Консультация для родителей: "Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора"
консультация (старшая, подготовительная группа)

ТОЛСТЕНКО ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Чрезвычайно важно вернуть утраченные человеческие ценности, отражённые и закреплённые в опыте народа, его самобытности, в неповторимой народной культуре, восстановить связь времён. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»

«Только тот, кто любит, ценит и    

уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».                                                                                                                                                                         С. Михалков      

Picture background В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния. В традиционной культуре казаков все компоненты обобщены, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает обще интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Казачий фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей, драматизаций. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Первое знакомство ребёнка с музыкальным казачьим фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием. Детский казачий фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей уже с 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые приемлемы для детей старшего возраста. Яркая образность музыкального языка казачьих напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения. Обучение детей музыкальному наследию казачества должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности- музыки, ритмики, казачьего пляса,  театра, изобразительного искусства, труда. К музыкальному фольклору казаков принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее). С казачьими песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки - пестушки, как: "Петушок”, "Лады, лады”, "Заинька”, "Солнышко”, "Говорок” и т.д. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Работая с малышами над музыкально ритмическими движениями, я использую такие игры - хороводы: «А во поле липонька»,  « Все бы я на горушку ходила», « Ох, аленький, лазоревый цветок», «Ой, сад во дворе», «Завивайся березка» и т.д. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Казачьи подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: "Сети», «Клубочек», «Горшки», «Кот на квашне», «Коза», «Колечко» и др. Песни Донских казаков, отличающиеся особым колоритом, учат выразительному, непринужденному пению, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми компонентами, способствуют быстрому, легкому запоминанию и усвоению. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком. При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективны приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формирует правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускается подражательность педагогу, а затем полная самостоятельность при музицировании. Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно игровых жанров, развитию творческой активности детей.  Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала. Основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к казачьим традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы Донского фольклора. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к казачьим традициям: посиделки, праздники, тематические вечера, театральные постановки, игры – драматизации, викторины и т.д.

Используемая литература: 

1. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – Ростов-наДону, 2005 2. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А Методические рекомендации к реализации программы «Родники Дона». – Ростов-на-Дону, 2005 3. А.В. Венков (отв. ред.) История донского казачества. г. Ростов-на-Дону, Логос, 1992 г. 4. К.Е. Хмелевский, Е. Демешина. История донского края. Ростовское кн. изд., 1976 г. 5. И.К. Пархоменко – Русские песни казаков Дона и Кубани. – Краснодар, 1998 г.

Интернет-ресурс: 

chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://gart61.npi-tu.ru/assets/files/pedagogi/konsult.dlya-roditelej..pdf  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора"

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора"...

презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.

Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

В русском фольклоре адресованные детям потешки, прибаутки, песенки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.Цель их – развитие духовно-нравственных качеств л...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»

Консультация для родителей«Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора»

Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»

Консультация для родителей«Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»...