"Особенности речевого развития дошкольника с ОВЗ"
статья
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_rechevogo_razvitiya_doshkolnika_s_ovz.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности речевого развития дошкольника с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Проблема речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день особенно актуальна. Дошкольники испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют небольшой словарный запас, не умеют строить связные высказывания. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, недостаточность контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Причины недостаточного уровня развития связной речи ребенка:
- Проблемы соматического здоровья дошкольника.
- Синдром дефицита внимания.
- Подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, телевизора.
- Недостаток общения родителей с ребенком.
- Игнорирование родителями речевых трудностей детей.
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Для решения проблемы речевого развития детей с ОВЗ были определены следующие задачи:
1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии, используя их на всех этапах педагогического процесса.
2. Развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
4. Вовлекать родителей в образовательный процесс.
Для полноценного развития речи детей необходимо создавать условия:
- Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
- Целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.
- Изучение состояния устной речи детей.
- Создание в детском коллективе атмосферы свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей.
- Участие родителей в речевом воспитании детей.
Педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Нужно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим, занимательным.
В работе с детьми ОВЗ необходимо применять следующие подходы:
- Индивидуальный подход.
- Предупреждение наступления утомляемости.
- Активация познавательной деятельности.
- Проведение подготовительных мероприятий.
- Расширение знаний об окружающем мире.
- Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия и речи
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;
- рисование ладошками;
- рисование печатками и различными предметами;
- рисование восковыми мелками и свечой;
- печать по трафарету;
- набрызг;
- рисование мятой бумагой;
- аппликация из бумажных шариков;
- кляксография с трубочкой.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"
Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...
ПЕДСОВЕТ «Особенности речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. ...
Консультация для родителей «Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет»
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...
Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития дошкольника"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития дошкольника"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
Возрастные особенности речевого развития дошкольников. Подсказки для родителей по развитию речи детей в домашних условиях.
В данном материале родители и педагоги смогут познакомиться с возрастными особенностями речевого развития дошкольников, рекомендациями по развитию речи ребенка в семье, применить предложенные игры и у...
Консультация для воспитателей "Возрастные особенности речевого развития дошкольников в условиях ДОУ".
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...