Консультация для родителей «Игры для развития речи детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Филатова Лидия Викторовна

Словесные дидактические игры для дошкольников хороши тем, что не требуют специального оборудования и материалов, поиграть с ребенком в такую игру можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в детский сад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_konsultatsiya_razvitie_rechi.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей 4-5 лет»

Подготовила и провела Филатова Л.В., воспитатель ГБОУ «Школа № 618»

Дидактические  игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса.

Дидактические игры - это игры, которые специально разработаны для обучения и развития детей. В дидактических играх дети могут практиковать произношение звуков, учить новые слова и фразы, улучшать грамматику и расширять свой словарный запас.

Словесные дидактические игры хороши тем, что не требуют специального оборудования и материалов, поиграть с ребенком в такую игру можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в детский сад.

Вот несколько примеров словесных дидактических игр, которые могут помочь развитию речи детей 4-5 лет:

 «Кто где живет?»
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и.д.

«Горячо – холодно»
Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.
Например:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый

«Лови да бросай – цвета называй»
В ходе игры необходимо подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Так же происходит закрепление названий основных цветов, развитие воображения.
Например:
Красный – мак, огонь, флаг;
Оранжевый – апельсин, морковь, заря;
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа;
Зелёный – огурец, трава, лес;
Голубой – небо, лёд, незабудки;
Синий – колокольчик, море, небо;
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.

«Весёлый счет»
Например:
Стол – столы,
Стул – стулья,
Гора – горы,
Лист – листья,
Дом – дома,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Кусок – куски,
День – дни,
Прыжок – прыжки,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята

Или

Одна машина – две машины…. – пять машин….- десять машин;

один дом - два дома….- пять домов…..- десять домов

«Вспомни и назови»
В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развивается воображение, память, мышление.

– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Назови ласково»
В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

 Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице . 

«Отгадай предмет по названию его частей»:

ствол, ветка, кора, корни, листья (дерево)

дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)

крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)

глаза, рот, нос, брови (лицо)

пол, стены, потолок, окна (комната)

палуба, каюта, нос, якорь (корабль)

рукава, карманы, воротник, подол (платье)

кузов, кабина, руль, фары (машина)

лестница, этаж, подъезд, квартиры, чердак, подвал (дом)

«Кто – откуда?»

Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.

Откуда вышел мужчина?

( Мужчина вышел из магазина.)

 Откуда выехал автобус?

(Автобус выехал из-за дома.)

 Откуда вылезла кошка?

(Кошка вылезла из-под скамейки.)

 Куда зашла бабушка?

( Бабушка зашла в подъезд.)

 Где сидит ворона?

(Ворона сидит на дереве, на ветке.)

 Откуда слетел (вылетел) воробей?

(Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки.)

 "Назови предмет"

В этой игре ребёнок должен  назвать предметы, которые находятся вокруг них. Это помогает  развивать словарный запас и улучшать произношение.

 "Слова-ассоциации"

 В этой игре ребёнок должен  придумать слова, которые ассоциируются с определенным предметом или понятием. Это помогает  развивать ассоциативное мышление и расширять словарный запас.

 "Расскажи историю"

В этой игре ребёнок должен  придумать и рассказать историю. Это помогает  развивать навыки повествования, связную речь и улучшать грамматику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития речи детей дошкольного возраста"

  Важное значение для своевременного развития речи малыша имеет отношение взрослых к развитию ребенка. Умелое использование специальных игр будет способствовать  развитию речевой акти...

Консультация для родителей "Игры по развитию речи детей дома”.

Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многопланову...

Консультация для родителей "Игры, способствующие развитию речи детей своими руками"

Консультация для родителей "Игры, способствующие развитию речи детей своими руками"...

Консультация для родителей"Игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация" Игры для развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей подготовительной группы»

Цель:Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать ...