rditelskoe_sobranie_razvitie_matematicheskih_predstavleniy_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta
презентация

Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд1) Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Б. Паскаль

(слайд2) Цель: способствовать формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
План проведения:
1. выступление воспитателя (изучение математики в старшем дошкольном возрасте);
2. демонстрация методов обучения детей математике старшего возраста;
3. сообщить родителям о знаниях, которые должны быть у ребенка к концу учебного года;

4. выступление логопеда;
5. общие вопросы;

6. итог собрания.

(слайд3) Актуальность проблемы

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

В современном мире начало школьного обучения сдвинулось к шести годам, жизнь ребенка наполнена обилием информации, сейчас повышено  внимания к компьютеризации,  процесс обучения становиться более интенсивным.

В связи с этим у  родителей появляется стремление, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. А надо ли это делать? Сегодня мы расскажем, что узнают, чем занимаются наши дети на занятиях по математике.

(слайд4) Невозможно переоценить значение развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Дети:

  • Осваивают умственные действия - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию, систематизацию
  • Учатся решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
  • Формируются  умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
  • Познают пространственные отношения между предметами, учатся устанавливать соответствующие связи, знакомятся с формой предметов, их величиной.
  • Воспитывается познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

(слайд5) Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. У дошкольников есть большая потребность в игре и желание играть. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

(слайд6) Обучение математике в старшей группе идет в нескольких направлениях:

  1. Счет, знакомство с  числами и цифрами
  2. Работа с множествами
  3. Ориентировка во  времени и  пространстве
  4. Знакомство с геометрическими фигурами
  5. Игры, задачи на логическое мышление

(слайд7) Количество и счет

В старшей группе детей учат считать в приделах 10. Предметы в количестве до пяти надо учить ребенка видеть, не считая. Учимся считать молча, про себя. В зависимости от возможностей детей.

Мы учимся считать: прямым (количественным) счетом, обратным, порядковым, считаем в заданных интервалах. Необходимо уточнить представления о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, от расстояния и пространственного расположения. Дети должны уметь считать предметы, расположенные по вертикали, кругу, в виде числовых фигур. Необходимо учить детей считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении (справа налево, слева направо, сверху вниз) при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды.  А вот считая предметы по порядку, необходимо условиться, с какой стороны надо начать счет, так как именно от этого зависит результат счета.

(слайд8) Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов.  Знакомимся с составом чисел до 5(показ)

Знакомимся с соседями числа, маленький и большой братец.  

Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами. Детям объясняют, что цифра нужна, чтобы обозначить число. Произнося число, мы его не видим, а записав – видим его. С помощью чисел мы считаем, а с помощью цифр записываем. Соотнося определенную цифру с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами. Дети делают образные сравнения (единица, как солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, только у цифры семь есть «козырек» и т. п.). Знакомим с цифрами первого десятка (с цифрами от 1 до 5 дети уже познакомились в средней группе).

(слайд9) Особое внимание заслуживает «запись» числа 10. Она состоит из двух цифр – единицы и нуля. Цифра 0 есть, числа 0 нет. Объясняем детям, что цифр всего 10 (0123456789), а с помощью их мы можем записать много, много чисел.

В старшей группе мы не рисуем цифры, но если вы это делаете дома, то необходимо показать детям правильный алгоритм их написания (показ презентации, памятки)

(слайд 10) Игры с пальчиками. 

(слайд11-13) Программа старшей группы предусматривает сравнение двух множеств, знать, какое из чисел больше, а какое меньше, как из неравенства сделать равенство, а из равенства сделать неравенство.  Сравниваем множества. Сначала ставим между ними знаки равно, не равно. Затем переходим к знакомству со знаками больше, меньше. Все это проходит последовательно, с усложнением (слайд)

(слайд14) Ознакомление с геометрическими фигурами

Закрепляем знания о геометрических фигурах.  Плоские: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, ромб, трапеция. Объемные: (тела) шар, куб, цилиндр, пирамида, параллелограмм, призма, конус ( показ) В старшей группе детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, обруч, тарелка – круг; крышка стола, стена, пол – прямоугольник; платочек – квадрат; косынка – треугольник; стакан – цилиндр. Определять геометрическую форму в предметах дети могут, рассматривая картинки, окружающие предметы групповой комнаты, оборудование участка.

(слайд15) Рассматриваем похожие фигуры, находим сходство и разницу.  Учимся видеть из каких плоских геометрических фигур состоят объемные. В подготовительной группе- «паспорт» фигуры. Подготовка к основам геометрии. Находим на ощупь (чудесный мешочек – показ). Учимся называть фигуры словами, состоящими из двух основ. Считаем количество углов- 5, добавляем слово «угол»- пяти угольник и т.д. Называем все фигуры, которые входят в понятие «четырехугольник».

Детей старшего дошкольного возраста можно подвести к элементарному обобщению знакомых фигур по разным признакам. Для этого каждый ребенок получает конверт с набором геометрических разного размера и цвета.  Детям дается задание сгруппировать фигуры по признаку величины, независимо от формы; по признаку формы, независимо от величины и цвета; по цвету, независимо от формы и величины; выделить две группы: округлые и угольные фигуры. При выполнении задания дети должны сопровождать свои действия описанием.

Чтобы у ребенка не возникало неверного представления о геометрической фигуре, как фигуре определенного внешнего вида,  мы работаем с геометрическими фигурами разной конфигурации (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и др. треугольники; четырехугольники разного вида – квадраты, прямоугольники, ромбы). Это позволит детям научиться осознано, выделять основные признаки геометрических фигур.

Набор мелких геометрических фигур можно использовать в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Ребенку даются задания разной сложности. Например:

Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

Работа по собственному замыслу (просто человека)

Овладение пространственными и временными представлениями

В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко.

Новая задача – научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенок должен выполнять задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был волк, а сзади медведь; сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Никита и т.д.

Кроме того, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы заяц, слева от куклы пирамида; впереди Ани окно, над головой Ани лампа. Использовать в речи: над, под, за, перед, после, до, сзади, спереди.

Развивая у детей правильную ориентацию в пространстве, следует понимать, что дошкольники должны не только устанавливать собственное положение в пространстве и ориентацию предмета относительно собственного тела, но и все, что связано с положением любого тела в пространстве, на плоскости и на линии (показ)

Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени.

Дети знают  части суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), начинают различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера.

В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. Цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

На каждом занятии по математике мы отводим 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям задаем вопросы:

— Какой сегодня день недели?

— Какой день недели был вчера?

— Какой день недели будет завтра?

— Какое время суток последует за вечером? И др.

Но и в повседневной жизни  необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?». Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т.д.

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют пословицы, загадки в которых упоминаются те или иные числительные.

Предлагаю вам отгадать:

  • 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)
  • На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)
  • 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)
  • Для пяти мальчиков - пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)
  • 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)

Задание для родителей: кто больше знает пословиц  с числами.

Беда не приходит одна

От любви до ненависти, один шаг.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Один раз в год и палка стреляет.

Одна голова хорошо, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Два сапога – пара

Обещанного три года ждут.

Заемное три года ждут, на четвертый забывают.

Пятое колесо в машине.

Бешеной собаке и пять километров не круг.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глаза.

Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Если есть сто рублей - будет много друзей.

Сто рублей есть, так и правда твоя.

Верный друг лучше сотни слуг.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Занимательные математические вопросы, задачи шутки способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Решаем с родителями:

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.

- 6 ног, 2 головы, 2 руки, 1 хвост

- На березе было 3 ветки, на каждой ветке росло 3 яблока. Сколько всего выросло яблок?

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.

- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)

- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)

- Если правая рука справа, то левая… (слева.)

- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.

Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме. Сначала дети откладывают счетные палочки, затем считают на пальцах, потом в уме.

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

2 - под березой,

1 - у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их сможет сосчитать?

В снег упал Сережка,

А за ним Алешка.

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.

(слайд17) Советы родителям:

  • Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
  • Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
  • Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
  • Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
  •  Не ругайте, а учите!
  • Помощь при выполнении заданий должна быть в форме совета.}
  • Объясняйте ребѐнку, что его неудачи  – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал.
  • Чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.