованию (также в определенном возрасте) внезапно угасает? Чем обусловлено существование этого ограниченного во времени периода детского рисования и наличие внутри него сменяющих друг друга этапов?

Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Рисование для ребёнка важно прежде всего с психологической точки зрения, поэтому нельзя выкидывать при нем его рисунки. Все без исключения работы хранить невозможно, но организовать всё нужно так, чтобы не уничтожать результаты творчества на глазах у автора. Дарите детские картины окружающим, сортируйте работы вместе с ребёнком — то, что ему нравится, стоит оставить. Нелюбимые рисунки нужно отложить и выбросить без ребёнка через некоторое время.

Хороший способ сохранить детский рисунок или превратить его в оригинальный подарок — напечатать его на футболке, кружке или другом предмете. Эту услугу предлагают почти все фотоателье. Полезно давать ребёнку задания, направленные на окружающих, а не только на личное использование. Например, сделать что-то в подарок одинокой пожилой соседке, встретить гостей небольшими самодельными сувенирами. Это создает у ребёнка ощущение собственной нужности миру, служит профилактикой многих поведенческих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Практические рекомендации для родителеи будущих первоклассников

Данныи материал содержит практические рекомендации для родителеи будущих учеников по организации жизни и деятельности их детеи....

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей....

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала...

Практические рекомендации для родителей и детей по адаптации

Как избежать тяжелой адаптации к детскому саду.....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Практические рекомендации для родителей»

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Практические рекомендации для родителей»...