Советы родителям. Если ребёнок не хочет заниматься.
консультация

Кочанова Людмила Ивановна

В данном материале рассмотрена тактика поведения родителей, в случае отказа ребенка от занятий дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_ne_hochet_zanimatsya.docx81.76 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ?

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

https://detivmagazine.ru/wp-content/uploads/1/1/1/1112be9a7781f7826699f494728cf387.jpeg

   Достаточно часто родители сталкиваются с проблемой, что ребёнок в категорично форме отказывается от выполнения домашних заданий.

   Родители стараются привлечь его внимание картинками, книгами, чтобы вызвать хотя бы мимолётный интерес.

   Это довольно распространённая проблема. Вот несколько советов, которые позволят сделать занятия эффективными.

Совет 1. Занимайтесь регулярно и в определенное время.

Регулярность занятий – это залог успеха. Ребёнок должен знать, что пришло время заниматься, значит, надо отложить игрушки или другие развлечения. Детям, которые посещают детский сад, легче настроиться на работу, так как жизнь в детском саду организована по расписанию: свободная игровая деятельность сменяется занятиями и другими режимными моментами.

В выходные дни или в отпуске ребенку перестроиться сложнее, поэтому организация режима дня, соблюдение времени как занятий, и других режимных моментов (прием пищи, прогулка, сон, игровая деятельность) позволяют  улучшить ситуацию.

Нет ничего необычного в том, что поначалу ребёнок будет капризничать. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к данной ситуации.

Нужно помнить, что пропуск занятий приводит к тому, что у ребёнка формируется представление о том, что занятия – дело необязательное, и, если проявить настойчивость, то родители обязательно пойдут на уступки.

Совет 2. Ограничьте время пользования гаджетами.

Современные гаджеты способны надолго занять внимание  ребёнка. Только они вызывают интерес. Поэтому не удивительно, что ребёнок, который постоянно сидит у телевизора или играет в телефоне или в компьютерные игры, очень неохотно берёт в руки книгу или занимается.

Многолетняя практика показывает, что в семьях, где телевизор включается на непродолжительное время, дети демонстрируют стойкий познавательный интерес, более высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Следует ограничить пользование гаджетами пятнадцатью минутами в день. Этого времени вполне хватит, чтобы посмотреть мультфильм или получить удовольствие от какой- либо игры.

Совет 3. Организуйте рабочее место для занятий.

Наличие организованного рабочего места – обязательное условие для проведения занятий. У ребенка должен быть рабочий стол или детская парта, за которым ему удобно сидеть. Это вовсе не означает, что все время, пока идёт занятие, ребёнок должен проводить, сидя за столом. Часть заданий может быть выполнена на ковре, часть времени можно поиграть в игры с перемещением в пространстве или использовать речь с движением.

   Работа за столом  дисциплинирует, приучает сидеть спокойно, улучшает концентрацию внимания, формирует волевые качества, формирует основу последующей учебной деятельности.

Многие родители пытаются организовать работу исключительно на ковре или на диване, ходят за ребенком, пытаясь уговорить его позаниматься. В результате ребенок отвлекается и  учебная деятельность формируется с затруднениями.

Во время занятий с ребёнком не стоит забывать, что на столе должны лежать только те пособия и принадлежности, которые необходимы в настоящий момент для выполнения того или иного задания. После того, как задание выполнено, материал убирается. Наличие посторонних предметов отвлекает ребёнка. Особенно актуально соблюдение этого принципа в отношении детей младшего возраста или детей с синдромом дефицита внимания или гиперактивностью. В этом случае деятельность ребёнка организовать труднее, так как он берёт все предметы, которые оказываются в поле его зрения. Можно повысить продуктивность работы, ограничив количество стимулов: выкладывать небольшое количество картинок, предъявлять предметы по одному.

Совет 4. Постепенно увеличивайте время занятий.

  Ребёнку может быть трудно выдержать занятие целиком. В этом случае длительность работы на начальных этапах необходимо сократить,  постепенно наращивая  время занятия. Необходимо соблюдать баланс времени, отведённого на работу за столом и на деятельность с выходом из-за стола. На разных этапах работы это соотношение будет разным. Выполнение аппликаций, рисование или лепка формируют усидчивость,  формируют концентрацию  внимания.

Совет 5. Используйте поощрения.

Поощрения –  важная часть в работе с детьми. Небольшая награда за старание, хороший результат, усидчивость мотивирует ребёнка. Важно знать, какое поощрение является для ребёнка значимым. Для многих детей значимой является похвала, наклейка, “пятёрка” или любой другой эквивалент оценки (например, “смайлик”). Однако детей младшего возраста или детей с нарушениями поведения или внимания лучше мотивирует получение любимого лакомства или игрушки.

Совет 6. Помогайте ребенку и чаще хвалите его.

Когда что-то не получается, желание продолжать работу отпадает. Часто дети поначалу не любят заниматься, так как обучение на первом этапе дается тяжело. А никому не нравится преодолевать трудности, хочется, чтобы всё получалось сразу. В это время сложно всем -и ребенку, и родителям. Могут быть слёзы, истерики и валяние на полу. Главное для родителей  - не сдаваться и проявлять выдержку.

Если ребенок видит, что его уловки не приносят результата, и мама никуда не уходит, и занятие продолжается, ему приходится менять своё поведение. Если родители сдаются и фактически прекращают регулярно работать дома, то у ребёнка формируется соответствующий поведенческий стереотип, основанный на манипуляции: чтобы от меня все отстали, я буду плакать, убегать, лежать на полу.

На ранних этапах работы некоторым детям требуется очень существенная помощь. Иногда ребёнок отказывается выполнять задание, не понимая смысл инструкции или не проявляя интереса, сбрасывает пособия со стола, мнёт картинки. Нужно дать понять, что работу следует довести до конца: вернуть пособия на место, выполнить действия с ними, направляя руку ребёнка и сопровождая процесс выполнения задания объяснениями, словами “неправильно”, “правильно”. После чего необходимо обязательно похвалить себя и ребёнка.

Похвала – очень важный момент в работе с ребёнком. Без неё не должно обходиться ни одно занятие. Даже, если вы считаете, что хвалить ребёнка не за что,  то обязательно найдите повод положительно оценить его работу. Заслуживает поощрения  желание работать совместно со взрослым, проявление старания, несмотря на то, что результаты работы пока оставляют желать лучшего.

Для ребёнка важны слова одобрения и поддержки. Например, мама не задумывается, какие последствия могут иметь её слова, когда, сравнивая рисунок сына или дочери с рисунками других детей, она разочарованно произносит: “У всех кошка красивая получилась, а у тебя неизвестно что”. Своей отрицательной оценкой родитель навсегда отбивает у ребёнка желание трудиться.  Любой труд заслуживает похвалы.

Совет 7. Не надо проявлять излишнюю требовательность и настойчивость.

  Родители могут проявить излишнюю требовательность, пытаясь добиться результата, соответствующего своим ожиданиям. Однако возможности ребёнка могут им не соответствовать. Ничего, кроме реакции негативизма, у ребёнка это не вызывает. В итоге ребёнок отказывается заниматься.

Положительное отношение к занятиям можно вызвать в процессе сюжетно-ролевой игры, игр с предметами, выполнения аппликаций или рисунков. Когда ребёнок сосредоточен на игре или творческой работе, фокус внимания смещаетмя на интересную для него деятельность, и интерес к занятиям развивается более активно.

Если ребёнок не может выполнить задание полностью из-за нестойкого интереса, трудностей концентрации внимания или утомляемости, лучше разбить работу на несколько частей. При отказе выполнить задание, его выполняет сам взрослый, показывая ребёнку образец и давая ему возможность поучаствовать. Можно делать паузы, ожидая, что ребёнок включится в работу.  В следующий раз к заданию нужно вернуться снова. Ребёнок должен понимать, что любую работу необходимо довести до конца. Соблюдение этих несложных правил позволит существенно повысить мотивацию, усидчивость, интерес к занятиям и, следовательно, результативность подготовки к школе.

 УДАЧИ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда: “Если ребенок не хочет заниматься…”

Частой проблемой при организации занятий дома является нежелание ребенка заниматься. Родители жалуются на то, что ребёнка трудно усадить, он демонстрирует выраженный негативизм и абсолютно ничего не х...

Советы логопеда: "Если ребенок не хочет заниматься дома"

Бывает так, что родители приняли решение или вынуждены  заниматься с ребенком дошкольного возраста дома. Это могут быть домашние задания из детского сада, задания от специалистов( логопед, психол...

Советы логопеда: “Если ребенок не хочет заниматься…”

   Частой проблемой при организации занятий дома является нежелание ребенка заниматься. Родители жалуются на то, что ребёнка трудно усадить, он демонстрирует выраженный негативизм и а...

Консультация для родителей «Если ребёнок не хочется заниматься»

Консультация для родителей«Если ребёнок не хочется заниматься»...

Советы логопеда родителям дошкольников "Если ребёнок не хочет заниматься"

В статье представлены рекомендации родителям по организации домашних занятий с "ребенком-нехочухой"....

Совет логопеда. "Если ребёнок не хочет заниматься..."

Советы логопеда: “Если ребенок не хочет заниматься…”            Частой проблемой при организации занятий дома является не...