«Роль сказки в экологическом воспитании ребёнка»
методическая разработка (средняя группа)

Тарасенкова Татьяна Викторовна

Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_ekologicheskom_vospitanii_rebyonka.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тарасенкова Татьяна Викторовна

Консультация для родителей «Роль сказки в экологическом воспитании ребёнка»

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;

пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».

Бэкон Фрэнсис

Сказки – это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость.

Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Цель экологических сказок:

познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Задачи экологических сказок:

Образовательные:

Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.

Формировать систему экологических знаний.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Привлечение внимания детей к экологическим проблемам через экосказки.

Воспитательные:

Воспитывать стремление беречь нашу Землю

Осознание себя как части природы.

- Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.

Значение экологических сказок:

В детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Авторы эко сказок в интересной сказочнойформе дают детям представления:

о закономерностях природы;

о природных явлениях;

о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде;

об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

К таким произведениям относятся сказки и рассказы:

- Е. Чарушин – Рассказы о животных«Рассказы про зверей и птиц»«Зверята»«Про зайчат»

- М. Пришвин – «Рассказы о животных»«Рассказы о животных малышам»«Разговор деревьев»«Этажи леса»

- Н. Сладков – «Лесные сказки»«Сказки и рассказы о животных»

- В. Бианки – «Первая охота»«Лесная газета» и др…

Сказки и рассказысовременных писателей: Т. А. Шорыгина, Н. Рыжова,

- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина

- Кто землю украшает А. Лопатина

- Могучая травинка М. Скребцова

- История одной Елочки (Экологическая сказка)

Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка…

- Благородный гриб М. Малышев

- Храбрый опенок Э. Шим

Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)

Сказки могут быть и авторским вашими, или составленные совместно с детьми.

Принципы составления экосказок:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.) ;

- главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказкевозникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.

После чтения сказок или вовремя:

- Детям могут даваться задания:

придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.

Проходит обсуждение текста

Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают свои сказки

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическомуобразованию детей и может входить в другие:

экологические занятия,

опытно-эксперементальная деятельность,

беседы,

наблюдения,

театрализованная деятельность.

Вывод:

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки,могут быть заложены:

начальные формы осознанно правильного отношения к природе;

интерес к ее познанию;

сочувствие ко всему живому;

умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях,

выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Домашнее задание: нарисовать рисунок о прочитанном произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»

на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».

Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка, какова она, узнаете из этой статьи....

"Роль игры в экологическом воспитании ребёнка".

Консультация для педагогов"Роль игры в экологическом воспитании ребёнка"...

Консультация для родителей на тему «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».

Консультация для родителей на тему  «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»....

Консультация для родителей "Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка"

Одной из самых сложных проблем в сознании современного человека – это само восприятие природы....

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка 3-4 лет"

Разговор об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять З...

Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...