Консультации для родителей "Поиграйте с ребенком в литературные игры дома".
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мартинавичюс Галина Геннадьевна

В консультации рассказывается для чего нужны литературные игры и приведены примеры некоторых игр, в которые можно и нужно играть с ребенком дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_literaturnye_igry.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей.

ПОИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ в ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ ДОМА

Приобретению знаний по литературе начитанности способствуют литературные игры.

Литературные игры одно из средств развития творческих способностей ребенка - речевых, изобразительных, артистических. Придумывание, создание и проведение таких игр с ребенком или группой детей не потребует от родителей больших материальных и временных затрат. При этом можно дать вторую жизнь старой детской книжке и не скучать в транспорте или в очереди, не зная, чем занять себя и ребенка.

В каждом доме наверняка найдется стопка старых детских книг, неоднократно прочитанных, потерявших обложки, изрядно потрепанных. Они и составят материальную основу вашей коллекции домашних литературных игр. К примеру, ваш ребенок - младший дошкольник, и им давно освоена сказка «Колобок», он знает ее почти наизусть и изрядно «помучил» книгу в руках. То, что от нее осталось, можно превратить в следующие игры.

+ Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав на несколько частей (от двух до восьми), можно сделать игру «собери картинку». Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связную речь.

+ Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Играем так: перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развиваются сообразительность, быстрота реакции, память.

+ Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань (лучше всего фланель), можно устроить домашний театр на спинке дивана. Для этого по ходу рассказа прикладываем к спинке или диванной подушке изображения героев - и вот перед нами театр картинок.

+ Из двух экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино» и «Лото». Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

+ Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста и которые очень украсят детский праздник или вечеринку. Для проведения такой игры дети делятся на две команды (участников команды должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все играющие получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно. Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора».

По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под номером 1, встать последним в строй своей команды; второй участник отыскивает второй эпизод, и так далее до конца сказки. Выигрывает команда, которая справится с заданием - выстроит сюжет из картинок первой без ошибок. Если детям есть где «развернуться» - подвигаться, побегать, эту же игру можно провести, удлинив расстояние от команд до забора картинок и передвинув места расположения полного сюжета. В одном конце комнаты (или большого коридора, или лужайки, пляжа) - команды, на расстоянии нескольких метров на табурете, подносе, листе картона - наборы картинок из двух/трех произведений, еще через несколько метров - полоса картона или ватмана, на которой дети будут «выстраивать» сюжет по порядку. Для этих игр подойдут как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми. Так, к сказке «Цветик-семицветик» В. Катаева рисуем баранку, вазочку, снежинку, снежинку перечеркнутую, игрушку, игрушку перечеркнутую, мальчика.

+ Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона. Например, для команд из пяти человек смешиваем картинки двух сказок из пяти эпизодов: словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» это будут слова ЦЫПЛЯТА, СОРОКА, ЗАЯЦ, УТКА, ЕЖИК, для русской народной сказки «Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Старшим дошкольникам можно предложить и более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми. Вопросы: Назовите друзей этого героя?

* В играх также можно использовать обрезки текста. И вопросы можно варьировать. Например, карточка с текстом: «Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком. «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода!» - думала она. «Какое это наслаждение жить на свете!» Как называется произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня - лягушка. Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения русской литературы, а затем зарубежной, где разговаривают животные и т. п.

Обрезки текста можно использовать для творческой игры «Докончи фразу». Эту игру предлагают как нечитающим, так и читающим детям. Организуется игра так. Взрослый-ведущий достает из конверта или коробочки открытку с наклеенным на нее отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают. Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос. Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Безопасность ребенка на улице и дома»

Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознате...

Консультация для родителей «Безопасность ребенка на улице и дома».

Консультация для родителей«Безопасность ребенка на улице и дома»Безопасность – это не просто сумма условных знаний, а умения правильно себя вести в различных ситуациях.Девиз &nd...

Консультация «Чем можно увлечь ребенка, пока мамы нет дома».

Как правило, мама знает, чем занять активного, любознательного малыша. Она готовит, стирает, гладит и убирает, при этом рисует, читает и играет с ребенком. Но вот у мамы возникли важные дела, ей необх...

Как приучать ребенка к свободным играм дома?

Хотя свободная игра и подразумевает свободу, все же родители должны принимать участие для того, чтобы процесс самостоятельного развития был веселее и интереснее.Обеспечьте безопасность. Играя сам...