Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»
консультация (младшая группа)

Фонарева Ирина Владимировна

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения для приобретения коммуникативных и речевых умений.

Главная цель речевого воспитания – творческое освоение нормы и правила родного языка, умение гибко их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Одна из главных задач речевого развития дошкольников является овладение связной монологической речью. Решение данной задачи зависит от условий речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.

Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически неполные.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника. В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у детей представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и способах связей между предложениями и частями текста.

Овладение связной монологической речью происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, так же на занятиях. Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения.

Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

Для чтения детям дошкольного возраста рекомендуются рассказы и стихотворения.

Содержание стихотворений воспитывает у слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выраженное в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

Дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения для приобретения коммуникативных и речевых умений.

Главная цель речевого воспитания – творческое освоение нормы и правила родного языка, умение гибко их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Одна из главных задач речевого развития дошкольников является овладение связной монологической речью. Решение данной задачи зависит от условий речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.

Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически неполные.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника. В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у детей представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и способах связей между предложениями и частями текста.

Овладение связной монологической речью происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, так же на занятиях. Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения.

Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

Для чтения детям дошкольного возраста рекомендуются рассказы и стихотворения.

Содержание стихотворений воспитывает у слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выраженное в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

Дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников в игре»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14374004","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]Усвоение знаний детьми происходит значительно быст...

консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно  стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впеч...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Уважаемые родители!Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложен...

Консультация для родителей:"Развитие связной речи дошкольников"

Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлени...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»

Консультация для  родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»...

Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников: учимся играя"

Данный материал поможет родителям дошкольников при помощи игр легко и нескучно обогатить словарь ребенка, а также научить малыша грамотному и связному построению рассказа....

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Консультация для родителей«Развитие связной речи дошкольников»...