Консультация для родителей:" Способы формирования пассивного словаря детей".
консультация (младшая группа)

Формирование пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей (активного словаря). На первых этапах речевой активности, важна роль пассивного словаря. Пассивный словарь, это то, что ребенок «понимает, но не говорит» из-за возраста или задержки в речевом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД  № 2 ДЕЛЬФИН»

  Подготовили: воспитатели Ахадова Е.Г.  

                                                       Иванкова А.Ю.

Способы формирования пассивного словаря детей

         Формирование пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей (активного словаря). На первых этапах речевой активности, важна роль пассивного словаря. Пассивный словарь, это то, что ребенок «понимает, но не говорит» из-за возраста или задержки в речевом развитии.

            В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку малыш активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К 2-3 годам, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того, чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить.

            Предпосылкой развития понимания речи взрослого является умение прислушиваться к речи, сосредотачиваться на называемых взрослым предметах или явлениях, по-разному реагировать на различную интонацию речи взрослого. Особенно легко ребенок начинает понимать значение слов, которые связаны с удовлетворением его потребностей. Например, «бай-бай» – спать, «ам-ам» – кушать и т.д. Важно четко обозначать словами движения и предметы, с которыми ребенок сталкивается. Например, при переодевании говорить: «Катенька, дай ножку, наденем носочки. Где Катины носочки? Вот Катины носочки, сейчас наденем их на ножки». Чтобы понимание слов шло более успешно, родители должны повторять их в играх.

            С 6-7 месяцев необходимо формировать понимание слов, обозначающих некоторые «движения-действия», их нужно не только показывать и называть, но и проделывать вместе с ребенком. Например, при обучении ребенка движению «какой большой» одновременно с называнием действия сначала показать его ребенку, а затем проделать это движение руками ребенка.

            К 1-1,5 годам пассивный словарь значительно шире, чем активный.

 Взрослым, которые окружают ребенка надо помнить, что их речь – образец для ребенка, и поэтому желательно соблюдать некоторые правила речевого общения: правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;  четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога; простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов; повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения – взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях; богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

           Основная задача  по развитию понимания речи - накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет –взрослый называет его; ребенок совершает действие – взрослый обозначает его глаголом и т.д.  В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь.

            Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

            Для развития и обогащения словарного запаса детей разработан комплекс развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно-графический и игровой материал: направленный на развитие сенсорных эталонов; сюжетные картинки с изображением действий; коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по составным частям, по фактуре (на ощупь); картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования; технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т.д.).

            Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

            Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова.

Список литературы:

1.      Бородич, А.М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

2.      Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа. / Г.Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2013. – 160 c.

3.      Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. / Ф.А.Сохин. – М.: Центр, 2005 – 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет

Числительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, под, около ...

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 летЧислительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, по...

Консультация для родителей и педагогов "Пассивность у детей"

Пассивность у детей и что с этим делать....

Консультация для педагогов «Приемы формирования предметного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что  последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с тяжелыми  нарушениями речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями ...

Консультация для родителей «Способы и приемы формирования познавательного интереса дошкольника»

Консультация для родителей «Способы и приемы формирования познавательного интереса дошкольника»...

Консультация для родителей «Способы и приемы формирования познавательного интереса дошкольника»

Консультация для родителей «Способы и приемы формирования познавательного интереса дошкольника»...