Консультация для родителей «Поведение детей в транспорте»
консультация

Зайцева Анастасия Владимировна

Консультация для родителей «Поведение детей в транспорте»

 

Совместные поездки детей и родителей в общественном транспорте дают возможность детям закрепить полученные знания о правилах поведения в обыденной жизни. Всем давно известно, что дети — тонкие психологи, они наблюдают за поведением окружающих взрослых, анализируют его, а затем и сами пробуют свои силы. Дети, попав в общественный транспорт, необычайно радуются этому событию. А взрослые стараются поскорее усадить свое чадо на сиденье. Стоит задуматься, всегда ли это оправданно. Как часто мы, взрослые люди, сетуем на то, что молодежь не желает уступать место взрослым. А ведь в этом есть и наша вина. Приведем пример правильного поведения в транспорте. Мама, зайдя с сыном в метро, присела на сиденье сама, а сыну сказала: 

«Постой немного, сынок, ты ведь мужчина». 

В данном случае мама поступила очень мудро. Такой ребенок всегда будет внимателен к окружающим. С общественным транспортом мы имеем дело каждый день, а поэтому следует рассказать детям основные правила поведения в транспорте: 

• Стоя на остановке, не следует кричать, бегать и прыгать, это 

мешает окружающим.  

• Нужно спокойно подождать, пока подошедший транспорт 

остановится.  

• Следует подождать, пока выйдут пассажиры, а затем войти 

самим, не забывая пропускать пожилых и больных людей.  

• Нужно оплатить проезд и пройти внутрь салона, чтобы не мешать 

остальным.  

• Во время поездки вести себя тихо и спокойно, разговаривать 

негромко.  

• В транспорте не принято кушать.  

• В метро, на эскалаторе стоит быть предельно внимательными: 

родители держат за руку детей, сами держатся за поручни.  

«Лестница-чудесница» в метро вызывает у детей живой интерес, но и некоторый страх: так быстро она убегает вниз, и можно упасть. Объясните детям, что надо быть внимательным и не отходить от родителей, сойти быстро, не задерживая других.  

Для уточнения знаний полезно обыграть эти правила. Например, можно попросить ребенка рассказать и о правилах поведения в общественном транспорте любому сказочному персонажу или представить ситуацию с игрушечным транспортом. Закреплению полученных знаний способствуют чтение и заучивание стихотворений: 

Я. Пишумова «Азбука города», М. Пляцковского «Светофор», 

О. Бедарева «Если бы.», С. Михалкова «Шагая осторожно», 

В. Семернина «Запрещается — разрешается!». 

Словарь добрых слов и выражений для больших и маленьких 

Вас не затруднит? 

Вы выходите? 

Пожалуйста, не говорите громко.  

Не надо шуметь.  

Место свободно? 

Осторожно! 

Проходите.  

Позвольте пройти.  

Передайте на билет, пожалуйста.  

Сколько стоит билет? 

Уступите, пожалуйста, место.

 

Безопасность детей в общественном транспорте

Когда человек заходит в автобус, трамвай или метро, он становится пассажиром. С этого момента наступает ответственность, которая сопровождается соблюдением определенного перечня правил. Ответственность перед кем? В первую очередь перед собой для обеспечения безопасности.

Дети должны учитывать ряд важных моментов, как и взрослые. Если человек сопровождает малолетнего ребенка, есть определенные особенности его перевозки, за соблюдение которых в ответе взрослый. Дети, пользующиеся транспортом самостоятельно, должны быть ознакомлены с правилами пользования общественным транспортом.

Оглавление:

  • Безопасное поведение детей в общественном транспорте
  • Ребенок в метро
  • Ребенок в автобусе и троллейбусе
  • Как действовать в случае пожара и ДТП

 

 

Безопасное поведение детей в общественном транспорте

Родителям на заметку: если ребенку что-то не объяснить, он попросту этого не будет знать. Многие очевидные постулаты, актуальные для взрослых, для детей не такие уж незыблемые. Выход простой – перед тем, как отправить ребенка куда-то без сопровождения родителей, с ним нужно поговорить о том, какие существуют правила безопасности в транспорте для детей.

Среди них следующие:

  • Нельзя подходить слишком близко к дороге. Становиться на бордюр тоже не рекомендуется, особенно в гололед.
  • Нужно оценивать траекторию движения транспортного средства, следить за его направлением во время снижения скорости и подъезда к остановке.
  • В общественный транспорт заходят, держась за поручень.
  • Если ребенок младше 7 лет, родитель должен держать его за руку. Второй рукой малыш держится за поручень.
  • Нельзя останавливаться возле дверей.
  • Нужно держаться за один из имеющихся поручней, пока не появится возможность присесть.
  • Запрещается высовывать руки и голову из открытых окон транспорта.

Обратите внимание на то, что ребенка можно посадить в общественный транспорт без сопровождения взрослого в случае, если он достиг возраста 7 лет. Раньше этого делать не рекомендуется. Заранее подготовьте малыша к такому ответственному процессу.

Проезд после наступления семилетнего возраста оплачивается в полной мере. В зависимости от особенностей тарификации в регионе цена может отличаться. Также в некоторых населенных пунктах и по ряду маршрутов действуют отдельные правила, предусматривающие возможность проезда ребенком по неполной цене (со скидкой), например, в учебное время.

Примерно с 3-4 лет родители должны объяснять детям, как они добираются до определенных мест. Обучение детей правилам безопасности осуществляется с этого же возраста. Ребенок должен четко осознавать, что он вместе с мамой, папой или другим взрослым куда-то едет. Цель этого – попасть в расположенную на большом расстоянии от текущего местоположения точку города, региона, страны в целом.

На коротких маршрутах нужно акцентировать особое внимание. Рассказывайте малышу, почему маршрутка, автобус или троллейбус останавливаются. Перечисляйте названия улиц, объясняйте, по какой причине сейчас мы едем по улице Пушкина, а через пару минут это уже будет проспект Свободы. Учите различать «лево» и «право», понимать суть поворотов. Дети к 6 годам должны четко представлять в воображении самые частые пути следования, ориентируясь по названиям остановок и опознавательным знакам, местам, которые запомнили.

 

 

Ребенок в метро

В метро для детей младше 7 лет проезд бесплатный. При этом отдельное место не предоставляется – малыш находится на руках у взрослого, который его сопровождает.

Безопасность детей в общественном транспорте на эскалаторе:

  • держаться за поручень;
  • находиться по правую сторону;
  • стоять лицом по направлению движения;
  • не прикасаться к недвижимым частям.

Детей до 7 лет для перемещения на эскалаторе рекомендуется брать на руки.

На платформе действуют следующие правила:

  • запрещено заходить за ограничительную линию (нужно показать ребенку, как она выглядит);
  • необходимо освободить место, чтобы пассажиры могли выйти;
  • заходить в вагон разрешается после того, как желающие покинуть вагон пассажиры это сделают (при разъяснении ребенку нужно сделать на это акцент).

Если ребенок младше 7 лет, на платформе его нужно держать за руку.

Правила безопасности детей для родителей в вагонах метро:

  • нельзя прислоняться к двери вагона;
  • нужно держаться за поручень;
  • заранее готовиться к выходу;
  • после объявления о закрытии двери следует прекратить высадку и посадку.

Объясните детям, где находятся удобные для них поручни. Также нужно показать устройство «пассажир-машинист», которое можно активировать для обеспечения связи при появлении экстренной ситуации.

 

 

Ребенок в автобусе и троллейбусе

Правила поведения безопасности детей на общественном транспорте (автобус, троллейбус) можно объединить в такое нехитрое руководство:

  • Перед посадкой нужно подождать, пока желающие покинуть транспорт люди выйдут. Для этого освобождается проход.
  • Задерживаться у дверей не нужно – сзади идут люди, и ребенок должен помнить об этом.
  • Нельзя вымазывать ногами сидение и другие предметы – ноги держатся всегда под наклоном вниз.
  • В транспорте не едят. Особенно это касается пирожного, мороженого, пирожков и др. Ограничьте потребление напитков – во время поездки можно нанести вред здоровью.
  • Шум – не лучший спутник поездки. Объясните ребенку, что кричать и громко разговаривать нельзя.
  • Покажите, как держаться за поручни, чтобы не упасть. Опора должна быть до тех пор, пока транспортное средство не остановится. Тогда можно отпустить поручень, чтобы выйти. Во время выхода рекомендуется тоже держаться.

Как уже было отмечено, в возрасте до 7 в транспорте родитель держит ребенка на руках. Таких мест в троллейбусах и автобусах несколько. Количество может зависеть от вместимости транспорта. Как правило, первые два предназначены для инвалидов, пассажиров с детьми, пожилых людей и беременных женщин. Располагаются они за водителем.

Не забывайте учить малыша вежливо обращаться с другими людьми, уступать место представителям перечисленных выше категорий граждан.

Где должны быть ремни безопасности? Все автобусы, которые занимаются перевозкой пассажиров в междугородном направлении, оборудуются ремнями безопасности.

Должно ли предоставляться детское кресло для малышей? Аналогично описанному выше правилу введено в действие сопутствующее. В соответствии с ним в автобусах, которые предоставляют услуги междугородных перевозок (таковыми считают путь следования более 50 км), должны размещаться отдельные места для перевозки пассажиров
в возрасте от 0 до 12 лет. Детские удерживающие устройства выглядят, как специальные кресла, оснащенные ремнями безопасности.

 

 

Как действовать в случае пожара и ДТП

Чтобы безопасность детей на транспорте сохранялась даже в сложных экстренных условиях, нужно ознакомить их со сводом основных правил, среди которых следующие:

  • Находиться нужно посредине салона – это увеличивает шанс избежать повреждения в случае ДТП.
  • Сидячие места наиболее безопасные. Если ребенок заметил, что в салоне есть предметы, которые находятся под напряжением, ничего нельзя касаться руками и другими частями тела. Нужно как можно быстрее выйти на улицу, сохраняя спокойствие.
  • Если из-за аварии или пожара пассажиры начали паниковать, возможна давка. Решение проблемы – воспользоваться аварийным выходом, вырвав шнур и выдавив стекло (иногда вместо шнура устанавливается кнопка).
  • При возникновении пожара нужно покинуть салон. Если это невозможно сделать, следует оценить своё местонахождение. Когда огнетушитель находится рядом, оборудование снимается и применяется для тушения огня.
  • Если автобус или троллейбус падает в воду, нужно дождаться, когда он наполнится водой наполовину. Далее ребенок ныряет и плывет к выходу, пересекает его, выплывает наружу.
  • При пожаре нужно позвонить по номеру 112, а также оповестить водителя, если ранее это не было сделано.
  • В любой сложной ситуации можно воспользоваться кнопкой для аварийного открывания двери и обеспечения свободного доступа к выходу.

Объясните ребенку, что в случае ДТП или при пожаре нужно сохранять спокойствие. Паника и медлительность крайне нежелательны. Решения и действия должны быть последовательными, взвешенными – в таком случае можно доверить ребенку использовать самостоятельно общественный транспорт. Безопасность, перевозка детей регламентируются основными правилами, и это касается не только метро, но и троллейбусов. Расскажите детям о возможных последствиях их нарушений, дайте дельные советы на практике, находясь вместе с ними в салоне автобуса.

 

Итог

Очень важно ознакомить детей с правилами проезда в общественном транспорте заранее, еще задолго до момента, когда родители могут отпускать малыша «путешествовать» по городу самостоятельно.

Взрослым тоже не нужно забывать о правилах перевозки маленьких детей, держать их за руку, следить за безопасностью. Особенно это касается поездок в метро и пересечения междугородных сообщений. Обратите внимание, что от того, насколько вы осторожны, как емко и понятно сможете преподнести информацию малышу, зависит его поведение в транспорте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_bezopasnost_v_transporte.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Поведение детей в транспорте»

Совместные поездки детей и родителей в общественном транспорте дают возможность детям закрепить полученные знания о правилах поведения в обыденной жизни. Всем давно известно, что дети — тонкие психологи, они наблюдают за поведением окружающих взрослых, анализируют его, а затем и сами пробуют свои силы. Дети, попав в общественный транспорт, необычайно радуются этому событию. А взрослые стараются поскорее усадить свое чадо на сиденье. Стоит задуматься, всегда ли это оправданно. Как часто мы, взрослые люди, сетуем на то, что молодежь не желает уступать место взрослым. А ведь в этом есть и наша вина. Приведем пример правильного поведения в транспорте. Мама, зайдя с сыном в метро, присела на сиденье сама, а сыну сказала: 

«Постой немного, сынок, ты ведь мужчина». 

В данном случае мама поступила очень мудро. Такой ребенок всегда будет внимателен к окружающим. С общественным транспортом мы имеем дело каждый день, а поэтому следует рассказать детям основные правила поведения в транспорте: 

• Стоя на остановке, не следует кричать, бегать и прыгать, это 

мешает окружающим.  

• Нужно спокойно подождать, пока подошедший транспорт 

остановится.  

• Следует подождать, пока выйдут пассажиры, а затем войти 

самим, не забывая пропускать пожилых и больных людей.  

• Нужно оплатить проезд и пройти внутрь салона, чтобы не мешать 

остальным.  

• Во время поездки вести себя тихо и спокойно, разговаривать 

негромко.  

• В транспорте не принято кушать.  

• В метро, на эскалаторе стоит быть предельно внимательными: 

родители держат за руку детей, сами держатся за поручни.  

«Лестница-чудесница» в метро вызывает у детей живой интерес, но и некоторый страх: так быстро она убегает вниз, и можно упасть. Объясните детям, что надо быть внимательным и не отходить от родителей, сойти быстро, не задерживая других.  

Для уточнения знаний полезно обыграть эти правила. Например, можно попросить ребенка рассказать и о правилах поведения в общественном транспорте любому сказочному персонажу или представить ситуацию с игрушечным транспортом. Закреплению полученных знаний способствуют чтение и заучивание стихотворений: 

Я. Пишумова «Азбука города», М. Пляцковского «Светофор», 

О. Бедарева «Если бы.», С. Михалкова «Шагая осторожно», 

В. Семернина «Запрещается — разрешается!». 

Словарь добрых слов и выражений для больших и маленьких 

Вас не затруднит? 

Вы выходите? 

Пожалуйста, не говорите громко.  

Не надо шуметь.  

Место свободно? 

Осторожно! 

Проходите.  

Позвольте пройти.  

Передайте на билет, пожалуйста.  

Сколько стоит билет? 

Уступите, пожалуйста, место.

Безопасность детей в общественном транспорте

Когда человек заходит в автобус, трамвай или метро, он становится пассажиром. С этого момента наступает ответственность, которая сопровождается соблюдением определенного перечня правил. Ответственность перед кем? В первую очередь перед собой для обеспечения безопасности.

Дети должны учитывать ряд важных моментов, как и взрослые. Если человек сопровождает малолетнего ребенка, есть определенные особенности его перевозки, за соблюдение которых в ответе взрослый. Дети, пользующиеся транспортом самостоятельно, должны быть ознакомлены с правилами пользования общественным транспортом.

Оглавление:

  • Безопасное поведение детей в общественном транспорте
  • Ребенок в метро
  • Ребенок в автобусе и троллейбусе
  • Как действовать в случае пожара и ДТП

Безопасное поведение детей в общественном транспорте

Родителям на заметку: если ребенку что-то не объяснить, он попросту этого не будет знать. Многие очевидные постулаты, актуальные для взрослых, для детей не такие уж незыблемые. Выход простой – перед тем, как отправить ребенка куда-то без сопровождения родителей, с ним нужно поговорить о том, какие существуют правила безопасности в транспорте для детей.

Среди них следующие:

  • Нельзя подходить слишком близко к дороге. Становиться на бордюр тоже не рекомендуется, особенно в гололед.
  • Нужно оценивать траекторию движения транспортного средства, следить за его направлением во время снижения скорости и подъезда к остановке.
  • В общественный транспорт заходят, держась за поручень.
  • Если ребенок младше 7 лет, родитель должен держать его за руку. Второй рукой малыш держится за поручень.
  • Нельзя останавливаться возле дверей.
  • Нужно держаться за один из имеющихся поручней, пока не появится возможность присесть.
  • Запрещается высовывать руки и голову из открытых окон транспорта.

Обратите внимание на то, что ребенка можно посадить в общественный транспорт без сопровождения взрослого в случае, если он достиг возраста 7 лет. Раньше этого делать не рекомендуется. Заранее подготовьте малыша к такому ответственному процессу.

Проезд после наступления семилетнего возраста оплачивается в полной мере. В зависимости от особенностей тарификации в регионе цена может отличаться. Также в некоторых населенных пунктах и по ряду маршрутов действуют отдельные правила, предусматривающие возможность проезда ребенком по неполной цене (со скидкой), например, в учебное время.

Примерно с 3-4 лет родители должны объяснять детям, как они добираются до определенных мест. Обучение детей правилам безопасности осуществляется с этого же возраста. Ребенок должен четко осознавать, что он вместе с мамой, папой или другим взрослым куда-то едет. Цель этого – попасть в расположенную на большом расстоянии от текущего местоположения точку города, региона, страны в целом.

На коротких маршрутах нужно акцентировать особое внимание. Рассказывайте малышу, почему маршрутка, автобус или троллейбус останавливаются. Перечисляйте названия улиц, объясняйте, по какой причине сейчас мы едем по улице Пушкина, а через пару минут это уже будет проспект Свободы. Учите различать «лево» и «право», понимать суть поворотов. Дети к 6 годам должны четко представлять в воображении самые частые пути следования, ориентируясь по названиям остановок и опознавательным знакам, местам, которые запомнили.

Ребенок в метро

В метро для детей младше 7 лет проезд бесплатный. При этом отдельное место не предоставляется – малыш находится на руках у взрослого, который его сопровождает.

Безопасность детей в общественном транспорте на эскалаторе:

  • держаться за поручень;
  • находиться по правую сторону;
  • стоять лицом по направлению движения;
  • не прикасаться к недвижимым частям.

Детей до 7 лет для перемещения на эскалаторе рекомендуется брать на руки.

На платформе действуют следующие правила:

  • запрещено заходить за ограничительную линию (нужно показать ребенку, как она выглядит);
  • необходимо освободить место, чтобы пассажиры могли выйти;
  • заходить в вагон разрешается после того, как желающие покинуть вагон пассажиры это сделают (при разъяснении ребенку нужно сделать на это акцент).

Если ребенок младше 7 лет, на платформе его нужно держать за руку.

Правила безопасности детей для родителей в вагонах метро:

  • нельзя прислоняться к двери вагона;
  • нужно держаться за поручень;
  • заранее готовиться к выходу;
  • после объявления о закрытии двери следует прекратить высадку и посадку.

Объясните детям, где находятся удобные для них поручни. Также нужно показать устройство «пассажир-машинист», которое можно активировать для обеспечения связи при появлении экстренной ситуации.

Ребенок в автобусе и троллейбусе

Правила поведения безопасности детей на общественном транспорте (автобус, троллейбус) можно объединить в такое нехитрое руководство:

  • Перед посадкой нужно подождать, пока желающие покинуть транспорт люди выйдут. Для этого освобождается проход.
  • Задерживаться у дверей не нужно – сзади идут люди, и ребенок должен помнить об этом.
  • Нельзя вымазывать ногами сидение и другие предметы – ноги держатся всегда под наклоном вниз.
  • В транспорте не едят. Особенно это касается пирожного, мороженого, пирожков и др. Ограничьте потребление напитков – во время поездки можно нанести вред здоровью.
  • Шум – не лучший спутник поездки. Объясните ребенку, что кричать и громко разговаривать нельзя.
  • Покажите, как держаться за поручни, чтобы не упасть. Опора должна быть до тех пор, пока транспортное средство не остановится. Тогда можно отпустить поручень, чтобы выйти. Во время выхода рекомендуется тоже держаться.

Как уже было отмечено, в возрасте до 7 в транспорте родитель держит ребенка на руках. Таких мест в троллейбусах и автобусах несколько. Количество может зависеть от вместимости транспорта. Как правило, первые два предназначены для инвалидов, пассажиров с детьми, пожилых людей и беременных женщин. Располагаются они за водителем.

Не забывайте учить малыша вежливо обращаться с другими людьми, уступать место представителям перечисленных выше категорий граждан.

Где должны быть ремни безопасности? Все автобусы, которые занимаются перевозкой пассажиров в междугородном направлении, оборудуются ремнями безопасности.

Должно ли предоставляться детское кресло для малышей? Аналогично описанному выше правилу введено в действие сопутствующее. В соответствии с ним в автобусах, которые предоставляют услуги междугородных перевозок (таковыми считают путь следования более 50 км), должны размещаться отдельные места для перевозки пассажиров
в возрасте от 0 до 12 лет. Детские удерживающие устройства выглядят, как специальные кресла, оснащенные ремнями безопасности.

Как действовать в случае пожара и ДТП

Чтобы безопасность детей на транспорте сохранялась даже в сложных экстренных условиях, нужно ознакомить их со сводом основных правил, среди которых следующие:

  • Находиться нужно посредине салона – это увеличивает шанс избежать повреждения в случае ДТП.
  • Сидячие места наиболее безопасные. Если ребенок заметил, что в салоне есть предметы, которые находятся под напряжением, ничего нельзя касаться руками и другими частями тела. Нужно как можно быстрее выйти на улицу, сохраняя спокойствие.
  • Если из-за аварии или пожара пассажиры начали паниковать, возможна давка. Решение проблемы – воспользоваться аварийным выходом, вырвав шнур и выдавив стекло (иногда вместо шнура устанавливается кнопка).
  • При возникновении пожара нужно покинуть салон. Если это невозможно сделать, следует оценить своё местонахождение. Когда огнетушитель находится рядом, оборудование снимается и применяется для тушения огня.
  • Если автобус или троллейбус падает в воду, нужно дождаться, когда он наполнится водой наполовину. Далее ребенок ныряет и плывет к выходу, пересекает его, выплывает наружу.
  • При пожаре нужно позвонить по номеру 112, а также оповестить водителя, если ранее это не было сделано.
  • В любой сложной ситуации можно воспользоваться кнопкой для аварийного открывания двери и обеспечения свободного доступа к выходу.

Объясните ребенку, что в случае ДТП или при пожаре нужно сохранять спокойствие. Паника и медлительность крайне нежелательны. Решения и действия должны быть последовательными, взвешенными – в таком случае можно доверить ребенку использовать самостоятельно общественный транспорт. Безопасность, перевозка детей регламентируются основными правилами, и это касается не только метро, но и троллейбусов. Расскажите детям о возможных последствиях их нарушений, дайте дельные советы на практике, находясь вместе с ними в салоне автобуса.

Итог

Очень важно ознакомить детей с правилами проезда в общественном транспорте заранее, еще задолго до момента, когда родители могут отпускать малыша «путешествовать» по городу самостоятельно.

Взрослым тоже не нужно забывать о правилах перевозки маленьких детей, держать их за руку, следить за безопасностью. Особенно это касается поездок в метро и пересечения междугородных сообщений. Обратите внимание, что от того, насколько вы осторожны, как емко и понятно сможете преподнести информацию малышу, зависит его поведение в транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Поведение в общественном транспорте"

Консультация для родителей "Поведение в общественном транспорте"...

Консультация для родителей "Поведение в общественном транспорте"

Консультация для родителей "Поведение в общественном транспорте"...

Консультация для родителей "Поведение детей и родителей на праздниках, как основной принцип уважения друг друга"

Что значит, относиться с уважением к ребенку, взрослым и друг другу. Почему нужно уважать друг друга. И как это объяснить детям....

Консультация для родителей: Поведение детей на улице и в транспорте.

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города –...

Консультация для родителей ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПРАЗДНИКАХ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ

Консультация для родителейПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПРАЗДНИКАХ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ...

Консультация для родителей «Поведение в общественном транспорте».

Консультация для родителей  " Поведение в общественном транспорте"...

консультация для родителей "Знакомим детей с транспортом"

консультация для родителей "Знакомим детей с транспортом"...