Домашний игровой уголок.
консультация

Невиницина Наталья Леонидовна

Рекомендации для родителей, как организовать личное пространство ребенка дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashniy_ugolok_dlya_rod1.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

cont

        Игровой уголок - это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?

1. Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол - с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50x70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребенку).        Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

2. Обязательные элементы игрового уголка - открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трех полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала. Свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время (без помех для окружающих). Эту "напольную" часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком.

        Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка "высот" или извлекать из "глубин" шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.

        

Типичные ошибки в отношении родителей

 к личному пространству ребенка.

  •  отрицание необходимости такового по принципу: "Он везде может играть, мы ему не запрещаем". Вроде бы это хорошо, но в какие-то моменты жизни присутствие ребенка "везде" становится неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду игрушки. Ребенок не может сконцентрироваться на своих занятиях, или, напротив, когда он сосредоточился на игре, от него требуют, чтобы он убрал игрушки, навел порядок и т.п.
  • вплоть до 3-4 лет родители оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста (стол с бортиками и прикрепленным к нему стулом). Подросший ребенок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). Получается, что формально игровой уголок есть, но фактически это просто ненужная громоздкая вещь. От такого столика следует избавиться по достижении ребенком двух лет.
  •  уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол, по принципу: "Он уже есть, зачем что-то еще, ведь к школе все равно понадобится". Следуя такой логике, "на вырост", родители не отдают себе отчета, что из-за неприспособленности этой вещи к детским занятиям (высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя), она также оказывается нефункциональной, в лучшем случае, эквивалентом полки, на которую складывают игрушки. Письменный стол, как и школьный ранец, - это знак перехода ребенка в новую социальную позицию школьника; письменный стол должен появиться (или быть отдан ребенку) именно в момент поступления в школу (по этой же причине следует отказаться и от стола-парты).


Как обычно появляются у ребенка новые игрушки?

Чем руководствуется при их покупке неискушенный в психологии и педагогике взрослый?

        У любого взрослого человека сохраняются хотя бы отрывочные, эпизодические воспоминания о своем дошкольном детстве, об играх со сверстниками, родителями, бабушками и дедушками. Но чаще всего в памяти запечатлеваются игрушки: собственные любимые или увиденные у друзей, в магазине, которые очень хотелось бы иметь, но их не было. И когда в семье появляется ребенок, родители очень часто в выборе игрушек исходят из своих детских предпочтений или нереализованной мечты о заветных игрушках. В результате взрослый выбирает игрушки как бы "для себя", а не для ребенка, и выбор, не всегда оказывается удачным. 

        Также выбор игрушки может быть определен прихотью ребенка, которому понравилось что-то в витрине магазина. Очень часто гости приносят в подарок игрушку, совершенно не подходящую возрасту ребенка или не имеющую никакой развивающей ценности.

         В результате можно увидеть в игровом уголке удручающую картину: два-три десятка мягких игрушек-животных или огромное количество разнообразных автомобилей свалены в кучу на полке, на столе; ребенок уже и счет им потерял, почти не притрагивается к ним.

Современное общество потребления с рекламой на каждом шагу навязывает слишком много ненужного. Как противостоять этому, избежать соблазнов?

  • Не приучать ребенка глазеть на витрины. Если идти с ним в магазин игрушек, то уж целенаправленно - за заранее обсужденной и выбранной, "вымечтанной"  игрушкой.
  • Надо иметь в виду, что избыток игрушек (игровой уголок, похожий на магазин), плохо сказывается на развитии ребенка.
  • К тому же есть количественные пределы вместимости игрового уголка (или даже детской комнаты). Нельзя набить его как мешок даже очень полезными игрушками.

Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного?

         Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство.

       Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

Главное, надо помнить, что игровой уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

"Универсальные" материалы, наполняющие игровой уголок, очень важны для развития дошкольника. Но время от времени игровой уголок должен становиться пространством сотрудничества взрослого и ребенка (особенно при появлении новых игрушек и развивающих материалов).

Но чем же руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника?

        Конечно, любая игрушка должна быть эстетичной (радовать глаз), безопасной (в плане краски, материала и т.п.), развлекать ребенка, поскольку игра - это, по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.

Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:

  • игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами), т.е. должны соотноситься со спецификой деятельности;
  • игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребенка двух лет - не то же самое, что игра ребенка шести лет);
  • игрушки должны соотноситься с полом ребенка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырех лет, может привести к искаженному личностному развитию, нарушению полоролевой идентификации ребенка).                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашний игровой уголок дошкольника

Консультация "Домашний уголок дошкольника"...

Домашний игровой уголок

Как организовать игровой уголок дома....

«Как организовать домашний игровой уголок для детей»

Рекомендации для родителей как  правильно организовать игровой  уголок для ребенка  и выбрать игровой материал для успешного развития малыша....

"Домашний игровой уголок - рекомендации психолога"

В этом материале родители смогут найти доступные и полезные рекомендации психолога, как наиболее рационально, а самое главное правильно организовать личное пространство , где ребенок сможет не только ...

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок дошкольника"

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок дошкольника"...

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок"

Домашний игровой уголок.Консультация для родителей.     В каждом доме, где есть ребенок, ему должно быть выделено определенное место для игр и занятий, для хранения игрушек....

Информация для родителей "Домашний игровой уголок ребёнка"

Игровой уголок - это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать Как его устроить. чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться?...