Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Синквейн"
консультация (подготовительная группа)

Юлия Анатольевна Бадлуева

Материал полезен для родителей старших дошкольников. В нем рассказывается об методе "Синквейн", позволяющим в игровой развивать связную речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей

«Применение метода «Синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

.

Что такое синквейн?

Слово синквейн        -        очень простое и происходит от французского слова

«пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.

Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.

Задачи синквейна:

  • пополнять знания детей по лексическим темам;
  • обогащать пассивный и активный словарный запас;
  • совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
  • развивать ассоциативное мышление и образную память;
  • совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему- либо.

Правила составления синквейна

Синквейн состоит из 5 строк:

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова

1 слово

  1. я строка: Название предмета (существительное, отражающее главную идею).
  2. я        строка: Слова        –        признаки        (прилагательные,        описывающие        основную мысль).
  3. я строка: Слова – действия (глаголы, описывающие действия в рамках темы).

  1. я строка: Предложение из четырех слов (фраза показывающая отношение к теме).
  2. я строка: Обобщающее слово (ассоциации - существительное).

Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

О чём можно составить синквейн?

Тема его может быть любой:

  • по всем лексическим темам.
  • о природе;
  • о картине и литературном герое;
  • о маме и папе;
  • о настроении;

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна следует использовать следующие упражнения:

  • «Подбери определения»,
  • «Узнай предмет по определению»,
  • «Кто что делает?»,
  • «Что чем делают?»,
  • «Назови часть целого» и др.

Этапы обучения составления синквейна

  1.  ​Что это?

Арбуз

  1. Подберите два слова-признака.
  •  ​Какой арбуз?

круглый, вкусный

  1. Подберите три слова-действия.
  •  ​Что делает арбуз?

катится, растет, зреет

  1. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.

Я люблю сочный арбуз

  1. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз».

Ягода

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Итак, метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.

Заключение

Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Приложение

Образцы синквейна

  1. Кукла.
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.

  1. Машина.
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

  1. Дождь.
  2. Мокрый, холодный.
  3. Капает, стучит, льется.
  4. Я не люблю дождь.
  5. Вода.

  1. Береза.
  2. Тонкая, белоствольная.
  3. Растет, зеленеет, радует.
  4. Береза – символ России.
  5. Дерево.

  1. Заяц.
  2. Белый, пушистый.
  3. Прячется, боится, убегает.
  4. Я жалею зайца.
  5. Дикое животное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...