«Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»
методическая разработка (младшая группа)

Уварова Ирина Сергеевна

"Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего",- говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Использование дидактической игры поможет повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру малыши познакомятся с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформируется умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научатся анализировать, сравнивать предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_kartoteka_did._igr_08.2024_wecompress.com_.doc573.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дидактические игры для сенсорного развития

 детей третьего года жизни»

 

 Уварова И.С.

 

  Дидактические игры для знакомства детей с цветом

Д/и №1 «Цветные кубики»

Цель - учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы - пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).

Ход игры

Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик».

 Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».

Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары.

Усложнение - увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета; введите дополнительные цвета, например, оранжевый.

Д/и №2 «Разноцветные палочки»

Цель - учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.

Материалы - счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).

Ход игры

Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».

Усложнение – увеличьте количество палочек; используйте большее количество цветов.

Д/и №3  «Цветные парочки»

Цель - учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы - пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Ход игры

Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.

В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету.

Усложнение - постепенно увеличивать количество цветных пар.

Д/и №4 «Построим башню»

Цель - учить различать цвета по принципу «такой — не такой».

Материалы - крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).

Ход игры

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».

Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик.

В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»

Усложнение - в следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов.

Д/и №5 «Ниточки для шариков»

Цель - учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов.

Материалы - воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего и желтого цветов.

Ход игры

Перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки.

Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».

Дайте четырем детям ленточки и попросите их подобрать шарики такого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки.

Предложите детям поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малышей повторения.

Усложнение – введите другие цвета, например белый.

Д/и №6 «Цветная вода»

Цель - знакомить детей с цветом.

Материалы -  акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры

В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.

Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

Усложнение - можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать две-три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Д/и №7 «Большие и маленькие мячики»

Цель - учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Материалы - мячики различной величины и разных цветов, куклы разной величины.

Ход игры

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Усложнение - постепенно увеличить количество мячей и кукол.

Д/и №8 «Наряжаем кукол»

Цель - учить подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.

Материалы -  куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка.

Ход игры

Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету.

Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.

Усложнение -  перед началом занятия наденьте на кукол штанишки (или юбочки), а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы.

В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных цветов.

Д/и №9 «Разложи по коробочкам»

Цель - учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.

Материалы - небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лето» и др.),  маленькие коробочки или мисочки, коробка побольше.

Ход игры

Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.

Сначала предлагайте детям предметы 2—4 цветов (по 4—8 шт. одного цвета).

Усложнение - со временем количество предметов и цветов можно увеличить.

Д/и №10 «Четвертый лишний»

Цель -  закреплять знание цветов.

Материалы - игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках):

желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;

зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;

красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз;

оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня и др.

Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.

Ход игры

Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите  найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.

Усложнение - добавить цвет, например оранжевый.    

 Дидактические игры для знакомства детей с формой

Д/и №1 «Найди пару по форме»

Цель - учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

Материалы - пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники), коробка или шляпа.

Ход игры

Перед началом занятия подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться).

Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной фигурке из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары — ребенка с такой же фигуркой.

Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.

Усложнение - количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал.

Д/и №2 «Найди такую же фигуру»

Цель - учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Материалы -  два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники).

Ход игры

Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера.

Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».

Усложнение - постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.

Д/и №3 «Башни»

Цель - знакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Материалы - пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы.

Ход игры

Сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.

Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни-пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы — круглые и квадратные. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

Усложнение - количество предметов и цветов можно увеличить.

Д/и №4 «Катится — не катится»

Цель - знакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.

Материалы -  кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры

Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их».

Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.

Усложнение - количество предметов и цветов можно увеличить.

Д/и №5 «Фигуры играют в прятки»

Цель - знакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Материалы - картонная коробка среднего размера (1—2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).

Ход игры

Покажите детям коробку и научите их проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».

Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики.

Усложнение - количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал.

Д/и №6 «Разложи фигуры по местам!»

Цель - знакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы -  доски  Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход игры

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения.

Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

Усложнение - количество предметов и цветов можно увеличить, давать задание одновременно нескольким детям.

.

Д/и №7 «Веселый поезд»

Цель - знакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы - рамки Монтессори (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход игры

Покажите детям квадратные рамки Монтессори, вынув из них формы. Затем разложите их в ряд на столе или на полу (на гладкой поверхности) и скажите: «Вот поезд, а это — вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие фигурки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд».

Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный вагончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталкивая пальцем последнюю фигурку, медленно передвиньте рамки вперед. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за мороженым и лимонадом, а затем снова садятся на свои места.

По ходу игры называйте фигурки, не требуя от детей повторения названий.

Эту игру можно повторять многократно.

Усложнение -  увеличивать количество рамок.

Д/и №8  «Разложи фигурки по домикам»

Цель - учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.

Материалы - плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5—10 шт. каждой формы); небольшие коробочки.

Ход игры

Это занятие проводится индивидуально.

Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки, количество которых соответствует количеству фигур, предлагаемых для сортировки. Предложите малышу разложить по коробкам-домикам фигурки. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по коробочкам. В эту коробку складывай все квадраты. А в эту коробку складывай все круги. Вот так». Пусть ребенок продолжит раскладывать фигуры.

Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. В конце игры проверьте содержимое каждой коробочки. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки: «В этой коробке все квадраты. А в этой коробке все круги. А что здесь делает квадратик? Наверно, он заблудился... Давай переложим его в другую коробочку».

Усложнение - количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал.

Д/и №9 «Почтовый ящик»

Цель - знакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.

 Материалы - пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход игры

Покажите детям коробку с прорезями (3—4 прорези) и геометрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик».

Объясните малышам, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.

Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.

Усложнение - использовать игрушки с большим количеством прорезей и фигур (до 5—6).

Д/и №10 «Найди лишнюю фигурку»

Цель - учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.

 Материалы - плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники; по 5—10 шт. каждой формы).

Ход игры

Это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.

Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру, которая отличается от других по форме».

Усложнение -  предлагать фигурки разного цвета и размера.

 Дидактические игры для знакомства детей с величиной

Д/и №1 «Спрячь в ладошке!»

Цель - знакомить с понятием величины.

Материалы - предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Ход игры

Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Усложнение - добавить предметы средние по величине.

Д/и №2 «Накрой платком!»

Цель - знакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Материалы - предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.

Ход игры

Сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под платком, а большой — нет.

Предложите детям поиграть в прятки — накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из-под платка, — маленькая, а та, которая не поместилась под платком, — большая.

Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы-яги.

В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче».

Усложнение –добавить предметы средние по величине.


Д/и №3 «Накрой шляпой!»

Цель - знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький.

Материалы - шляпа; предметы и игрушки разной величины.

Ход игры

Предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помещаются только маленькие предметы.

Усложнение - добавить предметы средние по величине.

Д/и №4 «Покормим кукол»

Цель - знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Материалы - миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы.

Ход игры

Возьмите два вкладыша, различающиеся по величине, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять».

Усложнение - предлагать ребенку три вкладыша-миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.


Д/и №5 «Большие и маленькие кубики»

Цель - обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.

Материалы - разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.

Ход игры

Перед началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки.

 Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие». Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. Поиграйте с кубиками. Сравните маленький кубик с большим. Поставьте их рядом».

Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведерко.

Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиками, большими и маленькими брусками, шариками и т. п.

Усложнение - добавить предметы средние по величине.

                                     

Д/и №6  «Две коробки»

Цель - закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Материалы - две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.

Ход игры

Приведем пример игры с использованием шариков. Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие. В следующий раз дайте детям более детальную инструкцию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте внимательны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми.

 Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а маленький — в маленькое». Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вместе с детьми проверьте результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался маленький шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой, кажется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому шарику добраться до дома!»

 Усложнение - добавить предметы средние по величине.


Д/и №7 «Вкладыши и башенки»

Цель - знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием «самый большой».

Материалы -  вкладыши-пирамидки.

Ход игры

1-й вариант игры — «Башенка-пирамидка». Игра проводится индивидуально.

Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и построить высокую башню-пирамидку. Пусть малыш использует доступный ему способ действия — метод проб и ошибок, практическое примеривание или зрительное соотнесение. Если ребенок не может справиться с задачей или долго действует методом проб и ошибок, не переходя на следующий уровень действий, не понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все фигурки нужно поставить донышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкладыш, ставя его на предыдущий.

2-й вариант игры — «Вкладыши». Когда ребенок построит башню несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга. Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала надо перевернуть все детали донышком вниз, затем выбрать самый большой вкладыш и вложить его в предыдущий.

Малышам следует предлагать 2—4 вкладыша.

Усложнение -  увеличивать количество вкладышей.

Д/и №8 «Где мое место?»

Цель - знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.

Материалы -  доска с углублениями-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши, различающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5—7 шт.)).

Ход игры

Покажите ребенку игрушку и предложите достать все фигурки: «Утята пошли погулять. А теперь хотят вернуться домой. Найди каждой фигурке свой домик».

Для того чтобы ребенок научился действовать не хаотически, а методом практических проб или зрительного соотнесения, необходимо повторить игру несколько раз.

Усложнение -  увеличивать количество вкладышей.


Д/и №9 «Пирамидки»

Цель - знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.

Материалы - различные пирамидки.

Ход игры

1-й вариант игры — «Красная пирамидка». Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт.), чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.

2-й вариант игры — «Разноцветная пирамидка». Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.

 Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое (это удобно делать с большими пластмассовыми пирамидками). В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена неверно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.

Усложнение -  предлагать собрать пирамидку с большим количеством колец.

Д/и №10 «Веселые матрешки»

Цель - закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Материалы -  матрешки разной величины (состоящие из 2—5 деталей).

Ход игры

1-й вариант игры — «Собираем и разбираем». Покажите малышам двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так».

Покажите детям, как разобрать и собрать матрешку. Затем раздайте детям матрешек и попросите разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрешку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрешка». В случае затруднения, объясните и покажите малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек к фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней), поочередно прикладывая верхнюю часть матрешки к нижним частям (метод практического примеривания), пока не найдется часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зрительного соотнесения.

Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?»

Усложнение - предлагать детям для игры трехсоставных матрешек.


Д/и №11 «Веселые матрешки»

Цель - закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Материалы -  матрешки разной величины (состоящие из 2—5 деталей).

Ход игры

2-й вариант игры — «Строим ряды». Предложите детям разобрать трехсоставную матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднений помогите малышам. Попросите детей показать, где самая большая матрешка, а где самая маленькая.

Усложнение - закройте матрешек ширмой и уберите одну матрешку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: «Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта матрешка поменьше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. Открывай! Одна непослушная сестричка убежала... Поставь ее на место!»

Д/и №12 «Построй ворота»

Цель - учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности.

Материалы - строительные наборы; машины различной величины (высокая, низкая, широкая, узкая).

Ход игры

Дайте двум малышам по машине и попросите построить ворота для каждой из них. Сначала предлагайте детям машины, отличающиеся только одним параметром: широкая и узкая или высокая и низкая. Впоследствии можно одновременно строить четыре и более ворот для разных машин.

 Если у кого-то из детей параметры ворот не соответствуют параметрам машины, то нужно предложить малышам попытаться построить ворота еще раз. В случае необходимости помогите детям построить ворота. Обязательно обыграйте результат.

Усложнение - одновременно строить четыре и более ворот для разных машин.


Д/и №13 «Две башни»

Цель - закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте.

 Материалы - кубики, маленькие игрушки.

Ход игры

Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные — высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем отличаются башни? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни!»

Предложите детям построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушки башен маленькие игрушки.

Усложнение - одновременно строить три и более башни.

Д/и №44  «Два поезда»

Цель - знакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.

Материалы - кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или матрешки.

Ход игры

Вместе с детьми постройте из кубиков поезд и предложите поиграть: подталкивая последний кубик, «покатайте» поезд по полу. Затем постройте второй поезд и сравните его с первым (они одинаковые).

Покажите детям, как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны). Постройте поезда, резко различающиеся по длине. Затем постепенно уменьшите разницу между поездами.

Обыгрывая сюжет, можно посадить в «вагоны» (поставить на кубики) «пассажиров» — небольшие по размеру устойчивые игрушки.

Усложнение - одновременно строить три поезда различающихся по длине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»

Цель данной работы:раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни....

Игра-занятия для детей третьего года жизни

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!Наши умные головкиБудут думать много, ловко.Ушки будут слушать,Ротик четко говорить.Ручки будут хлопать,Ножки будут топать.Спинки выпрямляют...

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни.Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир,...

Дидактическая игра с детьми 4-го года жизни « Волшебный цветок »

Воспитание культуры взаимоотношений детей разного пола посредством дидактической игры....

Сенсорное воспитание детей третьего года жизни по средствам дидактической игры

В статье раскрывается актуальность данной темы на сегодняшний день.Расматривается важность использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей третьего года жизни .Раскрывается структура дида...

Сюжетные игры – занятия с дидактической куклой в группе детей третьего года жизни

Сюжетные игры-занятия с дидактической куклой В группе детей третьего года жизни...

Дидактическая игра по сенсорному воспитанию 3 год жизни

Цель игры: закрепить знание детей 4х основных цветов и оранжевого; 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат; 3х величин: большой, поменьше, маленький;закрепить умен...