Консультация для родителей по финансовой грамотности
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-finansovaya-gramotnost-dlya-roditeley.docx290.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей дошкольного возраста

«Как формировать финансовую грамотность у ребенка»

    Курс обучения детей основам финансовой грамотности включает несколько тем. Педагоги последовательно изучают их с детьми на занятиях. Важно, чтобы новые знания, которые дети получают в детском саду, они закрепляли потом в семье. Это возможно только в том случае, если педагоги и родители будут транслировать детям одинаковые модели финансового поведения и формировать у них правильное отношение к деньгам.

  Предлагаем примеры нескольких распространенных ситуаций и реакции родителей на них.

Ситуация 1. Нет с собой лишних денег, а ребенок просит игрушку

В магазине Маша увидела куклу, сама взяла ее с полки и стала просить родителей купить. Родители не собирались покупать куклу и, чтобы не усугублять ситуацию, просто не обращали внимания на просьбы дочери. Девочка продолжала настаивать и в итоге устроила истерику. Как поступить родителям?

По темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны», «Тратим разумно, сберегаем и экономим».

Варианты реакции родителей на ситуацию:

Неправильная реакция

Мама: «Положи куклу на место, мы не будем ее сейчас покупать. Ты меня слышишь? Не устраивай истерики. Сколько можно их уже покупать, все равно потом все бросаешь и не играешь с ними». Папа: «Никаких денег на вас не хватит. Я столько не зарабатываю, чтобы каждый день куклы покупать»

Правильная реакция

Мама: «Сегодня мы купить куклу не сможем. Мы пришли за молоком, сливочным маслом, а еще нужно посмотреть тебе новые носочки». Папа: «Доченька, в следующий раз мы запланируем купить куклу и обязательно ее купим. Если сейчас ее купить, тогда мы не сможете купить те товары, за которыми пришли. Слышишь, мама говорит? Нам попросту не хватит денег»

Почему так делать не следует

Нельзя игнорировать просьбу ребенка и тем более отказывать в резкой форме. Так он не поймет, что количество денег у родителей небезгранично и что покупки надо планировать, иначе денег может не хватить

Почему делать надо именно так

Ребенок должен понять причину отказа и планы родителей, которые пришли за покупками по списку. Также важно объяснить, что среди них есть товары и для ребенка. Например, носочки для занятий танцами

 

Рекомендуем родителям!
Когда возвращаетесь домой из магазина, всегда обсуждайте с ребенком ситуации, почему именно сейчас вы не купили ему очередную игрушку. Объясните, что вы заработали деньги трудом и тратить их следует с пользой. Ребенок должен знать, как в семье появляются деньги: родители работают и получают их за свой труд. Но деньги могут закончиться, и тратить их нужно в первую очередь на то, что необходимо семье.
Научите ребенка составлять список покупок. Перед походом в магазин обсудите, что будете покупать, например, продукты на ужин. Затем предложите наклеить картинки с продуктами на лист бумаги – сделать иллюстрированный список покупок. В магазине попросите помочь – называть продукты из списка

В супермаркете Миша везет корзину и складывает в нее все, что видит на полках. Мама в это время ищет нужные товары по списку и только на кассе обнаруживает, что корзина переполнена ненужными в данный момент товарами. Ребенок настаивает, чтобы их купить. Как поступить маме?

По темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Покупаем, продаем, обмениваем», «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Ситуация 2. В супермаркете ребенок набрал полную корзину товаров

Варианты реакции родителей на ситуацию:

Неправильная реакция

Мама: «Ты зачем это все набрал? Сколько раз я тебе говорила, что у меня нет денег. Если мы все это сейчас купим, нам завтра есть будет нечего. Мне еще за квартиру платить». После этого мама начинает резко вытаскивать лишние товары из корзины и продолжает ругать ребенка

Правильная реакция

Мама: «Миша, сегодня мы пришли за продуктами, которые у нас закончились. А конфеты и печенье у нас дома есть. Еще нам нужно купить тебе теплые ботинки, помнишь? Если мы купим сейчас что-то еще, то нам не хватит на ботинки. Давай мы вернемся и положим обратно то, что ты сложил в корзину»

Почему так делать не следует

Такие слова ребенок может воспринять буквально, но не поймет, почему у мамы нет денег. Не говорите ребенку, что из-за его желаний вы не сможете оплатить коммунальные услуги, иначе спровоцируете у него чувство вины, а истинную причину он не узнает

Почему делать надо именно так

Так ребенку будет легче понять, что сейчас ему важнее новые ботинки, что есть жизненно важные потребности в продуктах, одежде. Что деньги нужно тратить с умом и не надо поддаваться мимолетным желаниям при каждом визите в магазин, где всего много

 

Рекомендуем родителям
Дома в спокойной обстановке обсудите с ребенком, что такое желания – то, что нам хотелось бы иметь, и что такое потребности – то, что необходимо человеку (семье) в первую очередь. Это продукты питания, лекарства, одежда.
Совместно распланируйте ваш бюджет. Это может выглядеть так: «Часть денег мы отложим на питание, еще часть мы потратим на одежду. Другую часть на оплату коммунальных платежей за квартиру, чтобы у нас были свет и вода. Не забудем отложить на лекарства (подарок) бабушке или дедушке». Распределяйте так бюджет, пока все деньги не будут исчерпаны. В этом случае ребенок поймет, что деньги имеют свойство заканчиваться и родители тратят их на то, что в первую очередь нужно для семьи

Ситуация 3. Увидел у друга игрушку – захотел такую же

На прогулке Гриша увидел у своего друга игрушку, о которой давно мечтал. Он подошел к маме и попросил купить такую же игрушку. Мама ответила, что подумает. Дома после прогулки мальчик не унимался: капризничал и просил купить ему эту игрушку. Как поступить маме?

По темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Учимся планировать», «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Варианты реакции родителей на ситуацию:

Неправильная реакция

Дома мама накричала на мальчика: «Сколько можно повторять одно и то же? Ты меня не слышишь? Я же тебе сказала, что подумаю, сможем мы купить такую игрушку или нет. Надоел уже со своим истериками. Не мешай мне ужин готовить»

Правильная реакция

Мама: «Гриша, это хорошая идея купить такую игрушку. Я тебя услышала. Если игрушка тебе так нравится, и ты о ней мечтаешь, ты можешь начать копить на нее и сможешь сам ее купить. А мы тебе с папой обязательно поможем. Как тебе такое предложение?»

Почему так делать не следует

В этом случае ребенок не сможет понять, по какой причине мама отказывает в покупке игрушки. Такой отказ он может интерпретировать, скорее, так, что его не любят, но никогда не свяжет это с деньгами в семье

Почему делать надо именно так

Такой подход позволит не только не оказать ребенку, но и заинтересовать его. Ведь одна из задач финансового воспитания – учить детей бережливости, накоплениям и полезным тратам. Покупка доставит ребенку больше радости, ведь он сам на нее копил

Рекомендуем родителям
Подарите ребенку копилку или приспособьте для этой цели, например, коробку или красивую баночку. Договоритесь, что при определенных условиях все члены семьи будут помогать ребенку копить. Например, опускать в копилку часть сдачи после похода в магазин, деньги, которые подарят бабушка с дедушкой на день рождения и пр.
Время от времени доставайте вместе с ребенком деньги из копилки и пересчитывайте, сколько денежных средств уже накопилось. Когда нужная сумма соберется, обязательно купите то, на что копили, и похвалите ребенка. Подчеркните, какой он молодец, что сумел набраться терпения и накопить на заветную игрушку

Ситуация 4. Мама обещает ребенку деньги на игрушку взамен на хорошее поведение

Сережа копит на машинку с пультом управления к Новому году, и каждый день о ней говорит. Родители помогают ему копить и часто опускают деньги в копилку. При этом мальчик совсем не хочет помогать маме, не убирает игрушки и свои вещи в комнате. И вот мама опять обнаружила беспорядок в комнате сына. Как поступить маме?

По темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Без труда нет жизни на земле», «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

Варианты реакции родителей на ситуацию:

Неправильная реакция

Мама: «Ты что опять натворил? Почему такой беспорядок в комнате? Быстро убирайся, иначе папе скажу, никаких денег на свою машинку больше не получишь. Вообще ведешь себя плохо. Вот в комнате уберешься, потом вещи сложишь в шкаф, тогда получишь вознаграждение»

Правильная реакция

Мама: «Ох, как у тебя тут грязно, Сережа! Сынок, раз ты не выполняешь свои обязанности – не убираешь свои вещи и игрушки, давай я уберусь за тебя в комнате, а ты мне за это дашь вознаграждение из своей копилки? Или ты выполни мои обязанности – помой посуду. Ты забыл, что у каждого в семье есть обязанности?»

Почему так делать не следует

Нельзя использовать деньги для манипуляций, чтобы повлиять на поведение ребенка, тем более, если он расстроил вас. Так у него сформируется неправильное отношение к деньгам. Есть риск, что скоро он перестанет делать что-либо бесплатно, начнет слушаться только того, кто дает ему деньги

Почему делать надо именно так

За помощь по дому ребенка нужно в первую очередь хвалить. Давать деньги при этом можно, но только с целью приучить его сберегать. Ребенок должен понять – это не оплата за то, что он выполнил свои обязанности по дому, а лишь поощрение. Система поощрений в семье должна быть очевидной

Рекомендуем родителям
Помните, деньги – лишь инструмент, чтобы стимулировать ребенка к трудовой деятельности, научить его правильно обращаться с деньгами, формировать привычку «отложенного желания». Например, складывать деньги в копилку, то есть сберегать на желаемую покупку.
Тема труда – первая, с которой начинается обучение основам финансовой грамотности. Объясняйте ребенку, что у каждого в семье есть свои обязанности. Например, готовить обед – обязанность мамы, а убирать игрушки – обязанность ребенка. При этом давайте ему посильные поручения с учетом возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Воспитание финансовой грамотности у дошкольников"

Советы родителям по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников...

Консультация для родителей по финансовой грамотности.

Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах. ...

Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности"

Инофрмация для родителей о формирование основ финансового мышления дошкольников...

Консультация для родителей "Основы финансовой грамотности"

На сегодняшний день необходимость приобщения детей к  финансовой культуре отмечается как педагогами, так и руководством практически всех стран мира как важная цель современного образования. Тем н...

Консультация для родителей "Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация отражает знакомство детей с экономической дейстивительнеостью, написана в помощь родителям. В ней предложены игры по формированию финансовой грамотности в домашних условиях, даны р...

Консультация для родителей "О финансовой грамотности детей"

В данной консультации описывается, значение обучению финансовой грамотности, а так же даны некоторые рекомендации по совместному обучению по данной теме....

Консультация для родителей по финансовой грамотности

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят...