Сборник материала по ДПИ
картотека (младшая группа)

Юлдашева  Ильмира Хамитовна

Сборник содержит материалы для знакомства с видами ДПИ детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpi.docx71.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Чудо Филимоновских свистулек»

 (Беседа с детьми)

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревью Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки? Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот. Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые. А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой. Забавные игрушки изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.

Посмотрите на этого оленя, барана:

Стоят все на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают филимоновские игрушки?

Из какой глины они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы?

Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

О филимоновской игрушке.

(Художественное слово)

                                        

Филимоновские игрушки.                                        Филимоновская деревушка!

Со старинной сказкой схожи,                                               Синий лес, холмы, косогор.

Появились предо мной:                                        Лепят там из глины игрушку

Их рога на ель похожи,                                        И расписывают до сих пор.

Цвет их – желтый, голубой,                                              Да, из красной обычной глины

Темно-красный и зеленый!..                                              Появляются вдруг на свет

Стройный козлик и олень                                        Зайцы, конники, павлины

Забавлять меня готовы,                                        И солдатики – войска цвет.

Быть со мною целый день.                                        Есть среди них фигурка такая

На столе моем охотно                                                      Непонятная для меня,

Отыскали уголок,                                                Молчаливая, не простая,

За моей следят работой,                                        И глаза ее – сноп огня.

Чтобы я устать не мог.                                                      И узор из кругов и линий

И рога у них большие!                                                      Обегает подола край:

Глаз нельзя от них отвесть.                                        Красно-черный, порою синий, -

Удивительно живые –                                                      В руки взяв, смотри и играй.

Не попросят лишь поесть.                                        Создана рукою умельца,

                        В. Василенко                                Говорит все еще она

                                                                О младенческих снах земледельца,

                                                                Где за солнцем спешит луна.

                                                                                        В. Василенко

Нас лепили мастера,                                                Свистульки – петушки,

Нас расписывать пора.                                        Глиняные зайчики,

Кони, барышни, барашки –                                        Кони вороные

Все высоки и стройны.                                                       Гривы расписные.

Сине-красные полоски                                        Всем по нраву

На боках у нас видны                                                       Глиняные забавы..

Расскажите, нам, откуда                                        Поглядите, каковы!

Появилось это чудо?                                                      И нарядны, и новы!

Кто придумал эти краски,                                        Пестрые, яркие,

Словно взятые из сказки.                                        Словно подарки!

Сундучок тот не простой:                                        Покупают люди сушку,

В нем товар расписной.                                        А на дивную игрушку

Здесь спрятались игрушки,                                        Смотрят долго, не дыша,

Веселые зверюшки.                                                До чего же хороша!

        Мои игрушки.

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной:

Их рога на ель похожи,

Цвет их – желтый, голубой,

Темно-красный и зеленый!..

Стройный козлик и олень

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моем охотно

Отыскали уголок,

За моей следят работой,

Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть.

Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.

                        В. Василенко

Филимоновская игрушка.

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

                        Н. В. Денисов

                Глиняная свистулька.

Птица-свиристелка,

Звонкая поделка

Ну-ка, ну-ка говори,

Что там у тебя внутри.

-Верь, не верь ли , мой хороший,

А в нутрии-то – ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего.

                        М. Бородицкая

Тема:  «Филимоновская  игрушка –  свистулька конь»

                         ( нетрадиционное рисование ватными палочками)

Цель: продолжать знакомить детей с филимоновской росписью , с особенностями изготовления  филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла.

Задачи:

1. продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора;

2. развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей;

3. развивать познавательную активность.

Предварительная работа:

рассматривание филимоновских  игрушек, беседы о них, сравнение их отличий в цветовой гамме; просмотр презентации.

рисование элементов филимоновского  узора.

Оборудование и материалы:

образец рисунка, заготовки рисунков на каждого, ватные палочки, акварельные краски, непроливайки, салфетки. Картинка мальчика Тома.

Презентация, набор картинок об игрушках.

                                                   Ход НОД:

1.Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята! К нам в детский сад пришло письмо с просьбой о помощи.

Хотите узнать,  что это за письмо и кто его написал? (да).

Написал письмо мальчик Том из далёкой страны Африка.

Вот что он пишет:

« Здравствуйте, ребята! Я очень надеюсь на вашу помощь! Дело в том, что мой дедушка много лет назад был в вашей стране России, где ему подарили глиняную игрушку. Дедушка уже очень старенький и многого не помнит, а мне очень хочется узнать что это за игрушка, кто и где её придумал и сделал. Посылаю вам её фото.  Надеюсь, вы мне в этом поможете.

Жду ответа. Том».

Воспитатель:  Ребята, поможем Тому? (да)

- Давайте для начала посмотрим на игрушку Тома (демонстрация фото).

Какая это игрушка? (филимоновская)

Совершенно верно, мы с вами уже встречались с такой игрушкой, но мне кажется, что мы с вами ещё недостаточно знаем о ней, поэтому предлагаю отправиться в деревню Филимоново Тульской области.

Дорога нам предстоит длинная…

2.Физминутка

- Сначала поедем на поезде.

Едет поезд ду-ду-ду, я иду-иду-иду,

А колёсики стучат так-так-так.

- А теперь пересаживаемся на самолёт!

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели. (вращение руками, согнутыми в локтях)

Руки в стороны – в полёт (ноги врозь, руки в стороны)

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд (поворот вправо),

Левое крыло вперёд (поворот влево).

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолёт. (лёгкий бег)

- А у причала нас уже заждался теплоход…

От зелёного причала (дети сели)

Оттолкнулся теплоход (дети встали),

Он шагнул назад сначала (шаг назад),

А потом шагнул вперёд (шаг вперёд),

И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками)

Набирая полный ход (топотушки).

3.Основная часть.

- Вот мы и на месте! Деревня Филимоново Тульской области…

Приглашаю вас посетить музей филимоновской  игрушки.

( просмотр презентации о филимоновской игрушке)

1.Работа по вопросам.

- Где придумали и начали делать игрушку?

- Какие цвета использовали мастера в росписи игрушек?

- В виде каких животных были игрушки?

- Из чего состоит филимоновский орнамент?

(разноцветные полоски, узоры)

 1.Рисование игрушки.

 Дети   мы с вами превращаемся  в филимоновских мастеров  и сами  будем  расписывать вот такого коня? (демонстрация нераскрашенной модели коня).

- Тогда я предлагаю сесть за столы и закрыть глазки…

 - 1,2,3, ребят в мастеров преврати!

Открывайте глаза, мастера! Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, надо подготовить пальцы.

2.Пальчиковая гимнастика

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:

( смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

( потираем руками)

Не сидится им опять,

( встряхиваем кистями)

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

 3.Ход  работы:

1.Набираем на ватную палочку красный цвет и раскрашиваем копытца, ушки, хвост  у свистульки.

2.Затем по очереди  набираем синий цвет и  рисуем полосы на шее, затем  жёлтый и зелёный.

3.Затем обводим круг в центре на спине у коня.  Ставим точки между  линиями.

Вытираем руки о салфетки, кладём  использованные ватные палочки в тарелочку.

(Индивидуальная помощь при раскрашивании коня)

 4.Итог

- Молодцы! А теперь закройте глаза, начинаем обратное превращение!

1,2,3, мастеров в ребят обратно преврати!  Ребята, открывайте глазки!

Посмотрите, какие красивые кони у вас получились!

Настоящие  филимоновские!

Ребята, давайте ваших лошадок отправим Тому в подарок и пригласим его к нам гости? А когда он приедет, мы сможем ему очень много рассказать о филимоновской игрушке!

Спасибо за работу!

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка). 

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.  

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.

Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.

Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.

Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.

Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.  

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров. 

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

Дидактические игры

«Обведи элемент»

Дидактическая задача: учить детей элементам дымковской росписи, технике исполнения дымковских элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными на них дымковскими элементами дымковской росписи, кисть.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошину.

«Обведи и раскрась»

Дидактическая задача:

- продолжить знакомить детей с народными росписями декоративно-прикладного искусства («дымка»);

-  выбирать форму и расписывать её;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: различные контурные силуэты дымковских игрушек.

Ход игры: предложить детям выбрать любой контурный силуэт и расписать его.

«Парные картинки»

Дидактическая задача:

- знакомить детей с дымковской игрушкой;

- развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Материал: картинки с изображением дымковской игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подобрать к каждой картинке такую же, назвать вид росписи.

«Найди пару»

Дидактическая задача: научить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель.

Ход игры: воспитатель предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

«Декоративное домино»

Дидактическая задача:

- закрепить знания детей о народных росписях, знания их элементов;

- развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Материал: 28 карточек с изображением элементов различных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.

«Собери целое»

Дидактическая задача:

- научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

- развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

- закрепить знания детей об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: воспитатель предлагает собрать детям изделия, назвать вид росписи.

Варианты:

• Каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изображение двух предметов.

• Игроки собирают изображение без образца.

• Игроки используют силуэты одинаковых предметов, украшенных по-разному.

• Игроки получают два одинаковых изделия, разрезанных по-разному. Части перемешиваются. Игрок должен составить два предмета.

«Найди лишнее»

Дидактическая задача: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал: три-четыре карточки с изображением одного промысла и одна - любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются четыре-пять карточек. Следует найти лишнюю и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

«Художественный салон»

Дидактическая задача: учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила: игрок, первый заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

«Составь узор»

Дидактическая задача: 

-учить составлять декоративные композиции;

-располагать элементы, подбирая их по цвету;

 - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов

узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Стихи о Дымковских игрушках

Чем знаменито Дымково? -

Игрушкою своей,

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги!

От капелек росы...

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично!

В ней молодость — изюминка!

В ней удаль и размах...                                  

Сияет охра с суриком

На всей земле в домах.

Сияет охра с суриком,

Чтоб всем светло не сумрачно

И злость и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымково

Растают навсегда!

(В.Фофанов)

                 ***

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

     «Водоноска»

За студеною водицей

Водоноска- молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша-

Эта девица краса,

Тугая черная коса.

Щеки алые горят.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет

Песню тихую поет.

              «О барыне»

В Кировском крае, на Вятке реке

Люди лепили на радость себе

Лепили из глины коньков-горбунков

Оленей, утят, петухов, индюков.

Самой красивой игрушкой слыла

Барыня  дымковская.

В кофточке яркой, юбке цветной,

Она остается всегда молодой.

Сияет румянец у ней на лице

С зонтиком ярким, с корзиной в руке.

То в лодке плывет, то с младенцем идет

Барыня  дымковская.

Мастера славить она продолжает

И слава ее границы не знает

Любят игрушку взрослые, дети,

Смотришь, и словно солнышко светит.

                 ***

Идет весна, весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

 Не зря весенний праздник.

              ***

Красна девица в венце

у неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

              ***

Я игрушка расписная

Хохотушка вятская

Щеголиха слободская

Кумушка посадская.

Мои руки крендельком,

Щёки, словно, яблоки.

Со мною издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

                   ***

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

               ***

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

      «Индюк»

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок

Красной краскою горя

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг

Птица важная- индюк.

               ***

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

                ***

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

     

       ***

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинки!

О дымковской игрушке.

Мастера для всех ребят

Налепили жеребят,

Всадников, цыплят,

Посадили их в ушат.

Посадили, подсушили, побелили.

Краской яркой нарядили.

Разложили все в лоток.

В изукрашенный платок.

И скорее продавать.

Всех игрушкой развлекать.

Пышные, нарядные,

До того приятные.

В сказках сказочных секрет.

И каких тут только нет.

В свекле красный виден цвет.

Жёлтый в лицах виден цвет.

Рыжий, яркий, золотой,

Есть в морковке налитой.

Белый в теплом молоке,

Что с коровой належке.

Зелень яркая в траве.

Вот так краски, ну и ну,

А игрушку всё ж лизну.

             

          Дымково

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Делают игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

               

            ***

Дымковские барыни

В нарядах удивительных:

В клеточку, кружок, полоску

Тонко так расписанных.

Глины маленький комок

В чудо превратится,

Если только попадет

В руки мастерицы.

          ***

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

         ***

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и свинки.

А ну, назови-ка меня?!

                                 (Дымка)

                     ***

Зонтик грибком,

Руки крендельком –

 Ходит девица пешком.

 Что за игрушка?

                        (Дымковская барыня)

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. 

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары
• Сервизы
• Вазы для цветов
• Заварочные чайники
• Сахарницы
• Розетки для варенья
• Самовары
• Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью. 

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись
• Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера. 

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины. 

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

 Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Художественное слово о Гжели.

Легенда «Синее чудо Гжели».

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями,а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз, и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

 

«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет,она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело!Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

 

Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет».

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

 

Стихотворения о Гжели.

* * *

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

* * *

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель!

П. Синявский.

 

* * *

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

 

* * *

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель!

 

* * *

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идёт!

 

* * *

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И лёгким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнём камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

Светлана Ледкова.

 

* * *

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

(Автор неизвестен).

 

* * *

Далеко до лета, за окном метель,

Но не пугает это жителей посёлка Гжель.

Любы им просторы, укрытые в снега,

Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду:

Чашки и тарелки – настоящим чудом!

На фарфоре белом, как среди снегов

Распустились синие облака цветов.

Словно белый иней их припорошил,

От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!

Вместе с чашкой розу принесу домой.

В жаркий летний полдень чашку я возьму -

Непременно в зиму сразу попаду!

Почувствую прохладу заснеженных равнин,

Да увижу неба чарующую синь,

И услышу снова, как поёт метель

Вот какое чудо мне подарит Гжель!

 

 "Гжель"

Фарфоровое небо в уютных облаках.

А, может, много снега и сини в вечерах?

А, может, голубика залита молоком?

Фарфор мой многоликий, знаком и не знаком.

 

Сине-бело-голубая гжель.

Всё не верится, да неужель?

Речек тишь и глубина небес.

Гжель, ты точно чудо из чудес.

 

То чудными цветами она заворожит,

То линий завитками по блюдечку бежит.

Ах, светлая посуда, стремящаяся ввысь!

А птицы-то откуда на чайниках взялись?

 

Загадки

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Гжель)

 

Я в окошко смотрю

На березку и ель

Приглашу с собой Ришата

На экскурсию в ...

Ответ: Гжель

 

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Узором синим в платьях белых,

Русь украшает чудо-...

Ответ: Гжель

 

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

 

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись… (Гжель)

 

И цветы синие да голубые.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь

Известно всем в народе, её названье... (Гжель)

 

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская ... (Гжель)

 

 Гжельская сказка

 Ольга Николаевна МаханюкЖила-была девочка Машенька. Не за горами, не за долами и не за синими морями, а в старинном подмосковном местечке Гжель.  Девочка как девочка: весёлая и озорная.

Но очень уж любила Машенька сказки и всевозможные истории.  Бывало, выпадет у бабушки свободная минута, Машенька тут как тут: «Расскажи бабушка про старую Гжель». Лучше самой интересной сказки любила Машенька эти бабушкины рассказы, которая сама бабушка слышала от своей бабушки, а та, надо думать, от своей.

 И начинает бабушка – Давным-давно это было. Так давно, что в дремучих лесах, окружающих наши маленькие деревушки, полным-полно водилось зверей и птиц разных, а возле самых домов начинались луга с такими цветами диковинными, которых сейчас и не сыщешь, а реки были настолько полноводными и богатыми, что весной, разливаясь, к самым домом поступали, и рыбу наши прадеды могли аж руками ловить, так её много было.

 Но главной славой наших прадедов были земли гжельские, земли гжельские необыкновенной глины богатые, разных цветов и оттенков: синие, красные, белые. Из этой-то глины и стали мастерить наши прадеды игрушки искусные да посуду разную. Сначала вроде это забавой было да семье подспорьем.

 Но вот однажды один из дотошных гжельских мужиков отважился свести свой товар аж в Москва-матушку. Там его товар быстренько раскупили и еще привозить просили. А тут и соседи проведали о его удачной торговле и тоже обозы снарядили.

 Дошли вести до знатных людей, что из известного доселе местечка, Гжелью именуемого, возят мужики на базар посуду необыкновенную да игрушки-забавушки для детишек малолетних.

 Захотели некоторые знатные люди прибрать к рукам такие земли богатые да крестьян таких умелых. Да поздно уже было. Ещё в 1333 году присмотрел это местечко Великий князь Иван Калита и закрепил его за собой, о чём и бумагах сказано. С тех пор земли гжельские за Великими князьями значатся, а после к царским владениям перешли. Так что прадеды наши лиха помещичьего миновали, но жизни счастливой всё равно не видали.

 Единственной радостью их было да и прокормом тоже – посуда из глины да игрушки. Вот где талант гжельских умельцев разгорался. Фантазия у наших прадедов и впрямь была богатейшая.

 - Да вот и у тебя, Машенька, что-то от наших прадедов осталось.  Смотри-ка какие ты диковинные цветы нарисовала и кувшин какой придумала! Кто тебе только подсказал такие формы необычные.

- Да ты же знаешь, бабушка, что с нами в садике художники гжельские занимаются, росписи учат, посуду старинную показывают. Вот и я свои силы попробовала. А, правда, бабушка, хорошо получилось? Ну, а ты рассказывай, рассказывай дальше, мне очень всё интересно.

Ну так вот. Сначала наши Гжель была глиняной посуды знаменита. И чего только не изготовляли наши прадеды! Кирпичи да изразцы для печей, молочники да тарелки, кувшины да кринки, чайники да блинницы, петухов да копилки, квасники, солонки разные, штофы да ларцы диковинные.

 И всё это формы затейливой да росписи необычной. Наверное была у наших прадедов тайна сокровенная или владели они даром редким видеть в повседневном красоту невиданную, передать в формах и цветах свои мысли заветные, чтобы радовали они душу каждого, согревали сердце красотой невиданной, чтоб хотелось каждому, глядя на красоту эдакую, стремиться к жизни светлой и светлым помыслам.

 Шло время, шло. И вдруг проведал о нашей Гжели сам царь всея Руси Пётр Великий. Умен был Пётр, всем промыслам народным наше Отечество славившим дорогу давал широкую. И приказал тогда Великий Пётр глины гжельские беречь пуще глаз, а посуду гжельскую поставлять только к дворам вельмож знатных.

Так что, Машенька, во многих домах людей богатых да знатных гжельская посуда да изразцы для печей, расписанные диковинными цветами, зверями и птицами, украшением были.

А самый знаменитый учёный российский Михайло Васильевич Ломоносов о гжельских глинах говорил, что они особой чистотой славятся и потому очень для производства аптекарской посуды подходящи. А друг его Дмитрий Иванович Виноградов жизнь свою посвятил изучению производства посуды глиняной, что по-научному майоликой зовется, и сумел изобрести фарфор российский, в который для особой красоты и чистоты гжельские глины добавлял.

 Потому и указано было царем брать оброк с мужиков гжельских в виде 70 возов глины ежегодно.

А вскоре и фабриканты объявились.  Самыми знаменитыми стали братья Кузнецовы. Каким-то чудом узнали они секрет производства посуды фарфоровой, что в те времена пуще золота ценилась. Да вот беда: не было больших денег, чтобы открыть производство фарфоровое.

 Тут и случилась такая история. Правда это или вымысел, сейчас, Машенька, сказать трудно. Но старые люди вспоминали. Проезжал как-то к вечеру по Касимовскому тракту (так в то время ныне Егорьевское шоссе называлось) купец с богатой выручкой. То ли в дороге припозднился, то ли погода задержала, но только доехал он до нашей Гжели уже вечером, зашел в чайную перекусить, да видно похвалился деньгами большими. В это самое время и окажись здесь братья Кузнецовы. Уговорили они купца переночевать, что, дескать, на ночь глядя с большими деньгами ехать опасно. Купец и согласился.

 Что дальше было с купцом, никто не знает. Только с этого времени большие деньги у братьев Кузнецовых объявились и построили они фабрику фарфоровую на берегу реки Дорки.

 Вскоре один из братьев в Дулёво перебрался, и стали они друг с другом соперничать, у кого посуда диковенней и лучше окажется.

 Но не учёл второй брат, что талантливый да умный народ в Гжели остался. Вроде и глина та, и способ производства одинаковый, и мастеров из Гжели выписал, а всё равно посуда простотой отличалась. Видно воздух у нас в Гжели особый был, который помогал мастерам только на земле гжельской.

И такие чудеса творили гжельские мастера из фарфора, и такими цветами необыкновенными лепными украшали свои затейливые изделия, что замирала душа у каждого, кто глядел на чудо-чайники, вазы, кувшины, кумганы, сахарницы.

Жаль, что не дошли до наших дней имена этих гжельских умельцев. Да и жизнь у них, Машенька, была тяжёлой да короткой. Быстро сживала со света людей эта неповторимая красота.

 Рано начиналась трудовая жизнь гжельских умельцев. С младенческого возраста брали их родители с собой на работу. И видели дети, как тяжело хлеб насущный достаётся, и с малых лет сами приучались к труду.

 Но всё равно, несмотря ни на что, расцветала гжельская сказка в невиданных узорах кобальтовых на белоснежном фоне. Трудно было оторвать глаза от этой красоты сказочной, и самые взыскательные и тонкие ценители прекрасного не могли найти изъянов в посуде гжельской.

 Ну вот, Машенька, и всё про старую Гжель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник стихотворений для дошкольников разных авторов ко Дню матери

Сборник стихотворений для дошкольников разных авторов ко Дню матери...

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Сборник математического занимательного материала

Стихи о цифрахСборник задач в стихахСборник загадокСборник считалокЗадачи на сообразительность...

"Наш Друг- Светофор Светофорович". Сборник материала для ознакомления дошкольников с ПДД. Конспекты.Загадки.Проект. Консультации для родителей. Анкеты. Анализ анкетирования.Макет "Светофор Светофорович"-наглядный материал своими руками.

Конспект НОД «Знакомство со светофором. Светофор-страж порядка» в младшей группеЦель : формирование навыков безопасного поведения на дорогах. познакомить детей с понятием «свет...

Сборник материала по дорожной безопасности

Сборник материала по дорожной безопасности...

Сборник материала по ДПИ

Сборник содержит материалы для знакомства с видами ДПИ детей 3-4 лет...