Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
статья

Насибуллина Светлана Владимировна
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования возраста Ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра. Главное новообразование - новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений: осознание своих качеств, себя во времени, открытие своих переживаний (Д.Б.Эльконин). Главный итог развития всех видов деятельности - формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание. Ведущая деятельность Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в дошкольном возрасте, - не мешать им играть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком

в данном возрасте.

План:

1. Новообразования дошкольного возраста.

2. Ведущая деятельность.

3. Когнитивное развитие дошкольного возраста.

4. Личностная и эмоциональная сфера.

5. Кризис 7 лет.

Новообразования возраста

Ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра.

Главное новообразование - новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений: осознание своих качеств, себя во времени, открытие своих переживаний (Д.Б.Эльконин).

Главный итог развития всех видов деятельности - формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Ведущая деятельность 

Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в дошкольном возрасте, - не мешать им играть

Когнитивное развитие

Внимание: увеличивается концентрация, объем и

устойчивость; появляются элементы произвольного

и после произвольного внимания, появляется опосредованное внимание.

Речь: отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы.

Память: преобладает-непроизвольная образная память; возникает произвольная и словесно-смысловая память.

Мышление: внеситуативное, появляется мыслительная операция: рассуждение; возникают попытки объяснить явления и процессы; экспериментирование.

Личностное и эмоциональное развитие

Дошкольники начинает из мира предметов переходить в мир отношений (история отношений)

Развивается способность к эмпатии и рефлексии (алекситемия)

Потребность возраста: быть хорошим для значимых взрослых

Уязвимость чувств

Пик детских страхов: так как фантазия и образное мышление развита хорошо, а критичность и логика- еще нет.

«Эмпатия и рефлексия - важные составляющие эмоционального и социального интеллекта, они определяют качество жизни человека намного больше, чем академическая успеваемость»

Л. Петрановская

Кризис осознания смерти (Пернилла Стальельт «Книга о смерти») Года четыре был я бессмертен, Года четыре был я беспечен, Ибо не знал я о будущей смети, Ибо не знал я, что век мой не вече С. Маршак

Привязанность ребенка развита на высоком уровне, есть опасность развития парентификации

О чем могут говорить…? Слова мамы: я не знаю как оставить моих мужчин, постоянно о чем-то спорят, ссорятся. И/Или У ребенка в этом возрасте часто встречаются: заболевания, плач, ночные страхи, энурез.

Эдипов комплекс

Задача ребенка: признать, что папа главный, что он первый завоевал свою жену

Задача отца: показать что он главный, что он добился такую женщину как мать, отец ее муж, и ребенок не сможет им стать.

Далее сын инициируется с отцом, пытается стать таким же крутым и сильным. И далее ему легко пережить отделение от матери.

Задача матери: предать, отпустить. Выдержать то что такой сладкий, хороший мальчик любит тебя

Рассказывание семейных историй

Комплекс Электры:

Признать факт, что это женщина

Женственность-это хорошо

Рассказывание семейных историй

Установление границ каждого члена семьи

Кризис 7 лет

Изменения на физиологическом уровне: перестраивается иммунная система; соревают участки мозга, ответственные за логическое мышление, и за способность к произвольной деятельности; созревание лобных долей: способность к обобщению

Изменения в отношениях и привязанности: целостный обобщенный образ родителя, далее следует сепарация

Дональд Вудз Винникотт

Некоторые мамы функционируют как бы в двух плоскостях. На одном уровне (можно назвать его верхним) они хотят только одного — чтобы ребенок вырос, вышел из-за ограды, пошел в школу, вышел в мир. Но на другом, более глубоком, как я думаю, и на самом деле, не сознаваемом, они не могут допустить, что ребенок станет свободен. Здесь, в глубине души, где логика не имеет большого значения, мать не может отказаться от самого для нее драгоценного, от своей материнской роли — ей легче чувствовать себя матерью, когда ребенок во всем зависим от нее, чем когда он, по мере роста, становится все более отдельным, независимым и непослушным. И ребенок очень хорошо это понимает. Хотя ему хорошо в школе, он изо всех сил бежит домой и каждое утро будет кричать и плакать, лишь бы не идти в эту самую школу. Он чувствует, что виноват перед вами, потому что вы не можете смириться с потерей, не можете отослать его прочь, такова уж ваша природа. Для него было бы легче, если бы вы были рады избавиться от него на какое-то время, но также рады увидеть его снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте»

Наши дети - это наша старость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость,Плохое воспитание - это наше будущее горе,Это наши слезы,Это наша вина перед другими людьми.А.С. Макаренко...

Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».

Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...

Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...

Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...

Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...