«ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка

Суворова Ольга Дмитриевна

При организации исследовательской деятельности мы, учитывая общие задачи  развития детей  старшего дошкольного возраста, выделили для себя основную задачу – развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников. У нас не было цели «прочитать курс» по экологии, истории, географии. Нам нужно было облечь («упаковать») содержание в такую форму, чтобы детям пришлось действовать самим, чтобы у них была возможность экспериментировать, исследовать, классифицировать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМЫ  РАБОТЫ  С  ДЕТЬМИ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  ПО  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

При организации исследовательской деятельности мы, учитывая общие задачи  развития детей  старшего дошкольного возраста, выделили для себя основную задачу – развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников. У нас не было цели «прочитать курс» по экологии, истории, географии. Нам нужно было облечь («упаковать») содержание в такую форму, чтобы детям пришлось действовать самим, чтобы у них была возможность экспериментировать, исследовать, классифицировать.

Ведь, как известно, любая личность формируется не с помощью объяснений, а в процессе собственной познавательной деятельности.

Содержание программы по реализации поисково-познавательной деятельности мы изучали через разные типы исследования: опыты, классификации, путешествия во времени и по карте.

При изучении тем, связанных с неживой природой и частично с рукотворным миром, мы использовали такой тип исследования, как опыты (слайд № 1 с опытами). Опыты позволяли каждому ребенку самостоятельно экспериментировать. Дети с большим азартом и интересом манипулировали с различными предметами с целью выявления их свойств и качеств. Эта деятельность так увлекала детей, что многие опыты они повторяли дома с родителями. Часто сами родители подсказывали новые варианты экспериментов.

Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной действительности мы задавали в контексте «классификация» или коллекционирование. Здесь мы использовали материал, легко поддающийся группировке. В зависимости от темы, это может быть реальный материал (например, значки, марки, минералы), или иллюстративный (например, изображения различных видов транспорта, одежды). Этот материал мы обсуждали вместе с детьми, искали черты сходства и различия, в ходе обсуждения нащупывали возможные основания для группировки. Затем размещали их в классификационной таблице (слайд № 2 с классификационными таблицами).

Это обычные плакаты, с обозначенным сверху «родовым именем» и пустыми графами, в которых в ходе обсуждения размещается материал, в соответствии с найденными основаниями классификации (например, транспорт – воздушный, водный, сухопутный). Эти таблицы открыты для дополнения. Частично мы заполняем их на занятиях, а «пустоты» дети сами заполняют, найдя подходящие иллюстрации дома. Эта «продолженная жизнь» таблицы поддерживает интерес к теме, служит поводом для ее обсуждения в свободное от занятий время.

Что касается коллекционирования, то этим увлечены все дети, и мы постарались это использовать.

Различные коллекции позволяют показать разнообразие вещей. Из собранного материала создавались выставки – коллекции, в которых активное участие принимали не только дети, но и папы и мамы, и бабушки и дедушки.  Здесь дети выступали и в роли организаторов, и в роли экскурсоводов, и посетителей. Очень интересной была тема «Почему текут минуты и куда они текут». Целью было не простое собирательство различных приборов для измерения времени, а знакомство детей с их изобретением, устройством и усовершенствованием (слайд № 3 с часами).

Сначала мы вместе с детьми изучили и обсудили историю создания приборов для измерения времени. В экспериментальном уголке и дома с родителями изготавливали действующие модели. По отзывам родителей это была интересная и творческая работа. Взрослые, как мы воспитатели, так и родители сами увлеклись предметом исследования, использовали дополнительную литературу, чтобы более доступно объяснить детям происхождение различных видов часов, необходимость их создания. Детям очень интересна была эта тема, особенно ее практическая часть - создание моделей. Результатом работы стало создание мини-музея часов, к которому дети до сих пор не потеряли интерес и самостоятельно его пополняют.

Темы, связанные с элементарными географическими представлениями детей, мы посчитали наиболее целесообразным вводить через исследования – путешествия. Это были «путешествия по карте». Мы использовали в качестве постоянного материала глобус и карту (слайд № 4 с глобусом), где прокладывали маршруты, делали остановки, высказывали предположения и обсуждали о том, что может  встретиться нам в пути.

В этом контексте особенно запомнилась тема: «подводный мир». Для введения в тему мы рассмотрели на карте и глобусе водное пространство. Дети, которые побывали уже на море, поделились своими впечатлениями. Затем мы представили, что отправились в путешествие по подводному миру. Обсудили, что ждет нас в пути, кого мы можем встретить, понаблюдали, что происходит в реальном «кусочке» подводного мира - нашем аквариуме (как дышат рыбы, как им удается погружаться и всплывать). Принесенный детьми материал был собран в коллекцию «Подводное царство» (слайд № 5 с коллекцией). А в свободное время, используя полученные знания и опыт, дети с удовольствием играли в подводное путешествие: строили подводную лодку и придумывали разные приключения в пути.

Все, что связано с историческим временем (прошлое, настоящее, будущее), мы изучали через «путешествия по реке времени». Для этого мы тоже использовали плакаты, на которых полосой голубого цвета обозначили «реку времени», которая символизировала движение от прошлого к настоящему. Мы предлагали детям попутешествовать, задавшись вопросом: «Что мы можем там увидеть?». Начинали мы с самого доступного обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас (слайд № 6 с жилищем), в каких обитали люди раньше.

Из множества иллюстраций вместе с детьми выбирали подходящие и наклеивали на соответствующих остановках – «древность» - «старина» - «наше время». Путешествия мы старались подкреплять не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Путешествие в прошлое своей семьи вылилось в конкурс семейных проектов «Родословная моей семьи» (слайд № 7 с макетами родословной). Чуть позже Вам будет предложена мини-версия этого конкурса.

Совместная деятельность улучшает эмоциональный климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду. Участие семьи позволяет повысить качество образования, так как родители как никто другой знают возможности своего ребенка и заинтересованы в его дальнейшем продвижении.

Для того чтобы заразить детей исследовательской активностью  в ДОУ, нам нужно было, прежде всего, увлечься самим. При подготовке к занятиям мы буквально «погружались» в познавательную литературу. Пытались найти новые сведения, ведь дети подчас задают такие вопросы, на которые взрослым трудно бывает ответить.

Задача развития познавательной активности эффективно может быть решена в условиях организации занятий в форме партнерской деятельности. Конечно, взрослый не может до конца уровняться с ребенком в силу своего морального авторитета, и нам было сложно изменить установку, и сами того не желая, мы сбивались на более привычный стиль руководства деятельностью детей. Но мы понимали, что решение проблемно-практических ситуаций предполагает включение в деятельность взрослых и детей в качестве равноправных партнеров. И мы старались моделировать такие ситуации.

Наметив задачу для совместного выполнения, мы, как равноправные участники искали возможные способы ее реализации, включались в обсуждение возникающих проблем (слайд № 8 в кругу). В процессе деятельности мы разрешали общение с соседями, свободное размещение и не возражали против «рабочего угла». Конец таких занятий, как правило, был открытым: каждый ребенок работал в своем темпе и сам решает, закончил он исследование или нет.

Оценка действий давалась лишь косвенно (сопоставление результатов с целью: что хотел сделать и что получилось).

Естественно, что партнерская позиция требовала и определенной организации пространства. Мы старались максимально приближаться к ситуации «круглого стола», которая предполагает равное участие в работе.

Поисково-познавательная деятельность на занятиях должна была придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные изыскания за пределами занятия.

Этот исследовательский импульс ситуации взаимодействия детей с окружающим миром вещей и людей мы постарались обеспечить посредством создания соответствующей среды (слайд № 9 с развивающей средой). Она должна удовлетворять потребности детей исследовать, познавать и преобразовывать. Здесь важно помнить, что перенасыщение среды так же вредно, как и ее скудность. Во-первых, само по себе обилие материала не дает гарантий успеха в развитии (как и вбивание в голову ребенка чрезмерного количества информации). Во-вторых, пространство группы имеет пределы и не может вместить все полезное. Тезис «много – значит хорошо» не всегда верен.

На наш взгляд в вопросе оптимальной насыщенности предметной среды следует придерживаться меры «необходимого и достаточного», чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия.

Такая система работы дает хорошие результаты. Помимо получения определенных знаний дети приобрели способность рассуждать, они осознают свой интерес, умеют ставить цель и подбирать средства для ее достижения. Они учатся принимать решения и нести за них ответственность, проверяя их на практике. Это и есть составляющие интеллектуального развития ребенка – развитие способности к дальнейшему обучению.