Нравственное воспитание ребенка в семье
статья

Прохоренко Надежда Викторовна

Нравственное воспитание ребенка в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_rebenka_v_seme.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в нашем обществе нравственные ценности из области сопричастности общему, коллективному идеалу ответственности человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма. В результате этого усиливается разобщенность людей, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, нарастание неадаптивных форм поведения.

Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, а в первую очередь на детей.

Семья – это первый институт социализации, в котором живет и развивается ребенок.  И именно семья закладывает в ребенке основы характера и формирует  нравственные ориентиры поведения. Семейное воспитание реализуется непрерывно т.е. ребенок воспитывается на протяжении всего периода проживания в семье. Успешность развития ребенка и степень его морального благополучия зависит от взрослых, которые его окружают, от моральных, культурных и нравственных устоев.

Иногда взрослые в общении с детьми слишком много говорят, пытаясь оценить их поведение, преподать им какой-нибудь урок или заставить их самих замолчать. При этом часто игнорируется содержание сообщения ребенка, обесценивается или неправильно интерпретируется. Многие взрослые просто не умеют выслушать ребенка или не желают этого делать. Им кажется, что дети ничего существенного сказать не могут, особенно маленькие. Вместо попытки понять действительный смысл сказанного ребенком взрослые часто реагируют «автоматически». Среди таких автоматических реакций, психолог Т. Гордон  называет приказы, команды, предупреждения, угрозы, нравоучения, прямые советы и готовые решения, «лекции», критику и обвинения, высмеивания

В противоположность автоматическим реакциям, активное слушание –умение, требующее определенных усилий и временных затрат от взрослого, которое не может протекать неосознанно, механически. Оно является полноценной коммуникацией, с предоставлением ребенку обратной связи о чувствах, переживаниях и эмоциональных  состояниях[ 3, с.24].

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Определяющее значение в развитии имеет личный пример родителей, бабушек и дедушек. Бывает так, что родители требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому.  

Дети ориентируются на поступки родителей.  Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

В.М. Бехтерев писал: «Ребенок всему подражает, а потому пример в этом возрасте значит все: окружите ребенка хорошими примерами, он их переймет и будет хорошим ребенком; окружите его дурными примерами, и он будет дурным ребенком» [1, с. 201]. Если у взрослых слова расходятся с делом, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение. Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей.

Любовь и внимание родителей- это основа нравственного воспитания. И чтобы оно не потеряло смысл, нужно любить своих детей и уделять им достаточное внимание. Это не говорит о том, что следует постоянно быть с ребенком и контролировать его, нужно давать ему свободу, для того что бы жить полноценно, следует доверять ребенку.

Л.Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях.

Важно замечать то поведение у ребенка  и те качества, которые вы хотите у него видеть. Одобрение родителей поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.

Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей. Родителям необходимо следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум. То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Поэтому очень важно внимательно относиться к тому, чем увлечен ребенок.

В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о своих чувствах. Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.

Нравственное развитие понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить общее решение в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать. Основным результатом нравственного воспитания является формирование подлинного нравственного поведения ребенка. А в основе нравственного поведения лежит не только знание моральных норм, но и собственное эмоциональное отношение к этим нормам, и особое, непосредственное отношение к другому человеку (знаем, сочувствуем, делаем).

Естественным способом познания мира для ребенка является сказка и игра.

Они пронизывают всю его жизнь, и взрослый должен увлеченно и искренне провести ребенка в свой непростой мир.

Через игру и сказку, создаются те условия, в которых ребенок творит, созидает что-то свое, уникальное, выражает себя, познает и совершенствует.

Чтение сказки – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

В процессе чтения сказки психологическое воздействие происходит на ценностном уровне. Сказки предупреждают о последствиях разрушительных поступков, но не навязывают жизненных программ.

Через сказку легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».  Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания – не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Ребенку познающему мир, не всегда удается сразу проникнуть в логику взрослого мира, и болезненность столкновения с непонятными требованиями часто порождает детский протест. Поэтому очень важно объяснить маленькому человеку, почему одно можно, а другое – нельзя. Сказки помогают избежать детских слез, капризов и скандалов, учат малыша жить в мире взрослых и в мире со взрослыми, обосновывая нравственные ценности, закладывая представления о добре и зле, учит ребенка распознавать опасность и справляться с ней.

«Проживая сказку»,  дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить, адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Ведущей деятельностью ребенка является игра. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игра помогает ребенку: развить позитивную Я - концепцию, стать ответственным в своих действиях и поступках, стать самоуправляемым, выработать способность к принятию себя, полагаться на самого себя, выработать способность к самостоятельному принятию решений, овладеть чувством контроля, развить способность к процессу преодоления трудностей, развить внутренний источник оценки, обрести веру в самого себя.

Задача родителей заключается в том, чтобы правильно подобрать игрушки ребенку. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. [2,с. 57]. Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.

Родители,  не смотря ни на какие трудности, должны сеять разумное, доброе. Такие вечные, незыблемые категории как добро и зло, правда и ложь, всегда будут актуальны. И посеять ростки прекрасного в душе ребенка – их задача.

Родительская любовь - одна из самых больших человеческих ценностей, разумная любовь матери и отца помогают ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание ребенка в семье

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешно...

Нравственное воспитание ребенка в семье и ДОУ

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств, как: уважение, дружеские отношения, отзывчивость, ответственность....

Нравственное воспитание ребенка в семье

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным член...

Эмоционально нравственное воспитание ребенка в семье.

Статья на тему: Эмоционально нравственное воспитание ребенка в семье...

Презентация «Народные традиции ,как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в семье,в условиях реализации ФГОС»

laquo;Народные традиции ,как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в семье,в условиях реализации ФГОС»...

Деловая игра с родителями «Секреты нравственного воспитания ребенка в семье»

Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания  детей и помочь им оптимальные решения в проблемных ситуациях. осуществить психолого-педагогическую поддержку в виде практических пр...

Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и ДОО

Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравст...