Развитие графомоторики у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Байдуллина Ирина Александровна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_master_klass_mart_uk.docx49.8 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер - класс для родителей

«Развитие графо - моторных навыков и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

 

 Цель: Формирование у родителей понятий о важности развития мелкой моторики и графо - моторных навыков.

 Задачи:

 1. Информировать родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка.

 2. Ознакомить родителей с элементами пальчиковой гимнастики массажем пальцев.

 3. Ознакомить родителей с  упражнениями развивающими графомоторные навыки у детей.

 4. Способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях и тем самым повысить эффективность коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей.

 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

 Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики (самодельные и фабричные игры и пособия)

 Организация сообщений для родителей по темам

 – значение развития мелкой моторики

 -развитие графо - моторных навыков у детей старшего возраста.

 УЧАСТНИКИ:

 Родители детей подготовительной группы.

 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ:

 Материалы представлены по следующим разделам

 – пальчиковый театр;

 – шнуровки;

 – игры;

 – пирамидки и матрешки;

 – книги, пособия, картотеки;

 – волчки.

 2. ПРОВЕДЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ:

 

 СООБЩЕНИЕ № 1 воспитатель группы.

 ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

 Родителям предложено подумать и совместно найти ответ на данный вопрос: “Для чего необходимо развивать мелкую моторику” (предполагаемые ответы заранее заготовлены и вывешиваются по мере называния на доску, заготовить несколько чистых листков)

 Значение развития мелкой моторики:

 Повышают тонус коры головного мозга.

 Развивают речевые центры коры головного мозга.

 Стимулируют развитие речи ребенка.

 Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

 Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

 Развивают чувство ритма и координацию движений.

 Подготавливают руку к письму. Поднимают настроение ребенка.

 

 СООБЩЕНИЕ № 2

 Развитие графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Среди детей дошкольного и младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графо - моторными  умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Трудности в овладении графо - моторными  навыками испытывают не только дети с нарушением речи, но и  определенное  количества детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно.

 Младший школьный и старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка. Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками.

 При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют  графо - моторные умения (способ удерживания карандаша (ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в пространстве, зрительно-двигательную координация и др.).

 Хорошие условия для упражнений создают занятия рисованием. Однако их направленность на получение результата - изображения, отражающего представления и впечатления ребенка от окружающего мира, не представляет возможности полностью формировать тот специфический вид графических действий, которые связаны с выполнением контурного изображения, написанием букв или буквоподобных элементов.

 Скоординированные и свободные движения рук требуют дифференцированной работы мозга.

 И. П. Павлов: «. .. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Двигательная область коры головного мозга расположена рядом с речевым центром. Моторная координация движений и близкое соседство речевой зоны оказывает влияние на развитие речи через тонкие движения рук.

 Чем большее число связей задействовано между клетками мозга, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка. Чем он меньше, образование таких связей проходит легче и быстрее. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях мы проводим, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.

 Каким же образом можно развивать графо - моторные навыки у дошкольников? Какие упражнения – игры можно использовать на занятиях? Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги, проволоки и др. материалов. А также самомассаж  кистей и пальцев рук с использованием пружинок (суджоки, колючих мячей, карандашей, бигудей, грецких орехов, шариков Марблс.

Способствуют развитию моторики пальчиковые игры :

 • «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем.

 • «Ножницы»- разведение пальцев в стороны.

 • «Дельфинчики»- пальчики выныривают из кулачка.

 • «Солнышко-тучка»- сжимают и разжимают кулачки.

 • «Футбол»- забивание шариков пальцами.

 • «Пальчики приклеились»- пальцы поочерёдно отклеиваются от стола.

 • «Кулак-ребро-ладонь»-поочерёдная смена положения рук.

 • «Лесенка»- к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки, а затем наоборот.

 Непосредственное развитие графо - моторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям:

 • Работа с трафаретами. Используя рисунки – трафареты на занятиях, дети проявляют интерес  к копированию рисунков. Детям предоставляется возможность самостоятельно дорисовать свои рисунки. Рисунок – трафарет помещаем в файл. На таких листочках фломастеры на водной основе легко оставляют след, проводя линии. Лист с рисунком – образцом можно располагать в разных положениях: на стене, ребенок копирует его стоя; на  столе, ребенок копирует его стоя или сидя.

 • Штриховки, раскрашивание.

 • Геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами.

 • Графические диктанты - рисование по клеточкам под диктовку. Загадка:

Он высокий и пятнистый,

 С длинной – длинной шеей.

 И питается он листьями –

 Листьями деревьев. (Жираф.)  https://documents.infourok.ru/7a5ed8db-71cc-417f-a70f-5c93537de8ee/0/image001.jpg

Диктант: от начальной точки 1 клетка вверх, на уголок вправо, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок, 1 влево, 1 вверх, на уголок влево, 8 вниз, 1 влево, 5 вверх, 5 вниз, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 5 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 вниз на уголок влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 7 вверх, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, соединяем в начальной точке. Графический диктант "Кенгуру"   

 Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки:

 - не выходить за контуры рисунка,

 - соблюдать параллельность линий,

 - не сближать штрихи, они должны быть на равном расстоянии,

 - направление штриховки выбираем сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

 - можно штриховать в одной фигуре в разных направлениях, разными цветами.

После выполнения задания, дети сами оценивают свою работу.

 

Графический диктант

 Загадка:

Она всегда сбегает,

 А фокус очень прост:

 Ей в этом помогает

 Ужасно хитрый хвост. (Ящерица.)https://documents.infourok.ru/7a5ed8db-71cc-417f-a70f-5c93537de8ee/0/image002.jpg

Диктант: от начальной точки 2 клетки вверх на уголок вправо, 2 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 9 вправо, 2 вниз на уголок вправо, 1 вниз, 5 вниз на уголок влево, 1вверх, 4 вверх на уголок вправо, 1вверх, 2 влево, 2 вниз, 2влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 3 влево, 1 вниз на уголок влево, 4 влево, 1 вверх, соединяем в начальной точке.

 Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки

 С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради:

 • Рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв, знакомство с написанием цифр.

 • Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв.

 Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье.

 3. ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 (С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ)

 Цель: Развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков.

            Знакомство и овладение родителями приемами и упражнениями, направленными на  развитие   мелкой  моторики детей, для использования в домашних условиях.

 Задачи:

 Показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики:

 1. Массаж пальцев.

 2. Развитие кистей рук, тренировка пальцев.

 3. Повышение упругости ручной мускулатуры.

 4. Развитие логического мышления.

 5. Развитие внимания.

 6. Ориентировка на листе бумаги.

 7. Закрепление положительных эмоций.

 8. Развитие фантазии.

 Оборудование:

 1. Резиновый мяч с шипами.

 2. Пружинки.

 3. Схемы и панно с канцелярскими кнопками, резинки.

 4. Наборы бусинок и шнуровки

 5. Счетные палочки, фасоль, спички без головок, листы зеленого  картона.

 Дети входят в группу:

 Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг.

 Руку дайте другу слева и скорей вставайте в круг.

 А теперь соседу справа мячик ты передавай,

 Друга называй по имени, утра доброго желай. - Передают мяч большим пальцем и мизинцем.

 Ребята, что умеют делать ваши пальчики?

 -перечисляют действия.

 Давайте покажем,  какие пальчики умелые и ловкие.

 Руки  вытянуты вперед, левая – в кулачке,  на правой  загибают пальцы по-очереди  и называют (большой, указательный, средний, на левой – из кулачка разгибают, называют. Поочередно кулак-ладонь.

 А сейчас мы все садимся в поезд и отправляемся в путешествие, каждый стол- «вагон»

- Родители, сидящие в первом вагоне, и их дети

 послушайте загадку: Листья пожелтели, поля опустели

 Птицы улетают, когда это бывает? (осенью)

 Станция «Массажная»

 А еще осенью дети идут в школу. Давайте подготовим ваши пальчики, чтобы они могли красиво писать в школе буквы. Упражнение с пружинками:

 (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями) - родители помогают детям.

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Пружинки будем катать! (Одеваем пружинку на большой палец левой руки, выполняем движения в соответствии с текстом)

 Вот нашли большой мы пальчик,

 он попрыгает как зайчик!

 Вверх-вниз, вверх-вниз

 

 Ты пружиночка катись!

 Указательный поймаем,

 и пружинку покатаем.

 Вверх-вниз, вверх-вниз,

 ты пружиночка катись!

 Кольца любит безымянный.

 Покажись-ка, наш желанный!

 Вверх-вниз, вверх-вниз….

 Вот наш пальчик маленький,

 Самый он удаленький!

 Вверх-вниз, вверх-вниз…

 (аналогично на второй руке) .

 Мы пружиночки снимаем,

 свои пальчики считаем 1, 2, 3, 4, 5!

 Мы закончили играть.

 Пальчики свои встряхни,

 и немного отдохни!

 Упражнение с резинками, каждому ребенку схема, по ней он составляет букву на дощечке с канцелярскими кнопками – родители проверяют правильность выполнения.

 Молодцы, ребята, я вижу, что вы уже готовы пойти в школу.

- Родители и дети второго вагона слушают загадку:

 Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

 Радость детям подарила и на санках прокатила. (зима)

 Станция «Собирательная»

 Предлагаю пойти на прогулку (дети и родители выходят на ковер). Надо тепло

 одеться:

 Обуваем ножки в новые сапожки,

 Шапку на головку и завяжем ловко.

 Мы наденем шубку, на руки перчатки.

 В добрый путь ребятки – имитация одевания. Идем по тропинке, снежок скрипит: с-с-с-с, провалились в глубокий снег: ш-ш-ш-ш, опять выбрались на тропинку: с-с-с-с. Поиграем в снежки, отряхиваемся, идем на места.

 А сейчас давайте поиграем. На выбор собирают бусы или шнуровку – под музыку.

- Загадка для родителей и детей из третьего вагона:

 Шагает красавица, легко земли касается,

 Идет на поле, на реку и по снежку и по цветку. (весна)

 Станция «Театральная»

 Весной все оживает, просыпаются многие животные, насекомые, прилетают птицы.

 Ребята, а вы знаете, что пальчики умеют изображать животных? Мы будем артистами необычного театра. Называется он «Театр в руке», то есть артистами

 будут наши ручки. Родители выполняют вместе с детьми, при необходимости им помогают.

 Первый номер нашего выступления «зайчики»:

 зайцы ушками играют: поднимают, опускают,

 Их раздвинут и сожмут, и опять играть начнут.

 «Козлята»: у козы рога, может забодать она.

 «петушки»: петушки распетушились, а подраться не решились.

Если очень петушиться, можно перышек лишиться.

 -Наши, наши петушки завивают гребешки,

 «замок», «гусеница», «пчелки»- вылетают по очереди из ульев, кружатся, «собачка»: ушко, носик – вот и песик.

 Молодцы, ребята, очень веселое получилось представление.

 Путешествие продолжается.

- Загадка: Солнце ярко светит, загорают дети,

 Бабочки летают, когда это бывает?

 Станция «строительная»

 Детям и родителям из 4 вагона раздаю листы картона зеленого цвета, счетные палочки, фасоль, горох.

В центре строим домик из палочек («бревна» надо положить так, чтобы они не скользили  по земле, первое »бревно» берем только мизинчиками рук, второе – безымянными и т. д.

 В левом нижнем углу – цветок из фасоли.

 В правом нижнем – грибок из фасоли

 В верхнем правом- солнце из горошин

 В левом верхнем – елочку из спичек

 -Что получилось? – полянка

 А на полянке дом стоит.

 Вот какой хороший дом, как мы славно заживем,

 Будем песни распевать, веселиться и плясать.

 Хвалю «домики», построенные детьми и родителями:

 -Этот дом для Кати – у Кати много платьев.

 -В  этом доме Даша – солнышко ты наше.

 -Домик для Богдана – гордость он для мамы.

 Наше путешествие окончено. Вы сегодня смогли убедиться, что пальчики могут многое: играть, делать массаж, изображать животных, показывать театр, строить домики. Играть с пальчиками можно с родителями и друзьями дома, в гостях, и на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способн...