Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Л»
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

       Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

      Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

       Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ  С  БУКВОЙ  «Л»

Лампа.

Мама купила (лампу) .

Мила плохо поставила    ...    на стол.

Поэтому ... упала со стола.

 

 Лось.

  На лесной лужайке Алла увидела (лося) .

  Этот  (лось)  пил воду.

  Алла хотела погладить (лось) .

 (Лось) ушёл в глубь леса.

 

Дятел.

  На  ёлке  сидел  (дятел)   и  долбил  её.

  Володя   увидел  (дятла)   и   хотел   его поймать.

  Но (дятел) улетел.

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.) 

1.  Папа  и   Володя   поплыли на лодке ловить плотву.     

     Кто...? Что сделали...? Зачем...?

     На небе виднелась луна.        Что...?

     Долго они плыли  по воде.     Как...?

    Около омута стали ловить.         Где...? Что стали...

    Плотвы наловили много.         Чего...?

 

2. Ладина мама устала и заснула.                           Чья...?    Что    сделала...?

    Лада  тихо встала,  надела платье и тапки и умылась. 

            Кто...? Что сделала...?  Что...?

    Она попила молоко с булкой.                  Что сделала...? Чего...? С чем...?

   Лада  стала  катать куклу  в  коляске.      Кто...? Что стала...? Кого...? В чём...?

   «Пока мама спит, я всё  сделаю,— думает Лада, — я    ведь    большая.

            Кто думает...? О чём думает...?

 

3.  Клаве купили куклу.     Что  сделали...? Кому...?Кого...?

     Кукла была  вся  в  белом: белое платье,  белые туфли и белая панамка.

          Кто...? Как одета...?

     Клава дала кукле имя Белла.      Кто...? Что сделала...? Какое  имя...?

     Она полюбила   Беллу.        Кого...?

     Катала её, баюкала, одевала и пеленала.      Как играла...?

     Белла как-то     упала.     Кто...? Что   случилось...?

     Клава долго мыла ей лицо, волосы.                  Кто...? Что делала...?  

Что случилось с волком.

Блуждал по лесу голодный волк. И увидел он на колючей ёлочке пушистую белку. «Вот я её съем,— подумал волк и говорит белке: «Слезай, белочка, вниз,  иди   сюда. Мы с тобой   покатаемся на лыжах. Улыбнулась белочка: «Не могу я пойти с тобой: у меня  лыж нет. Ты лучше покатайся с лисой». Только она это сказала, из-за другой елки выбежала лиса. Волк пригласил и лису на лыжную прогулку. «Ладно,— ответила ему лиса, — только вот сбегаю за своими лыжами». Мелькнула она и пропала в лесу. Только её и видели. Побежал волк за ней, да провалился в берлогу, где спал медведь.

                            Как ты думаешь, что стало со злым волком?

 

Кому пол мести.

Володя и Светлана  играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести. Вот сидят они в углу и молчат. Володя молчит, и Светлана молчит. Володю  папа окликнул «Володя, где ты? Иди, на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Светлану позвала: «Светланка, возьми яблоко, сладкое-сладкое! Только сейчас купила». А Света ни гу-гу! Сидит и молчит. Молчат они, молчат, пока Володе чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату  чихнёт: «Апчхи!»

—  Ага, Вовка, ты «апчхи» сказал. Тебе пол мести.

—  Ну да,— ответил Володя,— «апчхи» — это не слово. Это ты первая заговорила.

Подумала Светлана полминуты и взяла веник.

—  Ладно,— сказала она Володе.— Хоть «апчхи» — это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь.— И начала пол мести.

А Володе стал стыдно, и он побежал за совком.

 

Чего недоставало белке.

Поймал охотник белку и посадил в клетку, Весь год жила она в неволе и уже не надеялась вернуться в родной лес. Но случилось, чтоохотник однажды забыл закрыть клетку. Прыгнула белка на диван, с дивана на подоконник, с подоконника в сад, а там с ветки на ветку и оказалась в лесу. Бельчата  её  спросили,  как  ей  жилось  у охотника.

- Хозяин меня любил, холил. А спала я клетке на атласной подушечке.

- Зачем же ты тогда убежала?

Но тут налетел ветер, зашумела листва, и никто не услышал, что сказала белочка.

 А как, по-вашему, что она сказала?