Методические рекомендации для родителей по развитию исследовательской активности ребенка раннего возраста в условиях семьи
методическая разработка

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи родителям в решении задач поддержки исследовательской активности и познавательного развития ребенка раннего возраста. Особое внимание уделяется выбору и организации в домашней среде игр и игровых материалов, даны рекомендации по выбору развивающих игрушек, описаны приемы совместной с детьми познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx50 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по развитию исследовательской активности ребенка раннего возраста в условиях семьи

Организация игрового пространства

  • все игры и пособия ребенка можно разделить по виду воздействия на определенный физиологический и психический процесс. Интерактивные игрушки (телефоны, куклы, которые поют, играют, разговаривают и др.), игры на развитие мелкой моторики (головоломки), игры для развития крупной моторики (мячи и т.д.), из каждой категории наряду с этим в окружении ребенка может находиться не более двух трех экземпляров. Чтобы ребенок мог как можно больше проникнуться в игру, разобраться во всех ее свойствах и характеристиках, а также достаточно насладиться процессом и изучить наполнение. Через какое-то время необходимо заменить набор игрушек на другие, а эти на время убрать. Так будет эффективнее, чем одновременно дать ребенку сразу четыре похожих по смыслу игры.
  • во всех играх и пособиях необходим порядок, т.е. книги с книгами, машинки с машинками, посуда с посудой. Кроме очевидного удобства и аккуратности, это помогает ребенку структурировать процесс, а также учит самостоятельно организовать пространство. Надо учитывать возраст ребенка, игрушки не должны опережать актуальные физиологические и интеллектуальные возможности ребенка. Игрушки для самостоятельной игры (пирамидки, матрешки, мячи и др.) находятся в непосредственной доступности у детей. Игрушки, которые подчиняются конкретным правилам (лото, домино и др.) должны быть сложены, для их целостности, поскольку в такие игры дети раннего возраста чаще всего играют с родителями или под присмотром взрослых.
  • даже в раннем возрасте, ребенок должен принимать участие в соблюдении порядка. День за днем продолжаем повторять о том, где какие игрушки «живут» и раскладываем их по местам, делаем это совместно с детьми во время бодрствования. Если ребенок кладет что-то не на свое место, мы говорим: «Зайка сходил в гости к машинкам, а теперь идет домой к животным» и т.д.

Совместные игры родителей с детьми

Совместные игры учат детей быть самостоятельными, не бояться принимать решения, правильно оценивать поступки других.

Взрослые совместно с детьми могут поиграть с бусинами, прищепками, шнуровкой. Родитель может предложить ребенку снимать прищепки с заготовки, а взрослый будет соединять прищепками подходящие детали; ребенок будет нанизывать более крупные бусины, а родитель-мелкие, ребенок шнурует заготовку, а родитель помогает.

Дети до 2 лет только учатся использовать такой вид творчества как пластилин, поэтому занятия проходят в совместной деятельности с родителями. Мама при занятии держит ребенка на коленях и водит его ручкой, показывая простые действия. Ребенок двух трех лет уже может сидя рядом с мамой скатывать колбаски, лепить шарики, сплющивать и пр. Также можно совместно с родителем из полученных ими форм сделать картину из пластилина.

При совместном рисовании «рука в руке» взрослый показывает, как держать карандаш (фломастер, кисточку и пр.), изображать линии. Детей раннего возраста очень привлекает рисование пальчиком, делать рисунки собственной ладошкой, ставить кляксы. Отпечаток ладошек можно вместе с взрослым дополнить элементами, превратить в солнышко, рыбку и пр. Чтение – это полезное для всех детей занятие, можно использовать для совместного досуга. Взрослый рассказывает по картинкам сюжет, останавливается, задает вопросы ребенку, например, «Покажи мне петушка», «Как говорит кошечка?».

Игра в конструктор совершенствует крупную и мелкую моторику, развивает внимание, самостоятельность, творческие и умственные способности. Ребенок в возрасте полутора лет из периода, всего разрушающего переходит в жажду созидания. В совместной игре с ребенком можно построить замок, домик, при этом показывать, как нужно ставить детали. В построенный домик можно поместить фигурки животных, пупса или другие игрушки.

В раннем возрасте появляется необходимость в играх по ролям. Хорошо с детьми играть в разные профессии, например, врач и пациент, продавец и покупатель и др. Совместная игра служит формированию у детей организованности и ответственности, умение контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

Как показало данное исследование дети очень любят экспериментировать. Самым часто используемым материалом для экспериментов у детей является песок, вода и тесто.

Игры-эксперименты

Игры с водой: переливание воды через воронку, через сито, из кружки в кружку;

-пускание в воде плавающих резиновых игрушек (лодочек, уточек, корабликов);

-вылавливание из воды сачком мелких предметов;

-бросание в воду резиновых мячиков, деревянных предметов, маленьких камешек;

-смешивание красок разного цвета и получение цветной воды;

-игра «Волны», дети дуют на воду;

-игра «Кораблик», дети дуют на кораблик, чтобы он быстрее пришел к другому берегу;

  • игра «Нырки», дети топят в ванной мячики, резиновые игрушки, шарики от пинг-понга, разжимая пальцы- игрушки выпрыгивают из воды;
  • игра «Забавная пена», ребенок взбивает пену руками в небольшой емкости, например, в тазике;

-игра «Умелые пальчики», поролоновые губки разного цвета и формы мочат в воде и отжимают, переливая из одной емкости в другую;

-игра «Бульбашки», в тазу с водой дети булькают воздух из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают бутылочками, погружая в воду и наполняя водой;

-игра «Волшебный мешочек», в какую угодно емкость опускаем игрушки или предметы. Детям завязываем глаза, надо на ощупь определить, что это за предмет, игрушка?

-игра «Мыльные пузыри», у кого пузырь поднялся выше?

Игры с песком: сгребание песка в кучу совком;

-переносим песок в ведерках (много-мало, тяжело- легко, сухой-сырой);

  • пересыпание через воронку в просвечиваемую емкость;
  • выкладывание форм из сырого песка (лепим колобки, фигурки);

-печатание на сыром песке (следы обуви, следы игрушек с колесами и полозьями, протаптывание дорожки к домикам игрушек и др.);

  • рисование палочками на сыром песке (домик, цветок, солнышко);

-копание песка совком (выкопать большую пещеру для слона, маленькую норку для мышки);

-игра «Делаем узоры из песка» (из малой лейки без наконечника, ведерка с дырочкой, тонкой стрункой сыплем песок на асфальт, на землю, бумагу, делая разные узоры);

Игры с тестом: скатывание теста шариком, колбаской;

  • раскатывание теста, отщипывание, протыкание пальцами, похлопывание ладошками;
  • игра «Ямки», разминаем в руках тесто, затем кладем на стол, надавливаем указательным пальчиком, или сразу несколькими пальчиками одновременно и в получившиеся ямки предлагаем ребенку положить изюм или орех;
  • игра «Спрячь шарик», разминаем в ручках тесто, затем предлагаем ребенку спрятать шарик в тесто, и найти его, игру повторять несколько раз;

Непременным спутником детства и важнейшим инструментом игры — является игрушка.

Рекомендации по отбору детских игрушек

Сюжетно-образные игрушки: предназначенные для самостоятельных творческих игр, в которых отображаются впечатления детей об окружающем мире. К таким игрушкам относятся: куклы, фигурки людей и животных предметы игрового обихода, театральные, празднично- карнавальные и технические игрушки. При помощи игр с ними дети учатся действовать в воображаемой ситуации, проявляют максимум самостоятельности и социальную активность. Для детей до двух лет наиболее выразительна должна быть решена голова куклы или фигурки. В частности, чтобы выделялись глаза (подвижные), с незакрывающимися веками. Активизируют игру и дополнительные атрибуты: наборов одежды. Возрастает реалистичность игрушек: куклы, изображающие младенцев, мальчиков, девочек, взрослых людей, игрушечные животные.

Предметы игрового обихода: для детей раннего возраста рекомендуется готовая крупногабаритная мебель для игры с куклами, разнообразные предмета быта, соответствующие росту и размеру руки. Различная по тематике посуда: чайная, столовая, кухонная соразмерная руке ребенка и сомасштабная столу или шкафчику. Игрушечные коляски, санки, качели, должны отвечать среднему размеру куклы и росту ребенка.

Театральные игрушки: рекомендуются куклы персонажи бибабо (кошка, собачка, уточка) выполненные из ткани. Наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых героев сказок для настольного театра объемного и плоскостного.

Празднично-карнавальные игрушки: карнавальные шапочки (зайчики, мишки и пр.).

Технические игрушки: совочки, лопаточки, формочки для игр с песком, водой, снегом. Транспортные игрушки-крупные, изображающие предметы бытовой техники (телевизор, плита, часы)

Дидактические игрушки: матрешки, пирамиды, игрушки вкладыши (кубы, цилиндры, конусы). Игрушки с пришнуровывающимися, прилипающими деталями.

Дидактические игры с правилами: игры в кубики с предметными картинками, парные или разрезные, лото, кубики-вкладыши, домино.

Конструкторы и наборы строительных материалов: кубики и шарики с погремушками, постепенно учатся соединять два элемента и образовывать новые формы (домик, грибок).

Спортивные игрушки: тележки, каталки, беговел, самокат, велосипед 3х и 4х колесные), мячи разных размеров, кегли.

Музыкальные игрушки: музыкальные шкатулки, погремушки с бубенчиками, неваляшки с музыкальным устройством, барабан, бубен, металлофон, шкатулки-шарманки, губная гармошка, дудочки, игрушечное пианино.

Развивающие игрушки

Бизиборд (или развивающая доска, например, сегодня такая игрушка может выглядеть как паровозик или домик) – это новейшее изобретение педагогов-воспитателей, на доске (домике, паровозике), закреплены различные детали, механизмы, которые надолго могут увлечь детей раннего возраста.

Стандартного набора вещей, прикрепленных к такой развивающей доске, не существует, чаще всего в минимальном варианте это материалы различной фактуры, позволяющие ребенку просто получить тактильное представление о тех или иных предметах (это все еще и выглядит ярко и красиво).

Современные дизайнеры, прикрепляют к основе все те вещи, которые так интересуют детей раннего возраста. Тут могут быть и розетки со штепсельными вилками, и ручки от дверей шкафа, и круговые циферблаты телефона, и многое другое. Различные выключатели и кнопки, а также (в сложных версиях досок) простые осветительные приборы в рабочем состоянии – лампочки или фонарики, деревянные счеты, пуговицы, петли, крючки, колесики, шарики и шестеренки, часовые циферблаты, диски от телефона, пульты от телевизора.

Разнообразить бизиборд можно легкими конструктивными элементами – например, пластмассовыми фигурами (круг, квадрат, треугольник), которые можно тут же вставить в проемы соответствующей формы.

Рассуждая о пользе бизиборда, можно указать несколько моментов:

  1. Даже наиболее простой вариант развивающей доски предполагает ощупывание, а это развивает мелкую моторику.
  2. Получение любых новых ощущений однозначно стимулирует работу мозга, который должен переварить, систематизировать и запомнить полученную информацию. С таких простых упражнений начинается развитие человеческого мышления, которое значительно ускоряется благодаря бизиборду.

#1044;оска, которая содержит достаточно сложные составные конструкции может также способствовать развитию логики. На примере простых механизмов, вроде щеколд или замочков, он может самостоятельно сообразить, как работает такая конструкция, а также другие (подобные ей).

4. Бизиборд абсолютно безопасен, но при этом дает малышу все возможности для исследования окружающего мира.

Игрушки из фетра способны надолго увлечь ребенка. Занятия с пособиями из фетра формируют различные познавательные функции- восприятие, память, мышление, внимание, речь, а также научат ребенка застегивать пуговицы, липучки.

К развивающим игрушкам можно также отнести разнообразные книжки:

Книжка-гармошка раскладывается в гармошку, и малыш может сразу увидеть всю историю целиком.

Книжки в форме животного обычно содержат короткую историю про изображенного персонажа, встречаются такие книжки с подвижными частями.

Книжка с вращающимся кругом подходит детям от года для рассматривания вместе с взрослым, который рассказывает ребенку историю и побуждает его искать подходящих персонажей.

Книжки-задвижки, часто под скользящие задвижки, которые малыш должен отодвинуть, спрятана часть иллюстрации.

Книжки-потягушки, действующие по тому же принципу, изображающие какого-нибудь персонажа. Если потянуть за язычок внизу, домашний или лесной зверь открывает рот.

Серия книжек для ванной, которые в тёплой воде меняют цвет наверняка заинтересует малыша. На его глазах свершается чудо – в воде он может видеть спрятанные картинки.

Книжки с одним или несколькими персонажами на веревочке нравятся многим детям. Их можно использовать для чтения и одновременной наглядной демонстрации сюжета, а затем для самостоятельного рассматривания и игры малыша.

Мягкая книжка – с пальчиковыми куклами. Отверстие посередине переплёта позволяет кукольным героям появляться на любой странице, а также для использования кукольного театра.

Книжка-раскладушка, книжка-панорамка с фигурами, при раскрытии книжки фигуры поднимаются благодаря имеющимся разрезам.

Книжка погремушка со стихами, веселое игровое пособие, которое может греметь и трещать (сложив первую и последнюю страницу вместе).

Книжка-пианино, познакомит ребенка со звучанием различных инструментов, на каждой странице тексты песен с нотами.

Книжка-пазлы, с небольшим текстом(стишок) иллюстрированный большим пазлом.

Книжка с окошками, превращает чтение в увлекательную игру, развивает у ребенка любознательность, мелкую моторику и наблюдательность.

Книжка-тренажер одеваюсь сама, развивают мелкую моторику, самостоятельность, речевые навыки. Ребенок научиться застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки, а также завязывать шнурки и ленточки.

Книжки-трафареты, помогут ребенку легко запомнить буквы, облегчат процесс написания букв.

Книжка «Найди пару», разделена на 2 половины, на каждой половинке изображен предмет (животное и др.), а на противоположном- пара. Предметы и пара находятся не по порядку, чтобы их найти надо полистать книжку. Способствует развитию речи, внимания, памяти, логического мышления.

Книжки- попрыгунчики, ребенок слушает забавные стишки и прыгает вместе с главной героиней (лягушкой, кошкой, собачкой, зайкой).

Книжка- словарик малыша, ребенок видит предмет, видит слово это способствует развитию речи, мышления, вниманию, памяти.

Наборы картинок – представляют собой наборы небольших, удобных для руки ребенка, карточек с изображением. Это полезное пособие для развивающих занятий с ребенком. Существуют тематические наборы картинок, предназначенные для развития речи и освоения действия классификации, специальные наборы картинок для выстраивания сериационных рядов (по цвету, форме, размеру), а также сюжетные картинки, на которых изображены знакомые ребенку сказочные мотивы или бытовые ситуации, предназначенные для рассматривания и составления рассказов с опорой на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста

Данные рекомендации могут использоваться как родителями так и педагогами для развития двигательной активности детей раннего возраста....

Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста

Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...

Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности детей раннего возраста.

Здоровый малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому особое внимание уделяется овладению ребенком основ двигательной активности, учитывая возрастные и психологические во...

Тренинг для родителей вновь принятых детей «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления орг...

Как организовать жизнедеятельность ребенка раннего возраста в условиях семьи.

       Уважаемые родители, каждый из Вас желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался. В этом стремлении поможет правильная организация режима дня....

Познавательно-исследовательская активность ребенка раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность путем создания проблемных ситуаций и экспериментирование.

Развитие познавательной активности у детей важный вопрос  на сегодняшний день.Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим...

Методические рекомендации для родителей по развитию исследовательской активности ребенка раннего возраста в условиях семьи

Методические рекомендации для родителей по развитию исследовательской активности ребенка раннего возраста в условиях семьиОрганизация игрового пространства  все игры и пособия ребенка можно разде...