Мастер – класс для родителей «Кукла тряпичная – игрушка отличная»
занимательные факты

Трифонова Екатерина Александровна

Мастер – класс для родителей  «Кукла тряпичная – игрушка отличная».

В рамках года «Культурное наследие народов Урала»

 

1

Уважаемые гости!

Мы с вами живем в 21 веке, век  - интернета и информационных технологий!

В машинах  навигаторы, роботы -пылесосы и  говорящие игрушки, кажется, что все возможные мечты воплощены…. Но напротив, четко прослеживается следующая тенденция: люди бессознательно тянутся к природе. Им хочется спокойствия и размеренности.

Это объясняет  возросший интерес к народным традициям, истории и культуре. Огромный  информационным пластом, бесценным и максимально доступным и понятным современному человеку является фольклор.

Фольклор невероятно богат во всех жанрах и проявлениях. Одним из интереснейших фольклорных направлений, является тряпичная кукла. Куклы существовали во все времена и во всех странах мира. Погрузившись в эту тему, я поняла, что мир кукол - огромен. Как оказалось, куклы интересны не только маленьким девочкам, но взрослые любят не обычных кукол, а интерьерных. В таких кукол не играют, они являются украшением, наравне с картинами и  другими предметами интерьера. Каждая такая кукла - это ручная работа, душа автора и маленькая история.

2

 Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самой  любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

         Каждая кукла имела свое значение. Три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

   Обереговые  куклы (лихорадки, купавка, пеленашка). Кукла миниатюрная, помещается на ладошке. Обереговая  кукла, как и все народные куклы безлика. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла вещь неодушевлённая, а значит недоступная для вселения злых сил. Кукла делалась без использования ножниц и иглы – ткань рвали и скручивали. Эти куклы были призваны защищать и оберегать.

 

   Обрядовые -  это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках (крупеничка, масленица, коза). С ними ходили по дворам  ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали  и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям.

 

   Игровые куклы предназначались для детских забав (зайчик-на-пальчик, столбушка, тульская барыня). Они чаще всего были свёрнутыми. Свёрнутые куклы делались без иголки. На деревянную палочку (ложку) наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали верёвочкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали нарядную одежду. К свёрнутым куклам относятся и куклы – закрутки (туловище – кусок ткани закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

 

При изготовлении кукол дети получают знания об истории, познают окружающий мир, учатся рукоделию. У детей развивается мелкая моторика, художественный вкус.

3

Сегодня я предлагаю вам, …………….

Значение оберега кукла Пеленашка

По правилам оберег Пеленашка, своими руками сделанный матерью, должен везде сопровождать дитя. Находясь в непосредственной близости от ребенка, он сможет защищать его с утра до вечера, где бы он не находился.

Этот оберег для ребенка имеет одну особенность – он не отражает негатив от хозяина, а берет его на себя. По этой причине куклу нужно время от времени заменять на новую. Насобирав в себя много гадости, она уже не сможет так же хорошо, как и прежде, отводить сглаз и порчу.

Как правильно сделать куклу - Пеленашку:

  • Для куклы нужно брать не новую, а уже использованную ткань. Ту, которая служила одеждой для матери и отца ребенка. Славяне верили, что так они передают кукле, а значит, и самому ребенку, силу родителей. Тряпичный амулет становился мощной защитой для детей.
  • Традиционный способ изображения малыша в виде куклы включал в себя не только туловище с головой, но и пупок. Последний обычно «показывали» ниткой, завязывая узелок спереди куклы. В этих элементах были скрыты три жизненные силы – тело, дух и душа. Нить использовали красную шерстяную.
  • При создании Пеленашки задействовано еще одно сакральное число – семерка. Ткань, обозначающая туловище ребеночка должна быть свернута ровно семь раз.

Это основные правила, применяемые для тряпичной куклы Пеленашки. Но не стоит забывать и об общих рекомендациях, полезных при создании любого оберега: делать его нужно на растущую луну, в приятную погоду, при хорошем  самочувствии.

Видео !!!!

Мастер класс по изготовлению куклы Пеленашки

Материалы для изготовления куклы Пеленашки обязательно должны быть натуральными.

Материалы для куклы:

  • лоскуток белой ткани 30х30 см;
  • ткань любого цвета – тоже 30х20 см;
  • яркий кусочек материи для косынки – 10х10 см;
  • отрезок ткани для пеленки – 25х25 см;
  • нить красного цвета;
  • яркий шнурок для завязывания;

Разложив все это на столе, потратьте несколько минут на то, чтобы создать рабочую обстановку. Закройте дверь в свою комнату, если вы не одни в доме, выключите музыку и переведите телефон в беззвучный режим. Теперь можно приступать.

Поэтапный мастер-класс по изготовлению мотанки:

  1. Положите белый кусочек ткани на ровную чистую поверхность. Разровняв его, наложите сверху второй, таких же размеров. Его добавляют, чтобы увеличить объем замотанной фигурки.
  2. Отогните край ткани по длине, загнув его внутрь, а затем полностью накройте его другим краем. Смотайте получившийся отрезок в рулон, начав двигать край ткани в левую сторону. Постарайтесь поймать золотую середину – не затягивать материю слишком туго, но и не оставлять скрутку слишком свободной.
  3. Обмотав рулончик посредине красной нитью, беритесь за косынку. Положите ткань для нее ромбиком, немного отогнув внутрь верхнюю часть. Сверху разместите сверток. Заведите назад ткань и заправьте ее в нитку.
  4. Ткань, имитирующую пеленку, разложите тем же образом. Получившуюся треугольную форму подогните сверху по краям, а затем один из них заправьте внутрь. Второй нужно завернуть за спину, спрятав торчащий уголок внутрь.
  5. Последний шаг – обматывание куклы шнурочком. Завязывайте его плотно, чтобы он не дал ткани размотаться, скрепив все это бантиком.

 

Как видите, сделать Пеленашку действительно просто. Но за внешней незамысловатостью скрывается древняя традиция и большая сила, способная уберечь малыша от всего лихого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей  «Кукла тряпичная – игрушка отличная».

В рамках года «Культурное наследие народов Урала»

1

Уважаемые гости!

Мы с вами живем в 21 веке, век  - интернета и информационных технологий!

В машинах  навигаторы, роботы -пылесосы и  говорящие игрушки, кажется, что все возможные мечты воплощены…. Но напротив, четко прослеживается следующая тенденция: люди бессознательно тянутся к природе. Им хочется спокойствия и размеренности.

Это объясняет  возросший интерес к народным традициям, истории и культуре. Огромный  информационным пластом, бесценным и максимально доступным и понятным современному человеку является фольклор.

Фольклор невероятно богат во всех жанрах и проявлениях. Одним из интереснейших фольклорных направлений, является тряпичная кукла. Куклы существовали во все времена и во всех странах мира. Погрузившись в эту тему, я поняла, что мир кукол - огромен. Как оказалось, куклы интересны не только маленьким девочкам, но взрослые любят не обычных кукол, а интерьерных. В таких кукол не играют, они являются украшением, наравне с картинами и  другими предметами интерьера. Каждая такая кукла - это ручная работа, душа автора и маленькая история.

2

 Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самой  любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

           Каждая кукла имела свое значение. Три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. 

   Обереговые  куклы (лихорадки, купавка, пеленашка). Кукла миниатюрная, помещается на ладошке. Обереговая  кукла, как и все народные куклы безлика. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла вещь неодушевлённая, а значит недоступная для вселения злых сил. Кукла делалась без использования ножниц и иглы – ткань рвали и скручивали. Эти куклы были призваны защищать и оберегать.

   Обрядовые -  это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках (крупеничка, масленица, коза). С ними ходили по дворам  ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали  и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям.

   Игровые куклы предназначались для детских забав (зайчик-на-пальчик, столбушка, тульская барыня). Они чаще всего были свёрнутыми. Свёрнутые куклы делались без иголки. На деревянную палочку (ложку) наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали верёвочкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали нарядную одежду. К свёрнутым куклам относятся и куклы – закрутки (туловище – кусок ткани закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

При изготовлении кукол дети получают знания об истории, познают окружающий мир, учатся рукоделию. У детей развивается мелкая моторика, художественный вкус.

3

Сегодня я предлагаю вам, …………….

Значение оберега кукла Пеленашка

По правилам оберег Пеленашка, своими руками сделанный матерью, должен везде сопровождать дитя. Находясь в непосредственной близости от ребенка, он сможет защищать его с утра до вечера, где бы он не находился.

Этот оберег для ребенка имеет одну особенность – он не отражает негатив от хозяина, а берет его на себя. По этой причине куклу нужно время от времени заменять на новую. Насобирав в себя много гадости, она уже не сможет так же хорошо, как и прежде, отводить сглаз и порчу.

Как правильно сделать куклу - Пеленашку:

  • Для куклы нужно брать не новую, а уже использованную ткань. Ту, которая служила одеждой для матери и отца ребенка. Славяне верили, что так они передают кукле, а значит, и самому ребенку, силу родителей. Тряпичный амулет становился мощной защитой для детей.
  • Традиционный способ изображения малыша в виде куклы включал в себя не только туловище с головой, но и пупок. Последний обычно «показывали» ниткой, завязывая узелок спереди куклы. В этих элементах были скрыты три жизненные силы – тело, дух и душа. Нить использовали красную шерстяную.
  • При создании Пеленашки задействовано еще одно сакральное число – семерка. Ткань, обозначающая туловище ребеночка должна быть свернута ровно семь раз.

Это основные правила, применяемые для тряпичной куклы Пеленашки. Но не стоит забывать и об общих рекомендациях, полезных при создании любого оберега: делать его нужно на растущую луну, в приятную погоду, при хорошем  самочувствии. 

Видео !!!!

Мастер класс по изготовлению куклы Пеленашки

Материалы для изготовления куклы Пеленашки обязательно должны быть натуральными.

Материалы для куклы:

  • лоскуток белой ткани 30х30 см;
  • ткань любого цвета – тоже 30х20 см;
  • яркий кусочек материи для косынки – 10х10 см;
  • отрезок ткани для пеленки – 25х25 см;
  • нить красного цвета;
  • яркий шнурок для завязывания;

Разложив все это на столе, потратьте несколько минут на то, чтобы создать рабочую обстановку. Закройте дверь в свою комнату, если вы не одни в доме, выключите музыку и переведите телефон в беззвучный режим. Теперь можно приступать.

Поэтапный мастер-класс по изготовлению мотанки:

  1. Положите белый кусочек ткани на ровную чистую поверхность. Разровняв его, наложите сверху второй, таких же размеров. Его добавляют, чтобы увеличить объем замотанной фигурки.
  2. Отогните край ткани по длине, загнув его внутрь, а затем полностью накройте его другим краем. Смотайте получившийся отрезок в рулон, начав двигать край ткани в левую сторону. Постарайтесь поймать золотую середину – не затягивать материю слишком туго, но и не оставлять скрутку слишком свободной.
  3. Обмотав рулончик посредине красной нитью, беритесь за косынку. Положите ткань для нее ромбиком, немного отогнув внутрь верхнюю часть. Сверху разместите сверток. Заведите назад ткань и заправьте ее в нитку.
  4. Ткань, имитирующую пеленку, разложите тем же образом. Получившуюся треугольную форму подогните сверху по краям, а затем один из них заправьте внутрь. Второй нужно завернуть за спину, спрятав торчащий уголок внутрь.
  5. Последний шаг – обматывание куклы шнурочком. Завязывайте его плотно, чтобы он не дал ткани размотаться, скрепив все это бантиком.

Как видите, сделать Пеленашку действительно просто. Но за внешней незамысловатостью скрывается древняя традиция и большая сила, способная уберечь малыша от всего лихого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей"Кукла -закрутка"

Расширять знания родителей о народной игрушке - тряпичной кукле.Совершенствовать умения изготавливать народную тряпичную куклу. Развивать позновательный интерес к тому ,чем занимаются дети в детском с...

Мастер-класс для родителей «Кукла оберег»

Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовол...

Мастер - класс для родителей "Кукла - Благополучница"

С удовольствием представляю вам мастер - класс по изготовлению славянской куклы "Благополучница"...

Мастер-класс для родителей. «Кукла-мотанка из ниток».

19 мая 2017 года в нашем детском саду я провела мастер- класс для родителей«Кукла- мотанка из ниток».Сегодня я хочу поговорить с вами о куклах. Кукла своей историей уходит в глубок...

мастер класс для родителей "Куклы из ниток"

Изготовление тряпичных кукол связано с возможностью развития у детей мелкой моторики рук, обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординир...

Мастер-класс для родителей «куклы Травницы»: Кукла-оберег.

Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией ...

Мастер-класс для воспитателей "Народная тряпичная игрушка «Зайчик на пальчик»"

ЗАДАЧИ:- расширить знания педагогов в области народного художественного творчества;-познакомить с видами и способом изготовления тряпичной куклы, как средством развития творческого потенциала и приобщ...