Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством художественной литературы» -1
статья (старшая группа)

Ни для кого не секрет, что сегодня дети и экономика неразрывно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ребенок растет, и знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является знакомство детей с основами  финансовой грамотности.   

Можно ли увлечь детей рассказами о финансах в столь юном возрасте? Это задача трудная, но решаемая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей группы «Почемучки»:

 «Формирование основ финансовой грамотности

старших дошкольников

посредством художественной литературы»

Уважаемые родители!https://dopportal.amurobl.ru/images/events/cover/fed9faf4abeb5fd5fb3e4d606d93bc58_big.jpg

Ни для кого не секрет, что сегодня дети и экономика неразрывно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ребенок растет, и знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является знакомство детей с основами  финансовой грамотности.  

Можно ли увлечь детей рассказами о финансах в столь юном возрасте? Это задача трудная, но решаемая.

Чтение художественной литературы

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка - источник мудрости - с древнейших времен применяется как уникальный инструмент для обучения и воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Множество сказок учат наших детей понимать мысли, поступки, действия героев, воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность, знакомит с экономическими понятиями: продажа, обмен, ресурс, потребности.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.  

Выгодный обмен

https://img.flandosales.ru/images/products/1/8175/717340655/700-nw.jpg Разберем всеми известную русско-народную сказку «Бобовое зернышко». Петушку, подавившемуся бобовым зернышком, требуется масло, чтобы извлечь из горлышка зерно. Главная героиня – курочка, имея доброе сердце, протягивает руку помощи своему собрату. Не имея ничего, она просит масло у хозяюшки, но та, в свою очередь, соглашается оказать ей данную услугу в обмен на коровье молоко. Курочка, отчаянно просит помощи у коровы, но и кормилица просит что-то взамен и так по цепочке.https://www.bookvoed.ru/files/1836/32/58/36/8.jpeg

Вывод: за любую взятую или одолженную нам вещь мы должны отдать что-либо взамен. В наше время текущий обмен выполняется на денежную валюту, которую, опять-таки, мы получаем за свой собственный труд. Заработав свои собственные деньги, мы в первую очередь распоряжаемся, куда их внести, на что их потратить и на что отложить. Таким образом, вырабатывая в себе бережливость.

Кроме того, эта сказка идеально показывает нам всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление.

Заработал – береги! («Один заработанный рубль»)

Эта белорусская сказка имеет и другое название — «Свои деньги». Главный герой — ленивый сын, который не хотел работать и все время спал на сеновале. Однажды отец сказал ему, что пора самому зарабатывать деньги. Парень опечалился и заплакал.

Мать пожалела его, тайком дала металлический рубль и предложила сыну пойти погулять где-нибудь, а вечером отдать деньги отцу. Парень так и сделал. Отец не поверил и бросил рубль в огонь. Понял сын, что отца не проведешь, и отправился искать работу. Весь день он трудился и в конце дня принес домой свой заработок. Когда отец снова бросил деньги в огонь, парень в страхе подбежал и стал доставать их из печного жара. И этот поступок доказал отцу, что монеты действительно были заработаны.

Вывод. Сказка учит ценить деньги и понимать, что достаются они тяжелым трудом, поэтому нельзя их тратить бездумно. В сюжете прочитывается и урок для родителей: не нужно баловать детей и поощрять в них лень, иначе из них вырастут потребители, которые и во взрослом возрасте будут жить за счет папы и мамы.

 

Скупой платит дважды!

Сказка С. Михалкова «Три поросёнка» учит детей отдавать предпочтение качеству. Этот навык пригодится и в бизнесе, и в быту. Лучше построить добротный дом, приобрести хорошую вещь, которая прослужит долго, чем впоследствии подсчитывать убытки, пытаясь сэкономить на качестве.

Предприимчивость никто не отменял! https://pictures.pibig.info/uploads/posts/2023-04/1680931759_pictures-pibig-info-p-kot-v-sapogakh-illyustratsii-pinterest-31.jpg

В сказке «Кот в сапогах» мы видим, как кардинально поменялась вся жизнь парнишки или, как его стали называть, Маркиза де Карабаса, благодаря умению кота рекламировать качества хозяина

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

  • сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения: народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон»;
  • сказки, отражающие ценность понятия «труд»: «Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе»;
  • сказки об обмене: «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Умный работник»;
  • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»: К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета», гр.н.с. «Заработанный рубль», р. н. с. «По копейке блёстка»;
  • сказки, помогающие понять значение таких качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность: Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал», р.н.с. «Лисичка со скалочкой

Благодаря сказке, происходит расширение понятий и представлений детей об окружающем мире, развиваются социальные навыки (дружелюбие, терпение, стремление помочь, общительность, потребность делиться, усердие, необходимые для полноценного развития финансово грамотной личности.  

Уважаемые родители! Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания и использовать их в своей будущей жизни.

Подготовили: воспитатели группы «Почемучки»

Цымбал Т.В., Кокина Н.А.

Источник: https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/11-krutykh-skazok-dlya-povysheniya-finansovoi-gramotnosti-rebenka/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

В материале представлены различные аспекты формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Даны рекомендации для родителей, как правильно ребенка приучать к миру финансов, с какого возраста ...

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Если хочешь быть богатым,Нужно быть финансово грамотным.Роберт Кийосаки....

Консультация для родителей "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове ...

Консультация для родителей “ Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста”

Консультация для родителей “ Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста&rdquo...