Консультация для родителей. Возрастные особенности речи детей 3-4 лет.
консультация (младшая группа)

Жидовинова Алёна Руслановна

Речевое развитие очень важно для детей 3–4 лет. Этот процесс напрямую влияет на адаптацию ребенка в обществе и его дальнейшие успехи. Речь ребенка 3-4 лет должна формироваться по определенному сценарию. Желательно, чтобы родители следили за становлением малыша и контролировали процесс речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_rechi_3-4.docx650.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»

  • Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.
  • Sozdanie-uslovij-v-sem'e-dlja-rechevogo-razvitija-rebjonka-3-4-letОднако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
  1. Понимание речи:

  • Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
  • Слушает длинные сказки и рассказы.
  • Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
  • Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.

  1. Словарный запас:

  • Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
  • Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
  • В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи местоимения (Я, ТЫ, МНЕ) наречия (тепло, красиво…) числительные (один, два) прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой) предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)

  1. Грамматический строй:

  • Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).
  • Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).

  1. Picture backgroundМелкая моторика:

  • Держит карандаш пальчиками
  • Копирует формы несколькими чертами
  • Собирает и строит постройки из кубиков 
  • Обводит по контурам
  • Копирует крест, воспроизводит формы

  • Предлагаемые далее игрушки и игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет:

  • Наборы игрушек (животных, птиц…)

для уточнения произношения в звукоподражаниях:

Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д.

(«Угадай, кто кричит?», «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);

для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

  • Кубики– развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

Родителям раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.

Picture backgroundК изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям):

Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?

Что из этого можно        приготовить?

Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт?        Как зовут детёныша, его маму и папу?        Чем питается?

  • Пластилин и паста для лепки - развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра

«Угощение для Мишки»(шарики - «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

  • Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):

развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

используются для проигрывания знакомых сказок.

Игрушечный телефон -        разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:

развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

  • Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек

Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

  • Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д.)

Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию»("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - Зайчик), «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

  • Детское лото и другие настольно-печатные игры - закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей.

И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов:

  • Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
  • Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
  • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
  • Называйте всё, что видит или делает ребёнок; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"

Консультация для родителей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"...

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет".

В данной работе приводятся сведения о развитии ребенка 3-4 лет в норме. Рассматриваются аспекты интеллектуального, речевого развития; освещаются особенности игровой деятельности, моторного развития де...

Консультация для родителей. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей 5-6 лет"

Ребенок в 5-6 лет стремится познать себя и окружающий мир, постепенно начинает осознавать взаимосвязи в социальном поведении....

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...