Рекомендации логопеда на лето
консультация

Корочкина Мария Дмитриевна

Логопедические игры и упражнения на лето.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda_na_leto.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда на лето

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не нужно заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Игры-упражнения для развития словарного запаса и грамматического строя речи

«Считай-ка». Считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов.

«Один-много». Кошка -… кошки, корова -…коровы и т. д. (на любую тему).

«Назови ласково». Стол – столик, кровать – кроватка и т.д.

«Назови части». Грузовик -…кабина, кузов, колеса и т.д.

«Скажи наоборот». Старая мебель -…новая, тяжелая -…легкая, взрослая - …детская и. т. д.

«Кому что нужно?». Художнику – кисть, повару – кастрюля и т.д.

«Кто чем управляет?». Самолетом – летчик, поездом – машинист и т.д.

«Кто где живет?». В норе живет(кто?) – лиса; в берлоге, в дупле…

«Кому что дадим?». Мясо – волку; малину, мед, орехи, грибы, морковку.

Игры-упражнения для развития связной речи

Подбирать определения («Какие бывают собаки? —… большие, служебные…») – чем больше, тем лучше.

Узнавать предметы по описанию («Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? - …береза»);

Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет). А теперь попробуй загадать ты!

Составлять словосочетания и предложения с заданными словами («Составь предложение по двум опорным словам: врач – лекарство, береза –роща») и т.д.

Игра «А если бы...» («А если бы у меня был ковер-самолет, шапка-невидимка...»);

Переделать известную сказку;

Придумать свою сказку (с опорой на картинки, ключевые слова);

Придумать продолжение сказки;

Игра «Перевёртыш» (взрослый намеренно перестраивает события известной сказки, ребенок должен исправить).

Внимательно слушайте ребенка и направляйте его сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию. Учите ребенка давать полный ответ на вопрос.

Для закрепления материала можно использовать следующие игры:

1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести: - какими словами, красками можно описать время года; - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова; - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое; - что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…

4. «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

Также не стоит забывать про развитие мелкой моторики

Собирать, перебирать ягоды;

Полоть грядки;

Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

Бросать и ловить летающие тарелочки.

Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

Перебирать крупы;

Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

Вышивать (крупным крестиком);

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Лепить из пластилина, пластика, теста.

Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением

Читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. в собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.).

Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.).

Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.

Родители должны помнить:

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.

2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.

3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка.

4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.

5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.

Если ваш ребенок посещал учителя-логопеда.

Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить нужный звук в речи!!!

Закрепление правильного звукопроизношения

ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику)

развивайте дыхание, тренируя силу и длительность выдоха,

повторяйте материал по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков по индивидуальным тетрадям для домашних заданий. Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребенка, когда он говорит неправильно. Чтобы не получилось, что работу над дефектным звуком надо начинать с нуля.

Игры упражнения для закрепления умения слышать и различать звуки

 «Поймай нужный звук хлопком».

«Назови первый гласный звук в слове» -(аист, остров, утка…)

«Назови последний согласный звук в слове»-(паук, нос, стоп…)

«Назови, какой гласный звук в односложном слове» -(мак, рот, лук…)

«Определи, есть ли заданный звук в слове».

«Отхлопай слово по слогам».

«Назови слова с определенным звуком, слогом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда на лето

Рекомендации учителя-логопеда родителям на лето...

Рекомендации логопеда на лето

Рекомендованы родителям упражнения  на развитие дыхания, мелкой моторики, артикуляционная гимнастика...

Как не утратить речевые навыки ребёнка? Рекомендации логопеда на лето

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и...

Консультация для родителей "Рекомендации логопеда на лето"

Прошел год труда над речью детей. Приближается лето – время совместного отдыха детей с родными. Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на свежем воздухе, много двигаетс...

Рекомендации логопеда на лето

Рекомендации для родитетей на летний период по закреплению пройденного материала за учебный год...

Консультация для родителей Рекомендации логопеда на лето

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатле...