Консультация для родителей «Психологические особенности детей 6-7 лет
консультация

Екатерина Владимировна Павлюк

Консультация для родителей:«Психологические особенности детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка»

Города Губкин Белгородской области

Консультация для родителей:

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

                                                                                  Подготовила:

                                                                                  Педагог-психолог

                                                                                  Павлюк Е.В.

Губкин

Ко мне обращаются родители с просьбой определить, готов ли их ребенок к поступлению в школу. В процессе беседы выясняется, что их понятие «готовность к школе» складывается из умений ребёнка читать, писать и просто хотеть идти в школу. Однако они часто упускают из виду самое главное, а на чем все-таки основываются эти умения. Вот здесь и всплывают такие компоненты, как психические процессы и особенности социально-личностного развития.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы.

Чаще всего родители завышают свои требования к возможностям ребенка. Я рекомендую пройти диагностику уровня развития психических процессов, чтобы объективно решить, что ребенок может сделать сейчас, а что может в ближайшем будущем.

Предлагаю ознакомится с основными особенностями развития психических процессов детей 6-7 лет. Это не нормы показателей, а ориентиры, опираясь на которые можно объективно оценить возрастные возможности ребенка. Если вдруг вы заметили значительное несоответствие, это повод обратиться на консультацию к психологу, который проведет углубленную диагностику и даст рекомендации.

Восприятие

Дети способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - внизу, справа - слева и т.п.). Они могут различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, ромб и т.д.), классифицируют фигуры по форме, величине. Они способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры, у детей складываются представления об отдельных ее измерениях – длине, ширине, высоте.

Внимание

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Таким образом формируется и развивается произвольное внимание, которое удерживается около 25-30 минут.

Память

Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти, однако преобладает непроизвольная память. Дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения). Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.

Могут запомнить 6-7 предметов

Воображение

Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее осознанию, служит вместе с мышлением средством познания действительности.

Мышление

Формируются некоторые относительные понятия (число, лево-право, вчера-сегодня-завтра). Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.

Начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Детский мозг

Завершается формирование правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации и межполушарных связей между ними. Правое полушарие создает основу для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие).

    Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта.

Мотивация учения

    Важное время для становления мотивации — первые 2-3 недели обучения в школе, по истечении которых наступает критический момент. Если к этому времени ребенок не стал мотивировать учебу как; «Я хожу в школу не потому, что у меня красивый портфель и я горжусь, когда несу его. А я хожу в школу, чтобы учиться, быть грамотным и т. д., то у него наступает разочарование, падает интерес к учебе.

    В качестве благоприятных черт мотивации можно выделить общее положительное отношение к школе, широту интересов, веру в авторитет учителя, любознательность, непосредственность, открытость.

 В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Самооценка

    Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.

Как же проявляется самооценка в поведении ребенка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность — это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, мнительность, повышенная ранимость. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня все лучше всех, я самая красивая»

    У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

    Важно оценивать полученный ребенком результат, а не его личность в целом. Использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено.

    Формирующаяся личность 7-летнего ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.

Общение со взрослыми и детьми

Ребенок- собеседник, партнер по деятельности, взрослый- источник эмоциональной поддержки. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. ПОЭТОМУ чаще   рассказывайте о том, что у вас произошло на работе, с какими людьми познакомились и т. п. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. На первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности приводит к тому, что часто надо учитывать желания и мнения других детей. Детям не легко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко принимают их формально. К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения.

Социальное развитие

    Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.  Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. ПОЭТОМУ

Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил (как в быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)

    Помните, поведение родителей является примером поведения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологические особенности детей 5-6 лет"

Это консультация для родителей,в которой подробно описываются психические особенности детей 5-6 лет....

Консультация для родителей. "Психологические особенности детей 6-7 лет"

Данный материал предназначен для родителей детей подготовитетельной к школе группе (6-7 лет.)...

Консультация для родителей - Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей 4-5 лет".

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.Вашим детям уже исполнилось 4 года. Вы относитесь к ребенку как взрослому или для  вас он еще маленький? Давайте вместе разберемся ...

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...