Консультация для родителей «Использование мнемотаблиц при ознакомлении сказкой»
консультация

Прокофьева Татьяна Викторовна

Консультация для родителей

«Использование мнемотаблиц при ознакомлении сказкой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование мнемотаблиц при ознакомлении сказкой»

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

                 Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды.

                 Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

                 Мнемотаблицы: -являются дидактическим материалом по развитию речи; -их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; -использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

  1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
  2. Преобразование образов в символы.
  3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
  4. Развитие мелкой моторики

Сказка играет огромную роль в развитии связной речи детей и является одним из основных средств формирования речевых навыков благодаря богатству и многообразию метких сравнений, эпитетов, песенок, повторов, диалогов. Если систематически рассказывать детям сказки, в процессе беседы по содержанию сказки обращать внимание на языковые формы, использовать метод мнемотехники на занятиях, то формирование речевых навыков (фонематические, грамматические, лексические) будет происходить успешнее.

Задачи:

  1. Формировать умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки.
  2. Закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности.
  3. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
  4. Развивать мелкую моторику при графическом воспроизведении.

Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать необходимо с мнемоквадрата и мнемосхемы, постепенно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Для детей младшего и среднего возраста оформляются цветные таблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы (ягодка – красная, лисичка – рыжая и т. д.), позже можно усложнить или заменить другим обозначением сказочного героя в графическом виде.  Для старших дошкольников схемы желательно предлагать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость образов.

Чтобы изготовить такие картинки-схемы не обязательно обладать художественными способностями. Главное, все нарисованное должно быть понятно детям. Можно использовать готовые схемы педагогов (ресурсы интернета), но изменять или совершенствовать их по-своему.

Работа по мнемотаблицам состоит из 3 этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки.

 Сначала дети боятся пересказывать, потому что им кажется, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но со временем понимают – пересказывать по картинкам – это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно этот вид деятельности превращается в игру, и никто уже не боится ошибиться.

Примеры мнемотаблиц к произведениям художественной литературы.

Рассказывание русской народной сказки «Жихарка»

Панина В.В. мнемотаблица к русской народной сказке Жихарка Скачать бесплатно

Сказка «Три поросенка»

Использование схем на занятиях по обучению детей рассказыванию в старших группах - Для воспитателей детских садов - Маам.ру

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Сказка «Колобок»

Панина В.В. Мнемотаблица к русской народной сказке Колобок Скачать бесплатно

        Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста."

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...

Консультация для родителей "Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений"

В данной статье раскрывается понятие "Мнемотехники", эффективность мнемотехники при заучивании стихотворения, этапы работы....

Консультация для родителей «Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста» .

В данной консультации говрится о том, как с помощью мнемотаблицы легко заучить стихотворение и пересказать текст....

Консультация для родителей «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехникой и кинезиологией (наукой...

Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой"

Использование мнемотаблиц для зрительного восприятия, запоминания и пересказывания детьми сказок...

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой»

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умстве...