Формы взаимодействия педагогов с родителями
методическая разработка

Курилова Снежана Викторовна

Рассказать о формах взаимодействия педагогов с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_pedagogov_s_roditelyami.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагогов с родителями.

Курилова Снежана Викторовна,

воспитатель МБДОУ № 46 г. Канска

Большинство родителей считают, что детский сад – место, где ребенок проводит большую часть времени и именно педагоги несут полную ответственность за развитие, обучение и воспитание их детей. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы дошкольного учреждения. Считаю, что все это возможно, если взрослые (педагоги и родители), воспитывающие ребенка, будут договариваться об единых требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения.

Взаимодействие с родителями – одна из основных задач дошкольного учреждения. Реализуя в  практике данную задачу, обращаюсь к разнообразным формам сотрудничества.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах.

Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.

Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:

- быть тактичным при посещении семьи;

- не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;

- не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;

Групповые собрания родителей. Это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч.

При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

- собрание должно быть целенаправленным;

- отвечать запросам и интересам родителей;

- иметь четко обозначенный практический характер;

- проводиться в форме диалога;

- на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно она включает в себя:

- сообщение. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.);

- видеоролики, презентации, показывающие будни, жизнь детей в детском саду;

- выставки, конкурсы;

- памятки, буклеты по теме собрания.

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. При подготовке к собранию можно провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Подготовку к дню открытых дверей можно начать с изготовления объявлений и рекламных буклетов, которые будут содержать сведения о месте и времени проведения предстоящего события.

Педагогические беседы с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Круглый стол - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. Мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь. Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию.

Этапы проведения, их задачи и время реализации:

1) Знакомство участников. Задача: определения правил и регламента круглого стола. Время 5 минут.

2) Работа в малых группах с рабочими карточками. Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам. Время 15-20 минут.

3) Обмен мнениями в форме двурядного круглого стола. Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.

4) Практическое задание. Составление общей схемы по теме круглого стола. Задача: определение практических путей работы над темой. Время 5 -10 минут

5) Подведение итогов. Задача: рефлексия участников. (Ведущий. Какие выводы вы сделали для себя?) Время 5 минут.

Праздники, досуги. Праздники, проводимые в детском саду, вызывают положительные эмоции у всех их участников: детей, родителей и воспитателей.

Для того, чтобы такой праздник прошел согласно замыслу сценариста, к нему необходимо тщательно подготовиться.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Мастер-класс. Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.

Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. Затем можно дать тему нескольким родителям, которые смогут объяснить или продемонстрировать на практике, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце встречи подводиться итог. На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д

Тренинг. Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг.

В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства». Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

Квест. Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности; включает у участников соревновательные механизмы, что создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

Участники – родители, дети, педагоги. Задания могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе (участок детского сада, город, парк и т.д.), охватывая все окружающее пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями

В консультации для воспитателей предлогаются нетрадиционные формы работы с родителями, которые помогут заинтересовать и привлечь родителей к совместную работе в ДОУ....

Формы взаимодействия педагогов с родителями по формированию социальной компетентности у детей

Социальная компетентность, представляющая собой адаптационное явление,  имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциона...

Консультация для родителей "Приоритетные формы взаимодействия педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ДО"

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое просвещение....

Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"

В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....

Семинар-практикум для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями)

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: выявить сильные и слабые стороны в общении с родителями; активизировать педа...